К открытию выставки дирекцией утверждается режим ее работы. Часы начала и окончания рабочего дня выставки в будни и праздничные дни, время обеденных перерывов, графики сменной работы основного персонала и вспомогательных служб вывешиваются на видных местах. Заканчивается рассылка приглашений. В газетах и по радио сообщается об открытии выставки, и одновременно определяются места распространения входных билетов и меры на случаи массового скопления людей у билетных касс и возникновения очередей. Обеспечение порядка при проходе посетителей на выставку возлагается на службы местной охраны или милицию. Отдельным приказом определяется организация работы служб безопасности выставки, охраны помещений, дежурных по разделам и павильонам. При возникновении непредвиденных ситуаций дирекция и служба безопасности должны действовать в соответствии со специальной инструкцией. Все это делается ради одной из важнейших забот дирекции — организации нормального движения людских потоков по выставке и обеспечения комфортных условий работы экспонентов. Для публичной и широко разрекламированной выставки — это достаточно трудно решаемая задача. Поэтому некоторые специализированные выставки и ярмарки просто ограничивают свободный доступ публики, сосредотачивая все внимание персонала выставки на организации информационной и коммерческой работы с «целевыми» посетителями и специалистами. Другие делят время работы выставки: с утра — для специалистов с приглашениями, с 13 часов для публики с входными билетами. Организация посещения выставки «целевыми» посетителями предусматривает не только их приглашение, но и предварительную дифференциацию. Из общей массы приглашенных вычленяются для обслуживания представители средств массовой информации, официальные лица, руководители торговых палат, банков, ассоциаций, союзов деловых людей и т.п. Здесь задача устроителей — обеспечить всех информацией, формирующей благоприятное общественное мнение о выставке и организациях ее устроивших. Эта группа посетителей получает основную информацию непосредственно от дирекции выставки. Дирекция берет на себя роль гида по выставке и организует специальные маршруты осмотра, в зависимости от их практических интересов. Вторую группу «целевых» посетителей составляют лица и специалисты, не имеющие твердых намерений вступать в контакты с административной или коммерческой частью выставки. Это люди, пришедшие ознакомиться с выставкой в целом и получить информацию по некоторому узкому кругу специальных вопросов, связанных с конкретными фирмами, направлениями техники и образцами или услугами. Цель их посещения — ознакомиться с общим уровнем производства в той или иной области, сравнить продукцию своей фирмы с образцами конкурирующих фирм, получить информацию о возможностях поставки или экспорта. Эта группа посетителей получает информацию непосредственно от стендистов и является предметом заботы персонала фирм-участниц.
|
|
|
|
Еще одну группу составляют лица, заранее планирующие посещение конкретных фирм, пришедшие на выставку для окончательного решения вопроса о закупках или заключении сделок, нуждающихся в детальной информации специального назначения и гарантиях достоверности этой информации. Они, как правило, стремятся встретиться на стенде с руководителями фирм или с их официально уполномоченными представителями. Им требуется точная (из первых уст) техническая и коммерческая информация, условия транспортировки и хранения продукции, эксплуатационные характеристики, гарантии обеспечения требуемых характеристик.
Время и уровень обслуживания посетителей на стенде во многом определяются плотностью потока посетителей. Это естественно. При ограниченном количестве персонала на стенде их условия работы задаются очередью за информацией и консультациями. Чем больше посетителей на стенде, тем меньше времени каждому из них будет вынужден уделять стендист, делая исключения толь-ко для тех, кто приглашен на встречу специально или интересен стендисту по каким-либо причинам. Да и посетители не очень любят очереди, многие просто проходят мимо тех стендов, где все стендисты заняты.
Надо помнить, что на распределение времени на осмотр разных разделов и поведение в них посетителей на выставке влияет не только длина, но еще и тип организации маршрута (прямой, спиральный, пересекаемый, принудительный, добровольный и т.д.). Некоторые посетители уже через 40—50 минут осмотра экспозиций ищут ближайший выход, другие, у которых есть кредитная карта, ищут возможность приобрести нечто полезное на выставке. Упорядочение потока посетителей, создание рекреационных зон, расстановка указателей с учетом различной нагрузки на разные экспозиции, и другие меры приводят к благоприятным последствиям в обслуживании посетителей на выставке. Для создания приемлемых условий работы экспонентов на выставке дирекция изыскивает различные способы регулирования потоков посетителей или прямо на входе на нее или на отдельных ее маршрутах. Это требует соответствующего умения оценки потоков людей и знания некоторых рецептов реагирования на них. Это можно делать интуитивно, на глазок, но даже в этом случае нужно систематически получать информацию о плотности публики на маршрутах, особенно в часы пик.