Самарский финансово-экономический колледж
(Самарский филиал Финуниверситета)
Конспект лекций
По дисциплине «Обществознание»
специальности
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)
(базовая и углубленная подготовка)
Самара
2014.
Конспекты лекций по дисциплине «Обществознание» предназначены для студентов, имеющих основное общее образование на базе 9 классов, обучающихся по специальностям: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет».
Цель данных конспектов лекций - обобщение ранее приобретенных студентами знаний по дисциплине «Обществознание» с более глубоким осмыслением определенных тем курса.
Учебная дисциплина «Обществознание» является дисциплиной общегуманитарного и социально-экономического цикла в структуре основной профессиональной образовательной программы.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- об актуальных проблемах развития мирового сообщества на современном этапе,
- о роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, чертах и признаках современной цивилизации.
При изучении данного курса важно увязывать между собой различные дисциплины социально-экономического цикла, чтобы студент имел представление о действительных проблемах общественной жизни в стране и в мире.
Особенностью курса «Обществознание» является повышенное внимание к изучению ключевых тем и понятий социальных дисциплин, а также вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
В процессе изучения данной дисциплины необходимо сформировать у обучающихся знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами. Большое значение придается формированию базовых социальных компетенций, функциональной общегражданской грамотности.
Конспект содержит основные темы, которые позволят студенту ознакомиться с учебным материалом при самостоятельной работе, а также ознакомиться с основными понятиями пропущенных тем.
В данный конспект включены 22 темы по курсу «Обществознание». Для более глубокого изучения материала обучающемуся необходимо читать учебную и иную литературу.
Итоговой формой контроля дисциплины является зачет.
Тема 1. Человек, индивид, личность
Человек, индивид, личность в обществе
Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.
1. Философские представления о человеке и его месте в обществе основаны на мнениях и размышлениях философов Древней Греции. Еще великий Сократ говорил, что человек есть мера всех вещей и только его нужно изучать и посвятить этому всю жизнь. Познание личности происходит в трехступенчатой системе знаний.
• Человек – социально биологическое и психологическое существо.
• Индивид – любой представитель человеческого рода
• Личность – это понятие занимает особое место в гуманитарных науках
Личность – это человек, который является носителем не только биологических и психологических особенностей, но социальных значимых качеств, готовый отвечать за свои поступки, осознает свое место в обществе и способны постоянному развитию и самосовершенствованию.
Проблемы личности – одна из главных проблем общественных наук. Любой человек становится личностью, существуя в обществе и воспитываясь в нем, но не любой человек может называться личностью с точки зрения других людей.
Человек может менять общество окружающих его людей, устанавливать в нем свои порядки и от этого он не перестает быть личностью, а как считают социологи, наоборот обогащает свою натуру. Личность формируется под влиянием тех требований и ожиданий которые направлены на человека со стороны других людей.
По мнению Чарльз Кули, личность формируется под эффектом зеркала, человек смотрится в это зеркало, но видит не себя, а других людей, которые оказали на него значимое влияние, он использует представление других о себе через формирование своего «Я».
Зеркальное «Я» включает в себя 3-и элемента:
• Восприятие человека другими людьми;
• Реакция других людей на его поведение
• Восприятие человека того, как другие люди реагируют на него и судят.
Личность в обществе формируется под влиянием социальных обстоятельств, ситуаций, социальных ожиданий и это формирование не заканчивается никогда, так как человек всегда имеет способность к самоанализу и саморазвитию.