Вопрос 16 моделирование как особый метод экспериментального ис-я. Основные классы и виды моделей

Моделирование может определятся как процедура представления объекта моделью для получения информации об этом объекте путём проведения эк-та с его моделью. Модель – есть образец ч-л или подобие к-л предмета. Модель выступает как отображение определённых фактов, отношений, взаимосвязей элементов в определённой области знаний в более простое и более наглядное в материальной структуре данной области изучения.

Различают след типы моделей:

· Физический (имеет физ, хим, биолог природу; сохр геометр подобие оригиналу и отличается лишь размерами, материалом и скоростью протекания процессов)

· Вещественно-математический (имеет не физ, хим, биолог природу; допускает математ описание процесса происходящее с оригиналом)

· Логико-математический (модели конструирующиеся из знаков)

классы Виды
Знаковые модели Образные, концептуальные, математические
программные Жёстко-алгорит модели, эвристические
Блок-схемные  
вещественные Гипотетические, бионические, биологические

Основной целью моделирования является формирование эк-той гипотезы и выполнение мероприятий по её эк-ному подтверждению в ходе спец организации эк-та.

Модель псих ис-я представляет собой системное взаимодействие ис-ля и испытуемого в эк-ной ситуации.

Задачей моделирования эк-ных воздействий является оптимальной приближение экспериментатора с одной стороны к реальности, а с другой – к гипотезе, т.е мы определяем соотношение «теория-реальность».

Вопрос 17 понятие о планировании эксперимента. Особенности процедуры планирования и проведения экспериментального ис-я

Планирование эксперимента начинается после отработки гипотезы (выдвижения), при формулировании гипотезы исследователь ориентируется на экспериментально-теоритические подходы к стурктуре личности, группы, объекта ис-я в целом. На основе гипотезы формулируется экспериментальная задача, т.е цель ис-я определить экспериментальные условия. Её элементами могут быть: выделение объекта ис-я (формирование определённой выборки испытуемых); определение предмета ис-я (определение зависимых и независимых переменных); выбор или конструирование инструментов регистрации(методики); определение средств, методов и формирование возд-я; организация процедуры эксп-та(выбор схемы, модели, плана эк-та); выработка анализирующих действий и последовательности процедур проведения(анализ внутренней и внешней валидности); подбор методов обработки, накопления и хранения данных; определение методов анализа и интерпретация данных.

Вопрос 18 основные планы эксперимента

Доэкспериментальные планы - это исследования, которые проводились и проводятся до сих пор по определенным схемам, не учитывают требований предъявляемых к плану классического экспериментального исследования. Причина - незнание этих требований или невозможность их учета при проведении реального исследования в конкретных условиях. Исследования по схеме доэкспериментальных планов проводились еще до возникновения теории планирования эксперимента. К доэкспериментальным планам относятся: Исследование единичного случая,План с предварительным и итоговым тестированием одной группы, Сравнение статистических групп.

Экспериментальные планы служат руководством для исследователей при проведении эксперимента. Эксперименты представляют собой запланированное введение фактора в ситуацию с целью установить его связь с изменением в данной ситуации. Экспериментальные планы включают подробное описание того, сколько (и каких) групп испытуемых должно быть создано и каким образом предполагается исключить наиболее правдоподобные альтернативные объяснения. Главные задачи экспериментальных планов — связать вмешательство с эффектом и исключить все др. объяснения наблюдаемого изменения. Простейшие экспериментальные планы заключаются в воздействии, оказываемом на одного испытуемого или группу испытуемых, вместе с наблюдениями до и после этого воздействия, проводимыми с целью установления изменение в их состоянии.

Квазиэкспериментальные планы Квазиэкспериментом является любое исследование, направленное на установление причинной зависимости между двумя переменными («если А, то В»), в котором отсутствует предварительная процедура уравнивания групп или «параллельный контроль» с участием контрольной группы заменен сравнением результатов неоднократного тестирования группы (или групп) до и после воздействия.Если пользоваться строгими определениями экспериментального и квазиэкспериментального исследований, то эксперимент с одним испытуемым следует отнести к квазиэкспериментам. В то же время квазиэкспериментальные планы временных серий по сути являются модификацией доэкспериментального плана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: