Темы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин № тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1.3 3.2 3.3. 3.4 3.5 4.1 4.2 4.3    
1. Организация туристской деятельности + + + + + + + +    
2. Технология оказания услуг во внутреннем туризме + + + + + + + +    
3. Технология оказания экскурсионных услуг + + + + + + + +    

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В соответствии с требованиями ФГОС удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40% аудиторных занятий.

По дисциплине «Человек и его потребности» удельный вес активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров-дискуссий, презентаций студентами своих выступлений и групповых разборов изученных проблем) составляет 50 %.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости

Вопросы для самопроверки (по темам)

Тема 1.1. Предмет и назначение дисциплины человек и его потребности.

1. В каких аспектах изучает потребности дисциплина человек и его потребности?

2. Почему данная дисциплина не берет за основу анализ потребностей, проведенный в отдельной науке?

3. Какие черты человеческих потребностей подчеркивает, прежде всего, классическая философия?

4. На чем сосредотачиваются научные методы при анализе человеческих потребностей? Осветите известные вам трактовки феномена потребности, разработанные позитивными науками.

5. В чем состоит специфика подхода философской антропологии к человеку и его потребностям? Почему он выступает теоретическим основанием для дисциплины человек и его потребности?

6. Раскройте функции дисциплины человек и его потребности.

Тема 1.2. Уникальные человеческие потребности

1. В чем состоит уникальность человеческого бытия?

2. Что характерно для человеческого сознания? Какой параметр сознания обуславливает человеческие потребности в творчестве и в выражении индивидуальности?

3. В каких потребностях человека обнаруживают себя такие параметры человеческого желания как нехватка и необходимость признания? Обоснуйте свой ответ.

4. Каким образом культурные нормы влияют на различные проявления потребности в самосохранении? Приведите примеры культурного воздействия на потребности в питании, сне, движении, жилище.

5. Раскройте различия человеческого языка и животной коммуникации.

Тема 1.3. Уникальные человеческие потребности в контексте антропосоциогенеза

1. Реконструируйте известные вам концепции антропосоциогенеза.

2. Почему трудовая версия антропогенеза считается, как минимум, проблематичной в современной науке? Обоснуйте свой ответ.

3. Каким образом исторически-ранние ритуалы связаны с генезисом человеческого сознания?

4. Какие версии происхождения человеческого языка вам известны? Осветите их.

5. Каковы гипотезы начального формирования человеческих групп?

Тема 2.1. Культовое формирование потребностей в архаических культурах

1. Чем объясняется крайне консервативный характер архаических культур?

2. Почему ритуалы являются константой жизни архаического человека?

3. Каким образом архаический человек реализовывал свои социальные потребности?

4. Чем объясняется потребность в символической адаптации тела у архаического человека?

5. Какую форму приобрело удовлетворение экономической потребности в архаических культурах?

Тема 2.2. Античная идея «разумной жизни» и техники воспитания потребностей.

1. Какие гипотезы, объясняющие становления мышления потребностью древнего грека вам известны?

2. Что представляла собой пайдейя как механизм воспитания потребностей грека классической эпохи?

3. Какие цели ставила и что включала в себя позднеантичная «забота о себе»? Расскажите об усмирении телесных потребностей в контексте эллинистического распространения «заботы о себе»

4. Осветите программы воспитания человеческих потребностей, разработанные эллинистическими философскими школами.

Тема 2.3. Христианская аскеза: средневековые практики преобразования потребностей.

1. Какую позицию и почему занимал средневековый христианин к своим витальным потребностям?

2. Какие христианские практики аскетического преобразования потребностей вам известны?

3. Каким образом удовлетворял свою социальную потребность средневековый христианин?

4. Почему у средневековых людей развивается потребность в символическом истолковании всего существующего?

Тема 2.4. Ренессансная гуманизация потребностей.

1. Какие потребности стали принципиально значимы для человека эпохи Ренессанса?

2. Каким образом в философских теориях Ренессанса объяснялась ключевая для человека роль удовлетворения потребности в выражении собственной индивидуальности?

3. Почему потребность в эстетизации жизни ни чуть не уступает в значении витальным потребностям в самосознании человека Возрождения?

4. Что составляет содержание humanitas в возрожденческой перспективе?

Тема 2.5. Новоевропейская стандартизация потребностей.

1. Каким образом связаны утверждение новоевропейской науки и возникновение у европейца потребности в накоплении?

2. Чем обусловлено формирование в Новое время потребности в эффективной деятельности?

3. Раскройте взаимосвязь новоевропейской техники и стандартизации потребностей.

4. Опишите процесс цивилизации потребностей и его результаты.

Тема 2.6. Специфика потребностей человека эпохи модерна

1. Каким образом технические изобретения ХIX века повлияли на характер человеческих потребностей?

2. Развитие каких потребностей у человека ставили на первый план модернистские критики буржуазной чувственности?

3. Реконструируйте марксистское обоснование труда как сущностной человеческой потребности.

4. Каким образом Ф. Ницше трактовал природу человеческого желания?

Тема 2.7. Постмодернистский проблематизм человека и выводы об его потребностях.

1. Какие оригинальные трактовки потребности в любви были созданы в постмодернистский период?

2. Какова природа человеческого желания, согласно Ж. Делезу?

3. Какую роль отводил преобразованию потребностей в своей теории «заботы о себе» М. Фуко? Раскройте ее содержательно.

Тема 3.1. Потребность: основные стратегии определения (человеческие потребности в контексте позитивных наук).

1. В чем заключается специфика позитивно-научных методов исследований потребностей?

2. Какие биологические трактовки природы человеческих потребностей вам известны? Раскройте их.

3. На исследовании каких потребностей человека сосредотачивается социология? С чем она связывает их содержательную определенность? Приведите конкретные концепции относительно данных проблем.

4. Развитие каких потребностей у современного человека вызвала направленность развития психологии?

5. Охарактеризуйте структуру потребности.

Тема 3.2. Социальные механизмы формирования потребностей.

1. Какие социальные механизмы формирования потребностей вам известны?

2. В каких формах реализуют себя различные виды потребности в самосохранении у человека? Приведите примеры.

3. Раскройте понятие «техники тела». Приведите примеры техник тела.

4. Что влияет на формирование человеческих телесных навыков.

5. Раскройте концепции «нормализации потребностей» М. Фуко и «цивилизации потребностей» Н. Элиаса.

Тема 3.3. Экономическое моделирование потребностей.

1. Развитие каких потребностей у человека мотивирует архаическая экономика?

2. Раскройте трактовку М. Вебера взаимосвязи развития потребностей в эффективной деятельности, профессиональном признании и накоплении с духом капитализма?

3. Чем объясняется безграничный характер потребления современного человека?

Тема 3.4. Повседневность и возможность индивидуализации человеческого существования

1. Какие отличительные черты имеет повседневное действие?

2. Что лежит в основе повседневности, согласно социальным феноменологам?

3. Какой характер приобретает реализация потребностей в повседневном опыте человека?

4. Какие пути индивидуализации человека вам известны?

5. Раскройте поэтапно процесс индивидуализации человеческих потребностей.

Тема 3.5. Отношения между потребностями и проблема их систематизации.

1. Какие принципы классификаций потребностей вам известны?

2. Содержательно раскройте известные вам классификации потребностей.

3. Охарактеризуйте индивидуальные и социальные, витальные и ценностные потребности человека.

4. Является ли у человека удовлетворение витальных потребностей необходимым условием для реализации потребности в самоосуществлении?

Тема 4.1. Сфера сервиса: основные понятия и механизмы функционирования

1. Охарактеризуйте объекты и механизмы сервисной деятельности?

2. Раскройте понятие «услуга». Приведите примеры культур, в которых обмен услугами выступал существенной регулярной практикой.

3. Опишите известные вам модели организации сервисной деятельности.

4. Что составляет личностный фактор в сфере сервиса? Приведите примеры.

Тема 4.2. Человеческие потребности в контексте современной цивилизации

1. Какие специфические потребности сформировались у современного европейца?

2. Опишите влияние биотехнологий на потребности человека.

3. Каким образом преобразует телесные навыки и систему потребностей информационная культура?

4. Почему у современного европейца потребление приобрело навязчивый характер?

5. Как влияют современные времясберегающие технологии на человеческие потребности?

Тема 4.3. Возможности воспитания потребностей современного человека и проблемы сервиса как преимущественной сферы их удовлетворения.

1. Осветите известные вам модели воспитания потребностей человека.

2. Как вы понимаете понятие «принуждение к счастью»? Каким образом данную установку использует современный сервис?

3. Каким образом сервисная сфера манипулирует с сущностно-человеческими стремлениями к признанию и выбору?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: