Сравнительная характеристика веры в науке и религии

Приходится слышать мнение, что наука и вера несовместимы! Что вера- это понятие, присущее только религиозному мировоззрению и никакого отношения к научному познанию мира не имеет. Сложился устойчивый стереотип, что вера есть специфическое отношение к действительности или воображаемым предметам, явлениям (и соответствующее им духовное состояние человека), когда их достоверность и истинность принимаются без теоретических и практических доказательств, обоснований. И в качестве примера приводится религиозная вера. Подобную веру принято называть ”слепой верой” и ее противопоставляют знанию! Хорошо, а если предположить, что вера основана на теоретических и(или) практических доказательствах (в любой форме!) то, что вера в науке становится допустимой?В таком случае принято считать, что вера (“научная вера”) основана на глубоких знаниях природы вещей и явлений,основана на убежденности и уверенности человека в истинности тех или иных научных или общественных (политических) идей! Аспектов веры в науке чрезвычайно много. Это и вера, основанная на научном авторитете, на воспитании, на научной школе...Это вера (если хотите, убежденность, но это принципиально ничего не меняет) в работоспособность, установленных в данный период развития и проверенных законов природы, это уверенность ученого в правильности выбранной рабочей модели явления и т.п. Есть известные ученые физики, химики, космологи, философы, которые являются глубоко верующими людьми. Интересная особенность, чем глубже ученый проникает в тайны мироздания, чем старше человек становится, тем очевидней для него становится факт наличия во Вселенной единой, упорядочивающей все мироздание, силы... Ключевым моментом в “научной вере”является способ получения знаний,а также научная методология в основе которой, лежит интерпретация, вопроизводимость и прогнозирование событий. Ведь и в науке, порой, мы говорим о вере во что-то, лишь убедившись, что нам с определенной вероятностью гарантирован ПРЕДСКАЗЫВАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ... Принято считать, что основным способом получения научных знаний, является эксперимент, наблюдение, опыт как критерий истинности. Т.е., в основе научного познания лежат научно-технические способы получения новых знаний с использованием научных приборов и(или) приспособлений... Очевидно, что это не единственный способ получения новых знаний. Существуют и рациональные (теоретические, логические) и эмоциональные способы познания реальности, в основе которых лежат процессы мышления, логики, чувства и душевные переживания человека-исследователя.Т.е.,в процессе познания, самым непосредственным образом задействован человек, его психические и духовные функции, его аналитические и логические способности, его...мозг! Так было и так есть! Фактически ученые, посвятившие себя теоретическим наукам, самым непосредственным образом используют интеллектуальный и духовный потенциал в своих теоретических разработках, опираясь на размышления,умозаключения и конечно на эмпирический материал (а куда же без него?)! Т.е., проблема субъективности в науке, безусловно, существует.Это касается и интерпретации экспериментальных результатов и процесса создания гипотез и теорий, да и самого процесса восприятия реальности и многих других аспектов научного познания! Т.е.,процесс познания в науке, однозначно подразумевает использование не только технических средств (методов), но и духовных методов в познании реальности! Запомним этот тезис! Можно заметить, что вера и убежденность в науке во что-либо, формируется и укрепляется по мере углубления знаний о предмете и явлении. Фактически, в недостижимом идеале, можно предположить, что научные знания, облаченные в строгие математические формулы, теории, законы природы, в массе своей, трансформируются в ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ в…”научную веру”,т.е. в убежденность в и с т и н н о с т и полученных знаний!!! Случаем, не подобную ли веру мы наблюдаем и в религии? Не сформировалась ли религиозная вера, как результат многовековых духовных и эмпирических наблюдений за процессами, происходящими в природе, да и в самом человеке? Может религиозная вера и есть своеобразный итог, “кристалл знаний”, о таинственном визуально невидимом мире? Так что же есть вера,"научная вера" в науке? Это определенный уровень научного знания или уровень нашего незнания? Думаю многие скажут, что вера и уверенность в науке основана на знаниях!И чем эти знания совершенней, тем сильнее вера и убежденность в их истинность... Замечу, ведь именно вера, т.е. убежденность в правильности и незыблемости основных научных знаний на данном этапе развития науки и формирует доминирующую научную парадигму...Именно такая “научная вера” формировала и сегодня формирует мировоззрение многих людей и общественное научное сознание.

Суть любой веры заключается в некритическом отношении к событиям, теориям и даже вымыслам, при котором они принимаются за достоверные и истинные без доказательства. Религиозная вера – вера в Бога – не исключение. Ее

направленность на трансцендентальную реальность создает ощущение причастности к некой абсолютной истине, не только не требующей какого-либо другого обоснования, кроме веры, но и отвергающей всякую возможность другого

обоснования, кроме обоснования в самой себе. Этим вера в Бога отличается от примитивных верований в ду̣̀́̉хов и силы природы. Но, тем не менее, вера в Бога, религиозность, остаются некритическим отношением к реальности. В этом смысле вера – антипод знания. Религиозная вера ставится выше разума и даже объявляется несовместимой с ним. Принято считать, что вера в религии строится на бездоказательных догмах, положениях.Сегодня выделяют две основные причины, ответственные за формирование религиозной веры-гносеологическая, связанная с особенностями как общественного, так и индивидуального процесса познания и психологическая, непосредственно связанная с самим человеком, с его эмоциональным отношением к процессу познания... Указанные первопричины формирования религиозной веры, соответственно основывались на личном и общественном эмпирическом опыте и на глубоких личных и коллективных духовных переживаниях. В качестве эмпирических способов познания, можно отметить наблюдение широкого спектра природных и аномальных (в сегодняшнем понимании) явлений и связаных с ними закономерностей, личный и общественный опыт, связанный с преобразованием природы, процессом труда, взаимоотношением между людьми и т.п. Что касается духовного способа познания, то принято считать, что в его основе лежат духовные переживания человека, видения, чувства, интуиция, озарение, PSI-контакты, прозрения, сновидения, явления сопутствующие клинической и физической смерти и много других способов, связанных непосредственно с человеческим сознанием... Очевидно,в истории нашей цивилизации долгое время отсутствовали ОБЪЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ регистрации явлений природы. Их познание шло на основе комплексного восприятия реальности САМИМ ЧЕЛОВЕКОМ, с опорой на его духовный опыт и эмпирику.Ведь в “донаучный” период развития человечества, иных (научно-технических) способов познания окружающей действительности просто физически не было.Именно тогда, на начальных этапах эволюции человека, наряду с эмпирическим, неизбежно формировался и совершенствовался духовный метод познания реальности, в котором человек (его мозг, сознание, подсознание) выступал главным средством (“прибором”) познания реальности...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: