У самой дирекции выставки во время ее проведения проходит масса деловых встреч и переговоров. Основные мероприятия заранее согласовываются и включаются в официальный график встреч и переговоров. Этот график обычно тщательно соблюдается и корректируется только в исключительных случаях. Но бывают и не предусмотренные графиком встречи, и тогда для них выкраивается резервное время. Здесь решается масса вопросов и проблем, актуальных для выставочной организации в настоящий момент или в перспективе. Разнообразие тем переговоров дирекции не поддается простому перечислению, но важнейшие из них — переговоры о сотрудничестве, партнерстве и взаимодействии.
У всех организаторов выставок есть проблемы расширения выставочных программ, выбора тематики новых выставок и учреждения новых ярмарок, реконструкции старых или строительства новых выставочных павильонов. Всегда существуют проблемы получения инвестиций или кредитов под новые проекты. Часто прямо на выставке проводятся переговоры о техническом переоснащении выставочного центра, приобретении более качественного современного выставочного оборудования. Нередко ведутся переговоры об обмене опытом организации выставочного дела.
|
|
Деловые встречи дирекции, чаще всего, посвящаются решению вопросов взаиморасчетов и взаимозачетов с участниками настоящей выставки; оказания помощи на стенде, в демонтаже стенда и вывозе выставочных грузов после закрытия выставки, обсуждению возможностей участия организаций в выставках последующих периодов. Помимо этого, дирекцией проводятся совещания по организации анкетированных опросов участников и посетителей выставки или совещания, посвященные формированию портфеля заявок на последующие выставки. Часть встреч посвящается обсуждению вопросов организации и проведения специальных исследований рынка товаров и услуг, представленных на выставке, анализу информационной, товарной, торговой и ценовой политики фирм-участниц.
Крупные выставки посещают члены UFI, Союза выставок и ярмарок, торгово-промышленных палат, международных выставочных ассоциаций и союзов. С ними обсуждаются важнейшие проблемы развития выставочной деятельности, вопросы членства и участия в работе этих организаций, намечаются проекты совместных действий. Нередко дирекция выставки принимает делегации выставочных организаций из других регионов и обсуждает с ними вопросы сотрудничества и координации совместных действий.
Работа научно-технического, коммерческого и справочно-информационного центров
Научно-технический центр. НТЦ выставки создается при оргкомитете и наряду с другими рабочими группами является его исполнительным органом. Цели, функции и порядок его работы определяются специальным положением, утверждаемым оргкомитетом выставки.
|
|
В состав НТЦ включаются ведущие специалисты и ученые по определенным направлениям науки, техники и технологий. В период подготовки выставки НТЦ участвует в рассмотрении заявок экспонентов и отборе участников, в сборе информации об экспонатах и разработке тематического плана выставки. Его главная задача — обеспечить высокий научно-технический уровень проводимого мероприятия. Поэтому НТЦ проводит консультации фирм по подготовке экспонатов для демонстрации на выставке. В период ее проведения специалисты НТЦ участвуют в научно-технических мероприятиях (конференциях и семинарах), проводимых в рамках выставки, и анализируют полученную информацию о последних достижениях по тематике выставки. На основе полученной информации НТЦ подготавливает аналитические материалы о тенденциях и перспективах развития отрасли, отдельных направлений техники, о тенденциях в разработках и исследованиях.
НТЦ готовит рекомендации предприятиям и учреждениям по продаже и закупкам оборудования, технологий и образцов, представленных на выставке, или по направлениям сотрудничества и кооперации.
Часто специалисты НТЦ включаются в состав жюри или экспертных групп смотров-конкурсов, проводимых на выставке, и участвуют в экспертизе образцов, представляемых на конкурс лучших товаров и услуг, в определении победителей, призеров и лауреатов по разным номинациям, а также в оформлении наградных документов и награждении участников выставки.
Иногда дирекция выставки возлагает на НТЦ подготовку и проведение научно-технических конференций, семинаров, лекций и докладов на выставке.
Коммерческий центр. Для координации торгово-посреднической деятельности, правовой помощи при заключении контрактов и договоров, а также для оценки торгового оборота выставки дирекция выставки организует коммерческий центр со следующими функциями:
• обеспечение условий для проведения коммерческих переговоров;
• привлечение местных деловых кругов на выставку и помощь им в изучении коммерческих предложений участников выставки;
• сбор и анализ информации о заключенных сделках;
• руководство всей рекламной работой, если в организации отсутствует специальный рекламный отдел.
Обычно коммерческий центр координирует свою деятельность с работой рекламного отдела. А когда такового нет, коммерческий центр берет на себя организацию работ по публикации серии материалов о выставке в средствах массовой информации; разработку и издание рекламных проспектов и буклетов, листовок, плакатов и афиш, их рассылку и расклейку в специально отведенных местах; изготовление и установку технических средств наружной рекламы типа «бегущая строка», растяжки и транспаранты, световые табло и щиты и т.п.
Пресс-центр выставки. Существенный интерес для экспонентов и деловых кругов, участвующих в мероприятиях, представляет пресс-центр выставки. Именно пресс-центр занимается аккредитацией корреспондентов, освещающих работу выставки. Он подготавливает пресс-релизы для пресс-конференции, проводимой перед ее открытием, и обеспечивает информацией средства массовой информации о мероприятиях на выставке. Пресс-центр выставки оказывает помощь журналистам в сборе информации на стендах, в организации и проведении интервью с руководством выставки и ее участниками; в подготовке репортажей с выставки в газетах, журналах, на радио и телевидении.
Иностранным участникам пресс-центры выставок оказывают помощь в установлении контактов с местными и центральными средствами массовой информации, в организации пресс-конференций и брифингов. Кроме того, пресс-центр выставки активно участвует в проведении «национальных дней» их стран и других сопутствующих выставке мероприятиях.
|
|
Справочно-информационный центр. Информационное обслуживание посетителей выставки обеспечивает создаваемая информационно-справочная служба или информационный центр, размещаемый, как правило, при входе на выставку. Его задача — распространять официальный каталог выставки и другие информационно-рекламные материалы о выставке, отвечать на вопросы посетителей о планировке выставки и размещении на ней стендов фирм-участниц, различных служб выставки и ее администрации. Сегодня информационные центры выставок для оперативного обслуживания посетителей оснащаются ксероксами, телекоммуникационным оборудованием, компьютерами с разнообразными базами данных экспонатов прошлых выставок и настоящих экспозиций, характеристиками организаций и их товаров и услуг, прайс-листов и тому подобными информационными материалами. На практике встречаются случаи совмещения функций информационных и коммерческих служб на выставке. И тогда такая служба называется информационно-коммерческим центром.
Прием почетных гостей и экскурсий. Информационно-рекламные и культурные программы на выставке
Во время работы выставки главный методист отвечает за организацию заказных экскурсий и прием почетных гостей. Он принимает заявки от организаций, учреждений и предприятий на конкретную дату и согласует с ними категорию и число экскурсантов, время начала экскурсии, тему, маршрут и время, отводимое на нее. Он обеспечивает коллективные посещения выставки и заказные экскурсии экскурсоводами или гидами-переводчиками, составляет графики их работы, определяет состав смен экскурсоводов и гидов-переводчиков. Отработка экскурсоводами вариантов маршрутов для разных категорий экскурсантов проводится накануне выставки. А во время выставки главный методист согласовывает действия экскурсоводов и гидов с действиями стендистов и демонстраторов на стендах.
|
|
Но самая ответственная задача главного методиста выставки — обеспечить на высоком уровне прием почетных гостей — высокопоставленных лиц и официальных правительственных делегаций. Именно поэтому на крупных выставках для их обслуживания создаются специальные группы сопровождения. В состав группы включаются специалисты и руководители предприятий, хорошо знающие самые разнообразные проблемы, демонстрируемые и решаемые с помощью настоящей выставки. Кроме того, члены группы сопровождения почетных гостей обычно в совершенстве владеют двумя-тремя иностранными языками. Здесь нужно не только удовлетворить интересы почетных гостей, но и соблюсти протокольную часть встречи. Если это делегация финансистов и промышленников, перед осмотром выставки для нее организуется 5— 10-минутный брифинг со специалистами соответствующего направления. Если это правительственная делегация, встречать ее и сопровождать по выставке должно лицо соответствующего ранга и компетенции. Все особенности посещения должны быть рассмотрены заранее, а порядок встречи гостей и показа выставки согласован с соответствующими службами. Время приема делегаций обычно жестко ограничено. В условиях лимита времени с методической точки зрения главное здесь — показ выставки с наиболее важной стороны, выделение наиболее значительных экспозиций и экспонатов, демонстрация наиболее привлекательных идей и предложений. Подробная и детальная информация по какому-либо вопросу предоставляется только в случае персональной просьбы члена делегации. Это творческая работа, каждый раз требующая соответствующей ориентации и своего подхода. По окончании экскурсии или приема делегации главный методист анализирует удачные и неудачные стороны их проведения, снабжает экскурсовода на будущее дополнительными материалами, аргументами и доводами.
Существенную часть работы главного методиста выставки составляет реализация программы информационно-рекламных мероприятий. К важнейшим из них относятся презентации фирм, участвующих, в выставке. Презентации фирм проводятся или прямо на стенде или в специально предусмотренном деловом центре выставки. О презентации фирмы сообщается афишами, рассылкой приглашений, в объявлениях по местной радиотрансляционной сети. Содержательную часть презентации определяет представляемая фирма, но порядок, время и место презентации обязательно согласуется с дирекцией выставки, чтобы она могла оказать необходимую техническую помощь организаторам презентации.
К презентационным мероприятиям относятся и «национальные дни» стран, участвующих в выставке. Но в отличие о презентации отдельных фирм «национальные дни» представляют собой расширенный комплекс мероприятий, начинающийся с официальной части — поднятия на флагштоке перед павильоном национального флага. Открывается «национальный день» торговым представителем или послом данной страны. При их участии проводятся официальные встречи и приемы, организуются выступления участников выставки, проходит знакомство с научными, техническими и экономическими достижениями на стендах или на семинарах и деловых встречах. «Национальный день страны» обязательно сопровождается культурной программой, состоящей из выступлений ансамблей, кинопросмотров, театрализованных или концертных представлений, конкурсов, лотерей, а иногда и спортивных состязаний.
Практически на всех выставках и ярмарках теперь проводятся мероприятия научно-технического характера. Крупные или известные в какой-нибудь области науки и техники фирмы обычно проводят семинары для участников выставки, технической и научной общественности. Напрмиер, труба электросварная гост представлена на выставке. На них ведущие специалисты фирмы делают доклады о состоянии и перспективах развития данной отрасли и новых направлениях исследований и разработок. В конце докладов специалисты отвечают на вопросы участников семинара, раздают информационные материалы.
Сами организаторы выставки обычно устраивают научно-практические конференции, посвященные проблемам развития отрасли науки и техники, представленной на выставке. Например, на международной московской выставке «Выставочный сервис» уже трижды проводились конференции на тему «Современные тенденции и перспективы развития выставочно-ярмарочной деятельности». Проблемам экономики, финансов и инвестирования организаторы выставки обычно посвящают встречи «за круглым столом» для представления друг другу заинтересованных организаций. Встречи деятелей культуры и кино-концертные мероприятия на самой выставке, как правило, составляют основу ее культурной программы. Но, кроме этого организаторы предлагают участникам посещение местных театров, концертных и спортивных мероприятий, организуют экскурсии по достопримечательным местам, музеям и художественным галереям ближайших окрестностей.
Взаимодействие дирекции выставки с экспонентами и персоналом стендов
Работа дирекции выставки с персоналом экспонентов начинается еще до открытия выставки, а фактически — с момента их появления на территории выставки. В плане мероприятий должен быть предусмотрен инструктаж персонала стендов. Они должны знать все о режиме работы выставки, правилах поведения на стендах и порядке обращения в дирекцию выставки, в случае необходимости.
По прибытии на выставку персонал экспонентов обычно регистрируется или отмечает командировочные удостоверения. Желательно сразу же выяснить, кто будет старшим на стенде, с кем в случае необходимости нужно будет поддерживать контакты. Лицам, ответственным за работу персонала на стенде, сообщается, где главный офис дирекции выставки, где на территории выставки расположены телефоны-автоматы, банк, служебные проходы и лестницы, лифты, недорогая столовая, пресс-центр, пункты сдачи потерянного имущества, неотложной медицинской помощи, туалеты. В обязанности дирекции входит инструктаж лиц, ответственных за работу стендов, а они, в свою очередь, должны проинструктировать свой персонал о режиме работы выставки и требованиях по соблюдению правил и инструкций, в том числе по пожарной и технической безопасности. Можно помочь им заранее определить по планировке стенда, где лучше повесить свою верхнюю одежду, а где одежду посетителей, пришедших на переговоры. Дирекция должна предупредить о том, что стенд никогда не должен оставаться без присмотра, и предложить составить графики дежурств на стенде, подсказать, что лучше их сделать посменными, и не более трех часов каждая по продолжительности, после чего у людей должен быть хотя бы получасовой перерыв.
В это же время выясняются дополнительные потребности и нужды экспонентов, решаются вопросы их удовлетворения. Вполне возможно, что экспоненту могут потребоваться технические средства демонстрации информации (диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон и т.п.) и демонстраторы. Если это возможно, то все предоставляется по дополнительной заявке. В случае, если демонстраторами будут выступать сами стендисты, их нужно проинструктировать о правилах пользования аппаратурой, подсказать последовательность действий и показать, как сопровождать их комментариями.
Лицу, ответственному за работу персонала на стенде, вручается список местных телефонов организаторов выставки и всех необходимых служб, например, телефонов персонала по обслуживанию: аудиовизуальных средств, по ремонту стендов и реставрации поврежденного оформления, также при необходимости предоставляется юридическая консультация онлайн бесплатно. Обязательно сообщается, куда обращаться, если вдруг прекратится подача на стенд электрической и других видов энергии.
Такая информация должна быть заготовлена в достаточном количестве экземпляров. Во-первых, у каждого ответственного на стенде лица должна быть папка с такой информацией. Во-вторых, ее должно хватить на случай ротации персонала стендов в течение выставки.
Обычно большая часть работы на выставке возлагается на главного методиста дирекции. Работа главного методиста выставки со стендистами во многом зависит от него самого, его опыта и заинтересованности в успешном проведении выставки. У главного методиста и его помощников должен быть свой план работы с персоналом стендов в период выставки. Некоторые методисты еще перед открытием выставки организуют семинары для стендистов, на которых объясняют особенности данной выставки, консультируют, как лучше вести рекламно-информационную работу, как принимать почетных гостей, как заказать переводчика; инструктируют о правилах торговли со стенда при централизованном обеспечении кассовыми аппаратами.
Все виды технической помощи экспонентам обеспечивают специальные службы. У них на выставке тоже должны быть графики работы смен, они должны быть обеспечены всем необходимым и в случае поступления заявки или телефонного звонка немедленно реагировать на запросы экспонентов. Особая четкость в работе требуется от служб охраны помещений и службы безопасности. Списки их ответственных лиц и номера телефонов для экстренных случаев должны быть у персонала стендов всегда на видном месте.