Анализ возможностей предприятия, его сильных и слабых сторон

Анализ сильных и слабых сторон предприятия служит для оценки обладания предприятием внутренними силами воспользоваться возможностями и внутренних слабостей, которые могут осложнять будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Метод, используемый для диагностики внутренних проблем, называется управленческим обследованием. Он основан на комплексном исследовании различных функциональных зон организации и, в зависимости от поставленной задачи, может быть методически простым и более сложным.

Для целей стратегического планирования в обследовании рекомендуется включать 5 функциональных зон: маркетинг, финансы (бух. учет), производство, персонал, организационная культура и имидж организации.

1. Зона маркетинга.

При анализе функции маркетинга выделяется 7 элементов использования:

а) доля рынка и конкурентоспособность. Доля рынка в % к его общей емкости является одним из важнейших показателей, характеризующих успешность деятельности предприятия, т.к. существует зависимость между долей рынка предприятия и его прибыльностью; в тоже время это существенная цель большинства фирм, и руководство постоянно ее контролирует. Необязательно контролировать рынок полностью или занимать там преобладающее положение.

б) разнообразие и качество ассортимента. Во многом определяет
устойчивость предприятия; но здесь возможны разные подходы: одна фирма
выпускает ограниченный ассортимент и видит свой главный успех в
обеспечении качества продукции, осваивает 1-2 изделия в год; другая фирма ежегодно осваивает десятки и сотни новых изделий.

в) рыночная демография.

Исследование изменений на рынке и в структуре клиентов – сложная задача для руководства предприятия, еще больше осложняет её расслоение общества, изменение уровня доходов основной массы населения, изменение общественных ценностей.

г) рыночные исследования и разработки.

Для поддержания конкурентоспособности организации необходимо вести широкие исследования и разработки новых товаров и услуг, а также новых рынков, что дает возможность быстро реагировать на изменения спроса и вовремя осваивать новые рынки сбыта.

д) предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов.

Функция обслуживания клиентов сегодня является наиболее слабым местом в предпринимательстве. Эффективное и добротное послепродажное обслуживание способствует большему количеству продаж, формированию и сохранению лояльности покупателей к фирме, позволяет устанавливать повышенные цены.

е) сбыт, реклама, продвижение товара.

Предприятие может рассчитывать на успех на рынке только в случае, если оно имеет активных и компетентных сбытовиков, агрессивную, творческую рекламу и продвижение товаров и услуг.

ж) прибыль.

Обобщающий показатель эффективности деятельности коммерческих организаций; постоянный контроль за прибылью различных направлений деятельности, товаров и услуг является важной функцией управляющего маркетингом.

Некоммерческая организация первостепенное значение придает эффективности своих операций, для нее эффективная доставка товара или услуги служит главным элементом маркетинга.

2. Финансы (бух. учет)

Финансовое состояние предприятия во многом определяет, какую стратегию руководство выберет на будущее. Детальный анализ финансового состояния помогает выявить имеющиеся и потенциально слабые стороны предприятия. Как правило, анализ проводится методами финансовой ревизии – это трудоемкая работа, требует много времени и привлечения большого числа сотрудников. Нужно стремиться, чтобы финансовая ревизия не мешала нормальному функционированию предприятия в период ее проведения.

3. Производство.

Постоянный анализ управления производством имеет большое значение для своевременной адоптации внутренней структуры предприятия к изменениям во внешнем окружении и выживания в конкурентной среде.

4. Персонал (людские ресурсы).

Решение многих проблем совершенствования предприятия зависит от обеспечения производства и управления квалифицированными специалистами.

людских ресурсов позволит выявить потенциально слабые места в данной функциональной зоне и предпринять адекватные меры.

5. Организационная культура и имидж предприятия.

Организационная социальная среда состоит из людей: руководителей, подчиненных, неформальных лидеров, коллег. Организационная культура складывается из поведения людей в организационной среде.

Под организационной культурой понимают целостную систему выработанных в организации и свойственных ее членам моделей поведения, обычаев, нравов, ожиданий. Культура – результат общественных воздействий, передается и поддерживается главным образом через обучение; внутри предприятия проявляется через поведение. Многие модели поведения усваиваются непосредственно через стратегии, планы, процедуры.

Имидж предприятия определяется тем впечатлением, которое создается с помощью сотрудников, клиентов и общением в целом. Культура и имидж предприятия подкрепляется или ослабляется репутацией: последовательно ли предприятие в своей деятельности и достижении целей, как оно выглядит по сравнению с другими предприятиями в данной отрасли, привлекает ли она хороших людей.

Выявив сильные и слабые стороны и взвесив факторы по степени важности, руководство может определить функциональные зоны, требующие немедленного вмешательства или могущие подождать, а также те, на которые можно опереться при разработке и реализации стратегии предприятия.

9. Понятие производственной программы предприятия, ее содержание, задачи, основные факторы формирования. Возможные стратегии планирования объемов производства.

Производственная программа - это основной раздел годового и перспективного бизнес-плана развития предприятия. В ней определяется объем изготовления продукции по номенклатуре, ассортименту и качеству в натуральном и стоимостном выражениях.

Главная задача при составлении программы – это подтвердить расчетами, что производство в состоянии реально производить необходимое количество товаров в нужные сроки и с требуемым качеством. При этом указывается состав оборудования, поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий, условия поставки по цене, количеству и качеству.

Разработка производственной программы включает решение следующих задач. Во-первых, планируется номенклатура, ассортимент и объем выпуска изготовляемой предприятием продукции, которые устанавливаются на основе централизованного задания по поставкам важнейших для народного хозяйства видов продукции и портфеля заказов предприятия с учетом его специализации.

Во-вторых, определяется состав полуфабрикатов, которые будут изготовляться самим предприятием и которые оно будет получать в порядке кооперирования производства от других, а также полуфабрикатов, которые предприятие будет производить в порядке кооперирования для смежных организаций.

В-третьих, предусматривается улучшение использования производственной мощности с учетом возможности ее рационального расширения и специализации производства.

В-четвертых, предусматривается распределение производства продукции по отдельным календарным периодам в соответствии со сроками ее поставки по хозяйственным договорам с покупателями.

План производства и реализации продукции составляется в натуральном и стоимостном выражениях.

Номенклатура продукции - это перечень наименований изделий, по которым в дальнейшем будут устанавливаться задания по производству.

Ассортимент - разновидность этих изделий по видам, сортам, типам в разрезе номенклатуры.

принципами формирования производственной программы предприятия являются: - научное обоснование использования производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов; - систематическое обновление номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции и повышение ее качества; - согласованность производственной программы предприятия с поставками сырья, материалов, полуфабрикатов от других предприятий, связанных по линии кооперации; - непрерывное наращивание выпуска продукции, если на нее имеется спрос.

Для эффективного функционирования предприятия необходим учет следующих внутренних и внешних факторов, определяющих производственные программы предприятия:

объем и особенности спроса на продукцию предприятия;

номенклатура и ассортимент продукции, формирование которых осуществляется с учетом стадии жизненного цикла продукции, степени новизны изделия и его спроса на рынке;

конкурентная среда и положение предприятия на рынке (определение возможного объема продаж);

уровень специализации предприятия (производит ли оно технологически однородную продукцию или производство диверсифицировано);

степень обеспечения максимальной загрузки производственной мощности предприятия и полной занятости персонала, наличие материально сырьевых, трудовых и финансовых ресурсов.

План реализации (сбыта) продукции, его содержание, назначение.

От сбыта зависят производство и материально-техническое обеспечение. Таким образом, в процессе сбыта окончательно определяется результат работы предприятия, направленный на расширение объемов деятельности и получение максимальной прибыли. Сбыт является средством достижения поставленных целей предприятия и завершающим этапом выявления вкусов и предпочтений покупателей. Существует шесть видов сбыта: прямой, косвенный, интенсивный, селективный, нацеленный и ненацеленный.

Прямой сбыт широко распространен при продаже средств производства и реже – товаров широкого потребления. Прямой сбыт предполагает реализацию продукции непосредственным ее изготовителем через фирменную торговлю, Интернет, посылочную торговлю.

Для продажи товаров широкого потребления применяется косвенный сбыт – продажа товаров через торговые организации, независящие от производителя (через оптовые и розничные торговые организации).

Интенсивный сбыт предназначен для продажи товаров широкого потребления, в том числе фирменных товаров (марочных). Суть в том, что продажа товара ведется через большое количество различных посредников.

Селективный сбыт предусматривает ограничение числа торговых посредников. Его обычно используют при продаже товаров, требующих специального обслуживания, обеспечения запасными частями, создания ремонтных мастерских, подготовки специального персонала. Селективный сбыт применяется при сбыте престижных товаров.

Нацеленный сбыт предполагает продажу товаров какой-либо конкретной группе покупателей. Ненацеленный сбыт применяется для всех потенциальных покупателей, поэтому требует больших рекламных расходов.

Сбыт товаров широкого потребления может осуществляться также сотрудниками разъездной службы (торговыми агентами). В задачи этих работников входят:

- сбор рыночной информации,

- поиск потенциальных клиентов,

- организация разъездной торговли,

- вступление в контакт с клиентом,

- демонстрация ассортимента товаров,

- заключение договоров купли-продажи,

- наблюдение за выполнением заказов,

- оказание поморщи в рекламациях,

- участие в мероприятиях по стимулированию сбыта.

№11 Производственная мощность предприятия: понятие, виды, этапы планирования

Производственная мощность предприятия - это максимально возможный выпуск продукции за единицу времени, при полном использовании производственного оборудования и площадей. Производственные мощности измеряются в натуральном выражении (тоннах, штуках, метрах).

В течение каждого планируемого периода производственная мощность может измениться. Основными причинами изменений являются: установка новых единиц оборудования; износ оборудования; ввод в действие новых мощностей; модернизация оборудования; режим работы оборудования.

Виды производственной мощности:

Теоретическая - максимально возможный выпуск продукции при идеальных условиях функционирования производства. Этот показатель используется при обосновании новых проектов, расширения производства, других инновационных мероприятий.

Максимальная мощность – теоретически возможный выпуск продукции в течение отчетного периода при обычном составе освоенной продукции, без ограничений со стороны факторов труда и материалов.

Экономическая мощность- предел производства, который предприятию невыгодно превышать из-за большого роста издержек производства

Практическая мощность – наивысший объем выпуска про­дукции, который может быть достигнут на предприятии в реальных условиях работы

Производственная мощность – величина динамичная, изме­няющаяся под влиянием различных факторов, мощность определяется на начало планового периода – входная мощность и на конец планового периода – выходная мощность.

Планирование производственной мощности основано на учете факторов. При расчете мощности принимаются во внимание следующие факторы: структура и величина основных производственных фондов; качественный состав оборудования, уровень физического и морального износа; передовые технические нормы производительности оборудования и т.д.

Планирование производственной мощности заключается в выполнении комплекса плановых расчетов, позволяющих определить: входную мощность; выходную мощность; показатели степени использования мощности.

Входная мощность определяется по наличному оборудованию, установленному на начало планового периода. Выходная мощность – мощность на конец планового периода, рассчитываемая на основе входной мощности, выбытия и ввода мощности в течение планового периода.

№12 План материально-технического обеспечения производства, его содержание, задачи, порядок составления.

План материально-технического обеспечения представляет собой совокупность документов, в которых отражена и оценена потребность в материальных ресурсах и предложены варианты источников удовлетворения данной потребности.

Задачи плана материально-технического снабжения:
-своевременное удовлетворение предприятия в ресурсах и их качестве;
-минимизация затрат на приобретение, доставку и хранения ресурсов;
-определение сроков поставки и размеров транспортных партий;
-определение оптимального уровня запасов;
-создание условий для эффективной работы предприятия;
План материально- технического обеспечения предусматривает:
1) определение общей потребности в материальных ресурсах;
2) определение объёма запасов материалов;
3) расчёт ожидаемых остатков материалов на конец года;
4) установление объёма завоза материальных ресурсов.
Материально техническое обеспечение планируется по годам, кварталам,
месяцам. Годовой план должен обеспечить баланс годовой потребности
производства в материальных ресурсах. В разделах плана предусмотрено обеспечение предприятия сырьём, основным и вспомогательным материалом, оборудованием, энергетическими ресурсами.
Определение потребности в материально технических ресурсах производится в натуральном и стоимостном выражении. План материально-технического обеспечения состоит из расчётов потребности в материально-технических ресурсах и плана закупок.
Потребность в ресурсах определяется с учётом отраслевых особенностей:
-потребность в сырье и материалах
-потребность в топливе и энергии
-потребность в оборудовании
План материально-тех. обеспечения составляется в 4 этапа:
1) расчёт в потребности отдельных видов ресурсов;
2)анализ эффективности использования ресурсов;
3) изучение рынка сырья и материалов;
4)составление плана закупок ресурсов.
На первом этапе разрабатывается проект плана в форме заявок, содержащих потребности в материально -технических. ресурсах на основе:
-стратегического плана предприятия
На втором этапе проводится анализ использования ресурсов.
Третий этап анализ рынка сырья и материалов, оценка целесообразности
приобретения ресурсов.
На четвёртом этапе составляются балансы мат-тех. ресурсов и планы закупок.

№13 Производственные запасы, их виды. Управление материально-техническими запасами.

Производственные запасы представляют собой совокупность предметов труда, используемых в производственном процессе. Они участвуют в производственном процессе однократно и полностью переносят свою стоимость на производимую продукцию, выполненные работы или оказанные услуги. Производственные запасы – это комплексный элемент, включающий следующие виды материальных ресурсов:

· сырье и основные материалы;

· вспомогательные материалы;

· полуфабрикаты;

· топливо;

· тара и упаковка;

· запасные части и производственный инвентарь и т.д.

Кроме того, производственные запасы подразделяются на:

· запасы сырья и полуфабрикатов, поступающего из внешней среды;

· запасы продукции собственного производства.

Цель создания производственных запасов на предприятии – обеспечение бесперебойности производственного процесса между поставками продукции, а также в случаях непредвиденной задержки поставки или резкого роста спроса на изготавливаемую из данного сырья продукцию.

Приобретенные запасы зачисляются на баланс по их первоначальной стоимости, которая формируется от того, как будут сделаны за них расчеты.

Оценка выбытия:

1. Метод идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов. Этот метод применяется при отпуске запасов, а также предоставлении услуг для выполнения специальных заказов и проектов.

2. Метод средневзвешенной себестоимости. Себестоимость определяется путем применения следующих формул:

Себестоимость выбывших запасов = Средняя цена х Количество выбывших запасов

3. Метод ФИФО. Этот метод базируется на предположении, что запасы используются в той последовательности, в которой они поступают на предприятие. Это значит, что запасы, которые отпускаются в производство, оцениваются по себестоимости первых по времени поступления запасов.

4. Метод нормативных затрат. Нормативный метод оценки расходов базируется на применении норм расходов на единицу продукции (работ, услуг), которые устанавливаются самим предприятием с учетом нормальных уровней использования запасов, производственных мощностей и действующих цен.

5. Метод цен продажи - используется исключительно в предприятиях, ведущих учет запасов по ценам продажи.

№14 План по себестоимости продукции, его содержание. Понятие сметы.

Себестоимость — это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции.

Виды себестоимости:

· Цеховая – представлена затратами всех цехов и других производственных структур, которые непосредственно участвовали в процессе изготовления определенного набора товаров и услуг;

· Производственная себестоимость – определяется путем прибавления к цеховой себестоимости общезаводских и целевых расходов;

· Полная себестоимость – включает затраты организации не только на выпуск продукции и организацию производственного процесса, но и на ее реализацию, т. е. поставку на рынок конечных товаров и услуг.

План по себестоимости состоит из следующих подразделов

1. сметы затрат на производство

2. плана снижения с/с за счет технико-экономических факторов

3. калькуляций с/с отдельных видов продукции

При планировании с/с продукции рассчитывают:

- плановую с/с товарной (валовой) продукции;

- с/с единицы продукции;

- затраты на гривну товарной продукции;

Для определения плановых показателей рассчитывают:

- сметы затрат по основным и вспомогательным производствам

- сметы затрат цеховых, общепроизводственных, внепроизводственных и прочих расходов

Показателями плана по с/с являются:

· затраты по предприятию в целом и связанные с производством;

· c/c единицы каждого вида продукции;

· с/с валовой, товарной, реализованной продукции;

· % снижения затрат.

Смета — расчёт предстоящих доходов и расходов на осуществление какой-либо деятельности. Существуют сметы на финансирование деятельности какого-либо предприятия, учреждения, на выполнение работ.

Смета затрат составляется по типовым элементам: сырье и основные материалы, возвратные отходы; вспомогательные материалы, топливо и энергия со стороны; заработная плата основная и дополнительная; отчисления на социальное страхование, прочие расходы. Смета затрат рассчитывается путем прямого суммирования отдельных экономических элементов и смет комплексных расходов или смет отдельных подразделений. Смета затрат позволяет определить общую потребность предприятия в денежных ресурсах, сумму материальных затрат, провести расчеты по балансу доходов и расходов предприятия на планируемый период.

№15 Понятие калькулирования с/с продукции, виды калькуляции.

Калькулирование себестоимости – установленный организацией порядок группировки произведенных в отчетном периоде затрат, позволяющий определить себестоимость единицы отдельных видов, групп продукции или работ, услуг.

Задача калькулирования – определить издержки, которые приходятся на единицу их носителя, т. е. на единицу продукции (работ, услуг), предназначенной для реализации, а также для внутреннего потребления.

Виды калькуляции:

– плановая – определяет среднюю себестоимость продукции или выполненных работ на плановый период (квартал, год).Их составляют исходя из прогрессивных норм расходов сырья, материалов, топлива, трудовых ресурсов, использования оборудования. Эти нормы расходов являются средними для планируемого периода;

– сметная – составляется на разовое изделие или работу для определения цены, расчетов с заказчиками;

– нормативная – составляется на основе действующих на начало месяца норм расхода сырья, материалов и других затрат (текущие нормы затрат);

– фактическая (отчетная) – определяется на основе данных бухгалтерского учета по истечении отчетного периода и представляет собой достоверную информацию о фактических затратах на производство продукции, работ, услуг. Она служит основой для экономического анализа, прогнозирования, планирования и принятия решения на долгосрочную и краткосрочную перспективу по изготовлению, совершенствованию или замене данного вида продукции.

Объект калькулирования – отдельные виды продукции, работ, услуг, вся товарная продукция организации.

Методы калькулирования:

– нормативный метод – отдельные виды затрат на производство учитываются по текущим нормам, предусмотренным нормативными калькуляциями; обособленно ведется оперативный учет отклонений фактических затрат от текущих норм с указанием места возникновения отклонений, причин и виновников их образования; применяют обычно в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством.

– попроцессный метод – прямые и косвенные затраты учитываются по статьям калькуляции на весь выпуск продукции, в связи с этим среднюю себестоимость единицы продукции определяют делением суммы всех произведенных за месяц затрат на количество готовой продукции за тот же период;

– попередельный метод – прямые затраты отражают в текущем учете не по видам продукции, а по переделам либо статьям производства, даже если в одном переделе можно получить продукцию разных видов;

– позаказный метод – все прямые основные затраты учитывают в разрезе установленных статей калькуляционного листа по отдельным производственным заказам, выдаваемым на заранее определенное количество заказов.

№16 Планирование снижения себестоимости продукции.

С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции, работ и услуг для организаций заключается в следующем:

– в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении организации;

– в появлении возможности для материального стимулирования работников;

– в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции;

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции

Снижение себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции.

Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии. Последовательное осуществление в организациях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.

Материальные затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.

Организация имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от организации. Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов.

Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Значительные резервы снижения себестоимости заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства.

№17 Задачи и содержание планирования кадрового обеспечения. Определение плановой численности работающих на предприятии.

Кадровое планирование представляет собой процесс обеспечения потребностей организации персоналом соответствующей квалификации в необходимом количестве в определенном временном периоде. Различают планирование общей потребности в персонале, дополнительной потребности и потребности в специалистах и служащих.

Направления кадрового планирования: разработка кадровой стратегии организации, в том числе создание условий для должностного роста и профессионального развития персонала и планирования необходимых условий труда, непосредственная работа по количественному и качественному укомплектованию организации работниками по каждой вакансии.

Стадии процесса кадрового планирования: определение воздействия организационных целей компании на ее подразделения; прогнозирование изменения численности персонала и общей потребности в нанимаемых работниках; учет имеющегося кадрового состава организации и определение дополнительной потребности в кадрах; разработка конкретного плана увеличения численности работников организации.

Учет имеющихся кадров в организации состоит из трех этапов:

1) проводятся оценка и анализ состояния имеющихся или занятых в организации работников;

2) проводится оценка потенциала внешних источников для заполнения имеющихся кадровых вакансий.

3) разрабатывается конкретный план действий, связанный с изменением численности персонала организации. Кадровое планирование подразделяется на краткосрочное (до 2-х лет), среднесрочное (2 – 5 лет) и долгосрочное (свыше 5 лет).

Также существуют следующие виды кадрового планирования: потребности в персонале, набора и привлечения персонала, сокращения численности работников, обучения персонала, расходов на содержание персонала, роста рентабельности персонала.

Кадровое планирование, связанное с набором и наймом персонала во вновь созданную компанию, а в случае расширения организации – с появлением новых видов деятельности, следует начинать с оценки количественной и качественной потребности в персонале.

Качественная потребность определяется уровнем квалификационных требований, предъявляемых к персоналу, т. е. профессией, специальностью.

Количественная потребность в персонале планируется путем определения его расчетной численности и ее сравнения с фактической обеспеченностью работниками в запланированном временном периоде.

Общая потребность определяется посредством суммирования требуемого количества работников по всем критериям.

№18 Планирование производительности труда, расчет показателей производительности труда.

Производительность труда – это количество продукции, произведенное за определенный период в расчете на одного работника или затраты рабочего времени на единицу продукции.

Перед статистикой производительности труда стоят задачи:
1) совершенствования методики расчета производительности труда;
2) выявления факторов роста производительности труда;
3) определения влияния производительности труда на изменение объема продукции.

Показатель, определяющий количество продукции, произведенной в единицу времени называется выработкой. Выработка характеризует результативность труда.

В качестве измерителей количества произведенной продукции используют натуральные (т, м, м3, шт. и т.д.) и стоимостные показатели.

Выработка определяется в расчете на одного основного рабочего, на одного рабочего и одного работающего.

При определении выработки на одного основного рабочего количество произведенной продукции делится на численность основных рабочих.

Если рассчитывается выработка на одного рабочего, количество произведенной продукции делится на суммарную численность основных и вспомогательных рабочих.

Для определении выработки на одного работающего количество произведенной продукции делится на численность всего промышленно - производственного персонала:

Трудоемкость – это количество труда, необходимое для выработки единицы продукции. Трудоемкость является характеристикой затратности труда (расходования рабочей силы).

Трудоемкость продукции, как и выработка, может быть рассчитана в разных вариантах. Различают технологическую, производственную и полную трудоемкость.

Технологическую трудоемкость продукции находят путем деления затрат труда основных рабочих на количество произведенной ими продукции.

Производственную трудоемкость продукции рассчитываютделением затрат труда основных и вспомогательных рабочих на количество произведенной продукции.

Полную трудоемкость определяют делением затрат труда промышленно-производственного персонала на количество произведенной продукции:

№19 Планирование оплаты труда: показатели плана, методика вычисления фонда оплаты труда.

Заработная плата представляет собой совокупность вознаграждений в денежной или натуральной форме, полученных работниками за фактически выполненную работу.

Поскольку источником заработной платы является доход организации или работодателя, расходуемая величина фонда заработной платы трудового коллектива должна зависеть от достигнутых конечных результатов. Планирование заработной платы должно обеспечить:

– рост объема производимой продукции, повышение эффективности производства и его конкурентоспособности;

– повышение материального благосостояния персонала организации.

Планирование фонда заработной платы включает расчет суммы фонда оплаты труда и средней заработной платы как всех работников предприятия, так и по категориям работающих.

В плановый фонд заработной платы не включаются доплаты за отклонения от нормальных условий труда.

В действующей практике используются разнообразные методы формирования фонда оплаты труда.

Планирование может осуществляться такими методами:

– укрупненными методами путем корректировки базового фонда заработной платы в зависимости от размера дополнительной либо от изменения численности и средней заработной платы.

– дифференцированным методом путем раздельного планирования по категориям персонала и по элементам заработной платы..

Наилучшим образом задачу формирования фонда оплаты труда может решить нормативный метод, он может основываться на нормативах расхода заработной платы на единицу продукции в натуральном выражении Планирование по нормативу прироста:

ФЗПпл = ФЗПб + ∆ФЗП;

∆ФЗП = Н(∆Ппл / Пб) х ФЗПб)

где Н – норматив прироста ФЗП за увеличение объема производства продукции в планируемом периоде, руб.; П^, Пб – планируемый и базовый объем производства. В качестве показателя может применяться товарная продукция (размер услуг) или нормативно-чистая.

На стабильно работающих предприятиях плановый фонд заработной платы может определяться исходя из прямой заработной платы, рассчитанной по расценкам и тарифным ставкам, окладам.

В случае существенных изменений показателей (объемных и экономических) плановый фонд оплаты труда может быть рассчитан исходя из отчетного фонда (ФЗПб), скорректированного на изменение численности </числ) и средней заработной платы (/срзп) по формуле

ФЗПпл = ФЗПб х Jчисл x Jср.з.п.

При дифференцированном подходе планирование фонда заработной платы осуществляется раздельно по категориям работников.

При расчете ФЗП рабочих последовательно определяется часовой, дневной и месячный (годовой) фонд сдельной и повременной оплаты труда, премии сдельщикам и повременщикам по премиальным положениям, доплаты, надбавки и т.д.

Исходными данными для определения часового фонда оплаты труда являются; объем выпуска продукции (объем услуг), сдельные расценки, плановая численность рабочих по профессиям и квалификации, фонд рабочего времени в плановом периоде, действующие тарифные ставки оплаты труда и месячные оклады; применяемые формы и системы оплаты труда.

Фонд прямой заработной платы основных рабочих-сдельщиков определяется путем умножения сдельной расценки (индивидуальной или комплексной) – Рi на выполненный объем работ (Ni) по формуле

где Фсд – фонд заработной платы по сдельным расценкам.

Фонд основной оплаты повременщиков определяется исходя из их плановой численности и квалификационных характеристик с учетом соответствующих тарифных ставок (окладов).

Размер премиальных выплат определяется по премиальным положениям и среднему достигнутому уровню премий в процентах к фонду основной прямой заработной платы.

Определение фонда заработной платы руководителей, специалистов и служащих осуществляется исходя из плановой численности, установленных должностных (тарифных) окладов и прочих выплат.

При бестарифных системах оплаты труда фонд заработной платы планируется различными методами. Он может определяться в процентах от стоимости услуг либо в процентах от других объемных показателей. А может планироваться исходя из суммы базовой заработной платы.

№20 Содержание и задачи финансового планирования. Виды финансовых планов.

Финансовый план — это комплексный план функционирования и развития предприятия в стоимостном выражении. В финансовом плане прогнозируются эффективность и финансовые результаты производственной, инвестиционной и финансовой деятельности фирмы.

Основная задачафинансового планирования — поиск и выбор наиболее выгодного и финансово-устойчивого варианта финансового плана фирмы.

В финансовом плане фирмы, предприятия находят отражение:

§ доходы и поступления средств;

§ расходы и отчисления денежных средств;

§ кредитные взаимоотношения;

§ взаимоотношения с бюджетом.

Результаты расчетов указанных доходов и расходов сводятся в форму «Баланс доходов и расходов». В состав документов финансового планирования входит также баланс фирмы.

Процесс финансового планирования включает следующие этапы:

1. Анализируются финансовые показатели за предыдущий период, для этого используются баланс, отчет о прибылях и убытках.

2. Составляются основные прогнозные документы), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в состав бизнес-плана.

3. Уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

4. Осуществляется оперативное финансовое планирование. Завершается процесс планирования практическим внедрением планов, и контролем.

Виды финансовых планов:

План доходов и расходов предприятия - это один из основных видов текущего финансового плана предприятия, составляемый на первоначальном этапе этого планирования (так как ряд его показателей служит исходной базой разработки других видов финансового плана).

Целью разработки этого плана является определение суммы чистой прибыли от производственно-коммерческой деятельности предприятия. В процессе разработки этого плана должна быть обеспечена четкая взаимосвязь планируемых показателей доходов (валового и чистого) от реализации продукции, издержек, налоговых платежей, балансовой и чистой прибыли предприятия.

Балансовый план - один из основных видов текущего финансового плана предприятия, отражающий прогноз состава его актива и структуры используемых финансовых средств. Целью разработки балансового плана является определение возможности прироста отдельных активов, а также формирование оптимальной структуры капитала, обеспечивающей высокую финансовую устойчивость предприятия в предстоящем периоде.

План денежных поступлений и выплат, или, как еще его называют, баланс наличности, разрабатывается на основе плана объема деятельности, плана по затратам и себестоимости, плана по источникам и использованию инвестиций и другим. В нем отражается поступление и расходование наличных и безналичных денег с расчетного счета и по кассе. Его назначение - обеспечение сбалансированности поступлений денежных средств и их расходования по времени и объемам. На основе этого баланса определяется потребность или во внешнем займе по срокам и суммам, или в дополнительном размещении временно свободных денежных средств (покупка акций сторонних организаций, размещение их на депозите в банке под более высокие проценты и т. д.).

Планирование доходности предприятия. Планирование распределения прибыли.

Доходы для предприятия являются важнейшими факторами деятельности. Доход определяет все мероприятия по увеличению и эффективности деятельности предприятия. Конечная цель всех процессов происходящих на предприятии - увеличение прибыли, это может произойти за счет снижения издержек производства или увеличения объемов производства.

При планировании прибыли рассчитывают величину необходимой (целевой) прибыли, которая обеспечит самофинансировании предприятия при решении стратегических и тактических задач и величину возможной прибыли при запланированном объёме товарооборота, величины доходов и расходов. Расчет величины целевой прибыли на плановый период может осуществляться двумя способами.

1.На основе чистой прибыли, удельного веса налогов и платежей балансовой прибыли, он осуществляется следующим способом.

Определяется потребность предприятия финансовых ресурсов предприятия, которые формируются за счет чистой прибыли:

- Развитие материально-технической базы;

- Пополнение собственных оборотных средств;

- Создание финансовых резервов погашение кредитов в банках;

- Приобретение акций других предприятий.

Определяется удельный вес налогов и платежей из прибыли в общей величины за отчетный период, рассчитывается величина целевой прибыли.

2.На основе чистой прибыли и её удельного веса в балансовой прибыли.

· Определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах, Рассчитывается сумма амортизационных отчислений определяется удельный вес прибыли, определяется сумма чистой прибыли для определения самофинансирования.

· Целевое использование фонда накопления – пополнение и реконструкция основных производственных фондов (капитальный ремонт оборудования).

· Фонд потребления предназначен для выплат социального характера: премирование по итогам работы за год, выплата 13-й зарплаты, частичная оплата стоимости путевок, финансирование социальной сферы предприятия.

· Резервный фонд используются для выплаты долгов предприятия в случаи наступления банкротства.

· На предприятии может еще создан дивидендный фонд, на нем накапливаются деньги для осуществления последующих выплат акционерам.


22.Бизнес-план, его назначение, структура, перечень разделов.

Бизнес-план представляет собой документ, в котором формулируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели работы. Как правило, он разрабатывается на несколько лет (чаще на три – пять лет) с разбивкой по годам.

Назначение бизнес-плана – показать реальные шансы реализации бизнес идеи. Он не только дает правдивую оценку возможностей и рисков, но показывает необходимость (или же отсутствие таковой) в привлечении дополнительных инвестиций, открытии кредитных линий. По сути, бизнес-план показывает успешность управления и пути развития предприятия для достижения поставленной цели.

Бизнес-план служит трем основным целям:

§ он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект;

§ служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект;

§ кредитор при принятии решения о выдаче кредита получает исчерпывающую информацию о существующем бизнесе заемщика и его развитии после получения кредита.

Бизнес-планы подразделяются на следующие виды:

§ бизнес-план инвестиций – изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых результатов;

§ бизнес-план развития компании или фирмы – план развития организации на предстоящий плановый период;

§ бизнес-план развития (создания) отдельного подразделения предприятия;

§ бизнес-план для получения кредита в банке или для участия в тендере.

§ Структура бизнес-плана:

§ 1) титульный лист;

§ 2) аннотация;

§ 3) меморандум о конфиденциальности;

§ 4) оглавление;

Затем его основные разделы.

§ 1) резюме;

§ 2) история бизнеса организации (описание отрасли);

§ 3) характеристика объекта бизнеса организации;

§ 4) анализ бизнес-среды организации;

§ 5) план маркетинга;

§ 6) производственный план;

§ 7) организационный план;

§ 8) финансовый план;

§ 9) оценка и страхование риска;

§ 10) приложения.

23.Содержание, цель и задачи оперативного планирования.

Опе­ративное планирование представляет собой осуществление текущей деятель­ности планово-экономических служб в течение короткого периода, на­пример, разработка годовой производственной программы, составление квартальных бюджетов предприятия, контроль и корректировка полу­ченных результатов и т.п.

Задачей оперативно-производственного планирования явля­ется организация равномерной, ритмичной взаимосогласован­ной работы всех производственных подразделений предприятия для обеспечения своевременного выполнения государственного планового задания при экономном расходовании ресурсов, и вы­соком качестве продукции, т. е. достижение наилучших конеч­ных результатов производства.

Оперативное планирование складывается из календарного планирования и диспетчирования (оперативного регулирова­ния).

В объем работ по оперативному планированию входит:

· раз­работка прогрессивных календарно-плановых нормативов движения производства;

· составление оперативных планов и графи­ков для цехов, участков, бригад и рабочих мест и их доведение до непосредственных исполнителей;

· оперативный учет и конт­роль хода производства, предупреждение и выявление отклоне­ний от предусмотренных планов и графиков и обеспечение ста­билизации хода производства.

Календарное планирование включает распределение годовых плано­вых заданий по производственным подразделениям и срокам выполне­ния, а также доведение установленных показателей до конкретных ис­полнителей работ.

Оперативное планирование производства по месту его выполнения делится на межцеховое и внутрицеховое. Межцеховое планирование обеспе­чивает разработку, регулирование и контроль выполнения планов производства и продажи продукции всеми цехами предприятия, а также координирует работу основных, проектно-технологических, планово-экономических и других функцио­нальных служб. Содержанием внутрицехового планирования является разработка оперативных планов и составление текущих графиков работы производственных участков, поточных линий и отдельных рабочих мест на основе годовых планов производства и продажи про­дукции основных цехов предприятия.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: