double arrow

Тема 3. Анализ структуры экономических систем


Среди свойств системы в предыдущей теме было указано такое свойство как организация.

Организация − свойство систем обнаруживать взаимозависимое поведение частей системы (элементов, подсистем) в рамках целого. Организация системы проявляется, прежде всего, в ограничении разнообразия ее поведения. В зависимости от целей и средств исследования в материальной системе могут быть обнаружены различные организации. Иногда при исследовании поведения системы внутренняя организация системы вообще не изучается, в этом случае с организацией системы отождествляют преобразование значений входов в значения выходов. Такой подход применятся, например, в макроэкономическом моделировании.

С точки зрения системного анализа структура − это строение системы, сохраняющееся неизменным при ее функционировании. Соответственно развитие системы обычно предполагает изменение ее структуры.

Организация и структура системы тесно связаны с ее динамическими характеристиками и устойчивостью.

Большие системы отличаются сложностью и взаимопереплетением организационных и информационных связей. Для упорядочения связей между элементами системы формируются иерархические структуры.

Иерархия − это тип структуры, организации системы, основанный на упорядочении ее элементов от высшего к низшим и введением отношений соподчинения. Иерархические структуры широко используются в системах управления и в классификациях.

Управление в системе с иерархической структурой основано на том, что каждая из подсистем решает некоторую частную задачу в условиях относительной самостоятельности. Конечно, говорить о существовании строгой иерархии в реальности нельзя, так как в экономических и социальных системах существуют связи между элементами, которые не предусмотрены такой моделью структуры как дерево.

Для построения классификаций и построения иерархий используется разведочный анализ многомерных данных. Он применяется в том случае, если у исследователя есть таблица многомерных данных, характеризующих структуру, и, в то же время отсутствует информация о причинном механизме генерации этих данных. Разведочный анализ данных позволяет компактно описать структуры данных с помощью того или иного раздела статистического анализа. Способы анализа и интерпретации результатов в значительной степени зависят от выбранной модели и метода обработки данных. Однако можно выделить ряд приемов и подходов к анализу результатов, которые определяют специфику собственно разведочного анализа.

Это преобразование переменных, анализ остатков, визуализация данных (графическое отображение данных), манипуляция с данными на основе графического отображения, использование аппарата активных и иллюстративных переменных и объектов.

Так, преобразование переменных обычно используется для приведения данных либо к нормальному распределению, либо к максимальному увеличению степени линейной связи между всеми или некоторыми переменными. В качестве показателей линейной связи используется, например, сумма квадратов коэффициентов корреляции. К преобразованным данным затем применяются хорошо разработанные методы, такие как факторный анализ, линейный регрессионный анализ.

Анализ остатков представляет собой выявление систематических отклонений обрабатываемых данных от принятой модели их описания.

Манипуляция с данными на основе графического изображения предполагает построение графиков на основе не всех данных, а только части.

Возвращаясь к вопросу о структуре системы необходимо отметить, что различают системы с постоянной и переменной структурами. У экономических систем структура является переменной, фактически это способствует достижению целей при изменяющихся условиях.

Предприятие как экономическая система тоже имеет переменную структуру, при этом само предприятие можно охарактеризовать различными типами структур:

· производственная структура − это форма упорядоченности предприятий, производственных цехов и участков, передаточных устройств, складов и других элементов производственно- технической базы с точки зрения их расположения и взаимосвязи на производственных площадях;

· технологическая структура − это внутреннее строение материально-энергетических процессов, состав и соотношение используемого оборудования, взаимосвязи между элементами основного и вспомогательного производства и т. п.;

· экономическая структура представляет отношение компонентов основных и оборотных средств предприятия, отражается в составе затрат на продукцию и т. п.;

· социальная структура характеризуется распределением работников предприятия по профессионально-квалификационному, половозрастному составу, уровню образования и т. п.;

· информационная структура характеризуется относительным расположением источников и получателей сообщений в организации, составом и взаимосвязями носителей информации, направленностью и конфигурацией информационных сетей и т. п.;

· организационная структура управления − это взаимоотношения подразделений и должностей в организации, распределение ролей, полномочий и ответственности между ними, а также порядок функционально-технологических связей, возникающих в процессах управления.

Для предприятии в качестве оценки эффективности деятельности может выступать прибыль. Однако, рассматривая предприятие как систему, нужно помнить, что каждая подсистема и элемент системы имеют свои цели, которые не должны конфликтовать с целями более высокого уровня.

Собственно говоря, каждая подсистема или элемент должны характеризоваться четко определенными задачами, собственным процессом функционирования.

Формирование структуры системы должно быть основано на регламентации отношений управления по критерию ответственности активных компонентов системы за достижение поставленных целей. К активным компонентам системы относятся те, которые имеют собственные интересы и существенно влияют на формирование целей организации. Так, например, отдел сбыта предприятия заинтересован в больших объемах продаж, чего можно добиться за счет использования системы скидок для клиентов. Однако данный подход может существенно сказаться на величине выручки и прибыли и при этом не в лучшую сторону.

Суть целевой ориентации организационной структуры управления состоит в том, что каждому звену и уровню управления устанавливаются самостоятельные задачи, упорядоченная совокупность которых полностью реализует систему целей организации.

Цель − это осознаваемый руководителями и исполнителями необходимый результат деятельности, имеющий количественное и качественное определение, вытекающий из учета состояния внешней среды, а также требований, возникающих внутри организации.

Под задачей понимается некая составляющая цели (подцель), представляющая частный результат, который используется как средство или условие достижения общей цели. Поэтому получаемая в результате декомпозиции совокупность всех задач (подцелей) должна быть необходимой и достаточной, чтобы обеспечить полное достижение общей цели.

При декомпозиции целей необходимо «прикрепить» каждый выделяемый результат к организационно обособленному субъекту деятельности: подразделению или лицу, принимающему решение.

Возможности декомпозиции и структуризации сложной цели достаточно разнообразны, т.е. структура любой цели может быть представлена в нескольких альтернативных вариантах. Общепринятым способом структуризации сложных иерархических целей является интерпретация их в виде дерева задач, т. е. связного незамкнутого графа, не имеющего циклов. Эта форма в наибольшей степени соответствует иерархической структуре управления.


Сейчас читают про: