Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих особенности организации и функционирования того или иного отраслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, — это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и неценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п. Теоретически рыночных структур может быть большое количество.
Рыночную структуру определяют множество факторов:
• Количество фирм в отрасли и их размеры;
• Тип производимой фирмами продукции (однотипная или дифференцированная);
• Возможность для входа в отрасль и выхода из нее других фирм.
• Количество покупателей.
• Способность фирм воздействовать на спрос посредством рекламы.
и так далее.
Однако основными являются 3 фактора:
• Количество фирм в отрасли и их размеры;
• Тип производимой фирмами продукции (однотипная или дифференцированная);
• Возможность для входа в отрасль и выхода из нее других фирм.
С учетом этих факторов выделяют 4 основных типа рыночной структуры:
• рынок совершенной (чистой) конкуренции;
• чистая монополия;
• монополистическая конкуренция;
• олигополия.