Понятие производственного процесса, его классификация. Принципы рациональной организации производственного процесса

Понятие предприятия, его основные черты и цели деятельности. Продукция предприятия, ее классификация.

Предприятием является самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги.

Основной задачей деятельности предприятия является обеспечение потребностей общества товарами (услугами) соответствующего ассортимента и надлежащего качества.

Основным направлением деятельности каждого предприятия, является изучение конкурентной среды и рынка, на котором функционирует ли на который планирует выйти предприятие со своей продукцией (услугами).

Основными целями предприятия могут быть:

§ завоевать или удержать большую долю какого-либо рынка для своего товара;

§ добиться более высокого качества своего товара;

§ занять в отрасли лидирующее положение в области технологии;

§ добиться максимального использования имеющихся сырьевых, людских и финансовых ресурсов;

§ повысить прибыльность своих операций;

§ добиться максимально возможного уровня занятости.

Продукция – это совокупность потребительской стоимости, предназначенная для удовлетворения потребностей предприятий.

При учете продукции в стоимостном выражении различают:

Готовая продукция это изделия промышленного предприятия, которые завершены производством, соответствуют государственным стандартам или техническим условиям, приняты отделом технического контроля, снабжены документами, удостоверяющими качество, и предназначены для реализации на сторону.

Полуфабрикаты это полупродукты, техническая обработка которых закончена в одном из производств (цехов) предприятия, но требует доработки или переработки в смежном производстве (другом цехе) этого же предприятия или, которые могут быть переданы для дальнейшей обработки на другие предприятия.

Незавершенное производство это продукция, не получившая законченного вида в пределах производства, а также продукция, не проверенная ОТК и не сданная на склад готовой продукции

Планирование и учет изготовлений продукции осуществляется в натуральных (физических) и стоимостных (денежных) измерителях. Измерителями объема продукции в натуральном выражении являются физические единицы (т, шт, м), условно-натуральные (тысячи условных банок, условные листы шифера и штуки кирпича) и двойные натуральные показатели (производство труб - в т и м, тканей - м и кв.м).

Понятие производственного процесса, его классификация. Принципы рациональной организации производственного процесса.

Производственный процесс – это целенаправленное, постадийное, состоящее из ряда технологических (производственных) операций превращение исходного сырья и материалов в готовый, заданного свойства продукт, пригодный к употреблению или к дальнейшей переработке.

Технологическая (производственная) операция – это часть производственного процесса, выполняемая на одном рабочем месте, состоящая из ряда действий над одним объектом производства (деталью, узлом, изделием и т.п.), одним или несколькими рабочими.

Производственные процессы

В зависимости от роли в изготовлении продукции: - основные; - вспомогательные; - обслуживающие.

В зависимости от особенностей используемого оборудования: - аппаратурные (агрегатив- ные); - дискретные.

В зависимости от степени непрерывности: - прерывные; - непрерывные В зависимости от характера протекания: - простые; - синтетические; - аналитические.

По степени технической оснащенности: - ручные; - частично механизированные; - комплексно-механизированные; - автоматизированные.

В зависимости от стадии изготовления продукции: - заготовительные; - обрабатывающие; - выпускающие.

Принципы рациональной организации производственного процесса можно разделить на две категории: общие, не зависящие от конкретного содержания производственного процесса, и специфические, характерные для конкретного процесса.

Общие принципы – это принципы, которым должно подчиняться построение любого производственного процесса во времени и пространстве. К ним относятся следующие:

• принцип специализации, означающий разделение труда между отдельными подразделениями предприятия и рабочими местами и их кооперирование в процессе производства;

• принцип параллельности, предусматривающий одновременность осуществления отдельных частей производственного процесса, связанного с изготовлением определенного изделия;• принцип пропорциональности, предполагающий относительно равную производительность в единицу времени взаимосвязанных подразделений предприятия;

• принцип прямоточности, обеспечивающий кратчайший путь движения предметов труда от запуска сырья или полуфабрикатов до получения готовой продукции;

• принцип непрерывности, предусматривающий максимальное сокращение перерывов между операциям;

• принцип ритмичности, означающий, что весь производственный процесс и составляющие его частичные процессы по изготовлению заданного количества продукции должны строго повторяться в равные промежутки времени;

• принцип технической оснащенности, ориентированный на механизацию и автоматизацию производственного процесса, устранение ручного, монотонного, тяжелого, вредного для здоровья человека труда.

3) Организационные типы производства. Основы системного подхода к организации производства.

различают три типа производства:

1. массовый

2. серийный

3. единичный.

Массовым называют тип производства, или, проще, производство, характеризуемое большим объемом выпуска изделий непрерывно изготовляемых или ремонтируемых продолжительное время, в течение которого на большинстве рабочих мест выполняется одна рабочая операция. При массовом производстве для каждой операции выбирается наиболее производительное, дорогое оборудование,.

Серийным называют производство, характеризуемое изготовлением повторяющимися партиями изделий. Размеры партий и количество заготовок одновременно подаваемых на рабочее место могут быть большими и малыми. Они определяют серийность производства. Различают производство крупносерийное, среднесерийное и мелкосерийное. Чем крупнее партии, тем реже сменяемость на рабочих местах, тем ближе производство приближается к массовому типу производства и тем дешевле может быть выпускаемая продукция.

Единичным называют производство, характеризуемое малым объемом выпуска одинаковых изделий, повторное изготовление изделий которых, как правило, не предусматривается. Здесь отсутствует цикличность производства, свойственная серийному производству. Отсутствие повторяемости изготовления ведет к поиску наиболее упрощенных путей изготовления продукции. Чаще всего так работают экспериментальные, ремонтные цехи и т.п. Рабочие здесь, как правило, высокой квалификации. Оборудование и оснастка - универсальные. Стоимость продукции - высокая.

Системный принцип, или системный подход, — это всего лишь признание того, что всякая организация представляет собой систе­му, состоящую из частей, каждая из которых обладает своими соб­ственными целями.

Существует два основных типа систем:

1. Закрытые;

2. От­крытые.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систе­му. Открытая система характеризуется взаимодействием с внеш­ней средой. Она зависит от энергии, материалов и информации, по­ступающих извне. Открытая система обладает способностью при­спосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Общие принципы системного подхода. Системный подход пред­ставляет собой совокупность принципов и теоретических положе­ний, позволяющих рассматривать каждый элемент системы в его связи и взаимодействии с другими элементами, прослеживать из­менения, происходящие в системе в результате изменения отдель­ных его звеньев, изучать свойства и делать обоснованные выводы относительно закономерностей развития системы, определять оп­тимальный режим ее функционирования.

4. Сущность понятия планирования. Формы планирования и виды планов.

Планирование — это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу.

Основными задачами планирования деятельности предприятия являются обеспечение финансовой устойчивости предприятия, достижение более высокой рентабельности по сравнению с рентабельностью конкурентов, увеличение объема оборота и доли на рынке за счет формирования конкурентоспособной структуры оборота, ценовой политики и эффективного использования ресурсов.

Виды (формы) планирования и виды планов различают по содержанию и форме проявления.

1. С точки зрения обязательности плановых заданий — директивное и индикативное.

Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер.

Индикативное планирование в отличие от директивного планирования носит направляющий и рекомендательный, но необязательный для исполнения характер.

2. По срокам, на которые разрабатываются планы, различают долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование.

Долгосрочное (перспективное) планирование осуществляется на период более пяти лет. При среднесрочном планировании, планы разрабатываются на период от одного до пяти лет. Текущее планирование осуществляется на год, включая полугодие, квартал, месяц, неделю (декаду), день.

По содержанию плановых решений выделяют стратегическое планирование, тактическое, оперативно-календарное и бизнес-планирование.

3.Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу.

Тактическое планирование — это процесс создания предпосылок для реализации стратегических целей. Оперативно-календарное планирование — это конкретизация показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.

Бизнес-планирование осуществляется при создании нового предприятия или освоении новых видов деятельности.

4. По сферам различают планирование:

сбыта (на предприятиях торговли и питания — планирование объемов оборота);

производства (на предприятиях питания — разработка производственной программы);

персонала (потребность, подбор, подготовка, переподготовка, увольнение);

потребностей (потребности в товарах, сырье, в материально-технической базе и т. д.);

инвестиций, финансов и т. д.

5. Принципы и методы планирования

В практике планирования используются следующие методы: балансовый, основанный на установлении пропорциональности между потребностью в ресурсах и источниках их покрытия; вариантный (расчетно-конструктивный), позволяющий при разработке показателей плана выбирать наилучший вариант для конкретных условий производства; нормативно-ресурсный, основанный на всесторонней оценке имеющихся на предприятии производственных ресурсов и создании предприятия как единого целого хозяйственного механизма; программно-целевой метод, который позволяет обеспечивать увязку целей плана-прогноза с имеющимися ресурсами; экономико-математический, куда относят методы математической статистики (экстраполяции), детерминированные (определенные) и стохастические (вероятностные).

процессе разработки планов-прогнозов на промышленных предприятиях используют следующие положения (принципы):

1) самостоятельность предприятия в планировании своей хозяйственной деятельности, исходя из необходимости получения максимума прибыли и социального развития коллектива с целью роста благосостояния работников;

2) выполнение договоров с государственными, кооперативными, общественными организациями и физическими лицами на поставку производимой продукции, работ и услуг и приобретение материально-технических средств на основе экономической выгодности;

3) согласование с местными государственными органами власти своей хозяйственной деятельности по вопросам экологии, социального и демографического развития и других сторон деятельности, затрагивающей интересы окружающего населения;

4) научность планов. Во всех прогнозах развитие промышленных предприятий должно осуществляться на базе научно-технического прогресса, рационального использования производственных ресурсов, технического перевооружения;

5) непрерывность планирования. Планы-прогнозы разрабатываются на различные сроки. Среди них выделяют долгосрочные (от 5 до 15 лет) и среднесрочные (от 1 года до 5 лет) прогнозы, годовые, квартальные, месячные планы. Все они должны увязываться между собой и вытекать один из другого. Планы-прогнозы на более короткие периоды времени разрабатываются на основе показателей перспективных планов. Они детализируют и уточняют их в соответствии с конкретными задачами данного периода, вновь выявленными резервами роста производства. Непрерывность планирования вытекает из непрерывности совершенствования производства, что обеспечивает выполнение планов-прогнозов;

6) комплексность планирования. В плане-прогнозе должны найти отражение все стороны деятельности предприятия: производственная, хозяйственная, финансовая, социальная и экологическая. Плановые показатели и учет их выполнения устанавливаются для всех производственных участков и цехов. Таким образом, достигается необходимая пропорциональность и сбалансированность в работе и развитии отдельных частей предприятия, обеспечивается выполнение плановых (прогнозируемых) показателей;

7) оптимальность планирования. Под оптимальностью планирования понимается эффективное использование при разработке планов-прогнозов и в ходе их выполнения всех ресурсов производства, составление варианта плана с лучшими показателями. Это положение имеет важное значение для повышения эффективности производства на предприятии и отрасли в целом;

8) стабильность планирования. Это означает всесторонний и правильный учет при составлении планов-прогнозов производственных возможностей предприятия, применение такой методики их разработки, которая исключала бы частые изменения показателей.

6. Система плановых нормативов и показателей.

Показатель — это качественно определенная переменная величина, которой может соответствовать множество количественных значений.

Используемые в планировании показатели должны обладать:

• достоверностью — точно соответствовать объективному состоянию отражаемого явления;

• свойствами меры — быть измеряемыми и вполне определенными;

• достаточностью — полно характеризовать существенные стороны производства или сбыта продукции;

• однозначностью — не допускать различных толкований, не быть двусмысленными;

• способностью агрегироваться, разукрупняться и быть сопоставимыми;

• гибкостью, адаптивностью и способностью отражать все изменения условий функционирования объекта планирования;

• оперативностью — своевременно поступать к разработчику плана;

• лаконичностью — высокой информационной насыщенностью;

• экономичностью — минимум затрат на сбор и обработку.

Плановые показатели в зависимости от их содержания подразделяются на следующие основные группы: количественные и качественные, натуральные и стоимостные.

Количественные показатели отражают объемы производства валовой, товарной продукции, прибыли, численность работающих и т.д. в абсолютных величинах (рублях, тоннах, метрах, человеко-часах и др.).

Качественные показатели — это относительные величины, например повышение производительности труда, прирост эффективности, снижение затрат и др., выражающие соотношение между количественными показателями.

Натуральные показатели характеризуют материально-вещественное содержание плана предприятия и измеряются в специфических единицах, соответствующих особенностям каждого вида товара — в литрах, килограммах, метрах и т.д. Для сопоставления объемов однородных товаров различного качества в планах применяют условно-натуральные показатели, в которых за условную единицу принимают один сорт (вид) данного товара, а все остальные приравнивают к нему с помощью переводных коэффициентов.

Стоимостные показатели позволяют соизмерять в денежном выражении любые виды товаров, услуг или работ.

7. Сущность стратегического планирования. Типы стратегий предприятий.

Стратегическое планирование — это процесс создания и претворения в жизнь алгоритмов действий, связанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегических задач.

Сущностью стратегического планирования является системное согласование балансов доходов и расходов производителей и конечных потребителей — государства (межгосударственного блока), домашних хозяйств, экспортёров и импортёров (внешнеэкономический баланс) интересов производителей и потребителей.

Сущность стратегического планирования экономических и политических процессов определяется стратегией государства, под которой понимается направленность изменения баланса сил социальных слоев на определённом этапе исторического развития.

Научное стратегическое планирование является единственным инструментарием для обеспечения бескризисного развития экономики в направлении устойчивого роста качества жизни


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: