Этнография буквально означает описание людей и культур.
Чтобы понять Другого, надо увидеть мир его глазами, в его терминах.
Люди не живут просто в каком-то обществе (российском или американском). Люди живут в относительно изолированных социокультурных мирах (полях), сформированных коллегами по работе или учёбе, родственниками и друзьями.
Примеры этнографических исследований.
Классический период (1900-1950)
Бронислав Малиновский и Чарльз Кули. «Аргонавты Тихого океана».
Чарльз Бут «Жизнь и труд жителей Лондона».
Сидней и Беатрис Уэбб «Методы социального исследования».
Хелен и Роберт Линд «Middletown», «Middletown in Transition: A Study of Cultural Conflict».
Чикагская школа (1920-1940)
Роберт Парк.
Шоу «Джек Роллер», Трешер «Банда».
Знаненский «Польский крестьянин в Америке и Европе».
Модернистский период (1950-1970)
Г. Беккер «Парни в белом: студенческая культура в медицинской школе» (1961).
Глейзер и Стросс (Strauss) «Открытие обоснованной теории» (1967).
Основные характеристики этнографического исследования.
· Исследователь должен проводить определённое время среди людей, которых он изучает.
· Фокусом внимания исследователя является повседневная жизнь.
· Особое внимание уделяется тому, как изучаемые люди видят свой мир.
· Необходимо видеть взаимосвязь и взаимозависимость отдельных явлений.
· Результатом этнографического исследования является не просто описание, а конструирование, которое неизбежно включает собственный опыт исследования.
ВАЖНО: Этнография - это холистическое исследование.
Виды этнографического исследования.
· Изучение жизни «другого» изнутри. Изучение другой культуры, людей другого образа жизни. Попытка понять их ценности, их убеждения.
· Изучение групп, которые не входят в мэйнстрим общества. Бездомные, алкоголики, религиозные секты и т.д.
· Биографическое исследование. Предполагает глубокое изучение индивидов, социальных групп, сообществ.
o Изучение жизни особых людей, для того, чтобы понять, как жизнь этих людей изменила жизнь общества.
o Изучение биографии одного человека, как представителя поколения.
o Изучение биографий людей, которые составляют определённую группу, для того, чтобы выявить их общие черты.
Модель биографического анализа событий.
· Положение во времени и пространстве (cultural background). Социальный, исторический, физический контекст жизненных событий.
· Социальная интеграция. Все уровни социальных взаимодействий (культурные, институциональные, психологические, социобиологические).
· Человеческий фактор (Human Agency). Индивидуальные цели, желания, стремления, которые определяют индивидуальную биографию.
· Описание событий (стратегии адаптации). Как человек использует те ресурсы, которые есть в его распоряжении.
Преимущества биографического метода.
· Гибкость и возможность охватить различные типы культурных, социальных, индивидуальных изменений.
· Биографический метод представляет последовательность социально значимых событий, ролей человека во времени.
· Биографический метод кодирует исторические события и социальные взаимодействия, которые происходят вне личной жизни с возрастными когортами и психологическими стадиями развития.
· Благодаря биографическому методу, исследователи стали использовать понятие «поколение».
Описание и теория.
· Идеографический подход. Цель исследования - описание.
Важные детали и подробности. Результат нельзя распространить на другие случаи.
· Теоретический подход. Попытка создать из описания отдельных случаев микро-теорию (grounded theory). Цель исследования не только подробно описать отдельные события, но и выявить в них что-то общее, что поможет понять жизнь общества.
· Цель исследования - не только описывать и объяснять отдельные события, но и пытаться создать (или проверить) теорию, которая объясняет не отдельные события, а жизнь общества в целом.
Общая схема этнографического исследования. Дензин (Denzin).
· Шаг 1. Отберите исследовательские проблемы и гипотезы.
· Шаг 2. отберите субъект или субъекты и определите в какой форме могут быть собраны данные.
· Шаг 3. Опишите объективные события и переживания из жизни субъекта, имеющие отношение к проблеме исследования.
· Шаг 4. Получите от субъекта его интерпретацию этих событий, следуя естественному или хронологическом порядку.
· Шаг 5. Проанализируйте все утверждения с точки зрения их валидности (достоверность источников).
· Шаг 6. Примите решение о достоверности источников и установите приоритетные источники для последующей проверки гипотез.
· Шаг 7. Начните проверку сформулированных гипотез, т.е. поиск отвергающих примеров.
30.11.2012