Тема: Этнографическое исследование

Этнография буквально означает описание людей и культур.

Чтобы понять Другого, надо увидеть мир его глазами, в его терминах.

Люди не живут просто в каком-то обществе (российском или американском). Люди живут в относительно изолированных социокультурных мирах (полях), сформированных коллегами по работе или учёбе, родственниками и друзьями.

Примеры этнографических исследований.

Классический период (1900-1950)

Бронислав Малиновский и Чарльз Кули. «Аргонавты Тихого океана».

Чарльз Бут «Жизнь и труд жителей Лондона».

Сидней и Беатрис Уэбб «Методы социального исследования».

Хелен и Роберт Линд «Middletown», «Middletown in Transition: A Study of Cultural Conflict».

Чикагская школа (1920-1940)

Роберт Парк.

Шоу «Джек Роллер», Трешер «Банда».

Знаненский «Польский крестьянин в Америке и Европе».

Модернистский период (1950-1970)

Г. Беккер «Парни в белом: студенческая культура в медицинской школе» (1961).

Глейзер и Стросс (Strauss) «Открытие обоснованной теории» (1967).

Основные характеристики этнографического исследования.

· Исследователь должен проводить определённое время среди людей, которых он изучает.

· Фокусом внимания исследователя является повседневная жизнь.

· Особое внимание уделяется тому, как изучаемые люди видят свой мир.

· Необходимо видеть взаимосвязь и взаимозависимость отдельных явлений.

· Результатом этнографического исследования является не просто описание, а конструирование, которое неизбежно включает собственный опыт исследования.

ВАЖНО: Этнография - это холистическое исследование.

Виды этнографического исследования.

· Изучение жизни «другого» изнутри. Изучение другой культуры, людей другого образа жизни. Попытка понять их ценности, их убеждения.

· Изучение групп, которые не входят в мэйнстрим общества. Бездомные, алкоголики, религиозные секты и т.д.

· Биографическое исследование. Предполагает глубокое изучение индивидов, социальных групп, сообществ.

o Изучение жизни особых людей, для того, чтобы понять, как жизнь этих людей изменила жизнь общества.

o Изучение биографии одного человека, как представителя поколения.

o Изучение биографий людей, которые составляют определённую группу, для того, чтобы выявить их общие черты.

Модель биографического анализа событий.

· Положение во времени и пространстве (cultural background). Социальный, исторический, физический контекст жизненных событий.

· Социальная интеграция. Все уровни социальных взаимодействий (культурные, институциональные, психологические, социобиологические).

· Человеческий фактор (Human Agency). Индивидуальные цели, желания, стремления, которые определяют индивидуальную биографию.

· Описание событий (стратегии адаптации). Как человек использует те ресурсы, которые есть в его распоряжении.

Преимущества биографического метода.

· Гибкость и возможность охватить различные типы культурных, социальных, индивидуальных изменений.

· Биографический метод представляет последовательность социально значимых событий, ролей человека во времени.

· Биографический метод кодирует исторические события и социальные взаимодействия, которые происходят вне личной жизни с возрастными когортами и психологическими стадиями развития.

· Благодаря биографическому методу, исследователи стали использовать понятие «поколение».

Описание и теория.

· Идеографический подход. Цель исследования - описание.

Важные детали и подробности. Результат нельзя распространить на другие случаи.

· Теоретический подход. Попытка создать из описания отдельных случаев микро-теорию (grounded theory). Цель исследования не только подробно описать отдельные события, но и выявить в них что-то общее, что поможет понять жизнь общества.

· Цель исследования - не только описывать и объяснять отдельные события, но и пытаться создать (или проверить) теорию, которая объясняет не отдельные события, а жизнь общества в целом.

Общая схема этнографического исследования. Дензин (Denzin).

· Шаг 1. Отберите исследовательские проблемы и гипотезы.

· Шаг 2. отберите субъект или субъекты и определите в какой форме могут быть собраны данные.

· Шаг 3. Опишите объективные события и переживания из жизни субъекта, имеющие отношение к проблеме исследования.

· Шаг 4. Получите от субъекта его интерпретацию этих событий, следуя естественному или хронологическом порядку.

· Шаг 5. Проанализируйте все утверждения с точки зрения их валидности (достоверность источников).

· Шаг 6. Примите решение о достоверности источников и установите приоритетные источники для последующей проверки гипотез.

· Шаг 7. Начните проверку сформулированных гипотез, т.е. поиск отвергающих примеров.

30.11.2012


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: