№ п/п | Наименование темы | Формируемые компетенции | Результаты освоения (знать, уметь, владеть) | Образовательные технологии |
1. | Предмет и назначение дисциплины человек и его потребности | ОК-1 | Знать предмет изучение и цели дисциплины человек и его потребности, теоретические основы данной дисциплины. Уметь давать трактовки феномена потребности, разработанные в поле позитивных наук и философии, объяснять почему философская антропология выступает теоретической основой дисциплины человек и его потребности. Владеть понятиями специфики человеческой природы, разработанными в теориях философской антропологии. | Лекция |
2. | Уникальные человеческие потребности | ОК-1 | Знать основные параметры человеческого сознания, желания, языка. Уметь характеризовать уникальные человеческие потребности и объяснять их взаимосвязь с основными структурами человеческого существования. Владеть пониманием различий человеческих и животных стратегий самосохранения, труда, коммуникации, отношений к другому. | Проблемная лекция; семинар-дискуссия |
3. | Уникальные человеческие потребности в контексте антропосоциогенеза | ОК-1 | Знать теории антропосоциогенеза Ч. Дарвина, Б. Поршнева, Т. де Шардена. Уметь раскрывать движущие эволюционные силы, в свете данных теорий, и происхождение человеческих потребностей в языке и социальной идентичности. Владеть пониманием основных гипотез глоттогении, образования первичных групп, причин проблематичности рассмотрения труда как основного фактора антропосоциогенеза. | Лекция; исследоват. семинар |
Тема 1.1. Предмет и назначение дисциплины человек и его потребности
|
|
Теоретическая возможность и предметный интерес дисциплины человек и его потребности; полидисциплинарный базис дисциплины человек и его потребности; феномен человеческих потребностей в перспективе позитивных наук; философские трактовки сферы потребностей человека; философско-антропологические основания дисциплины человек и его потребности; генеалогия и предметная специфика философской антропологии; эксклюзивные параметры человека в контексте философской антропологии; философская антропология о причинах и определенности уникальных запросов человека: человек как «аскет жизни» (М. Шелер), эксцентризм человеческой позиционности (Х. Плеснер), «биологическая недообеспеченность» человека и культура как инструмент ее избывания (А. Гелен); функции дисциплины человек и его потребности.
Литература:
Вальверде, К. Философская антропология. – М.: Христиан. Россия, 2001.
Вульф, К. Антропология: История, культура, философия. – СПб.: СПб Университет, 2008.
|
|
Клакхон, К.К.М. Зеркало для человека (введение в антропологию). – СПб.: Евразия, 1998.
Сервера Эспиноза, А. Кто есть человек? Философская антропология // Это человек: Антология. – М.: «Высшая школа», 1995.
Человек и его потребности. Учебник / Отв. ред. проф. А. Э. Назиров. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2010[1].
Интернет-ресурсы[2]:
http://anthropology.ru/ru/texts/classic.html
http://lib.rus.ec
http://www.gumer.info
http://yanko.lib.ru.
http://www.philosophy.ru
http://kogni.ru/forum/19-99-1
Тема 1.2. Уникальные человеческие потребности
Эксклюзивность человеческого бытия (человеческое как разрыв инстинктивной регуляции; человеческое действие как биологический нонсенс; «антипрограммность» человеческого существования); реальность живущего сознания (сознание как чистое самополагание; открытость человеческого сознание миру; смысловое обновление и расширение перспективы как результат включенности сознания); связь потребностей в расширении опыта, в творческом созидании и индивидуализации со спонтанностью сознания; параметры антропогенного желания (конфликтность антропогенного желания с наличной средой; необходимость признания для человеческого желания: риск как антропогенный механизм, человеческая ценность престижа); укоренненность потребностей в творческом труде, уважении и любви в человеческом желании; инстинктивность трудовых навыков животных и инновативность человеческого труда; антибиологизм человеческой любви; культурная традиция как структура человеческого существования (содержание культурной традиции; традиция как дух культуры; культурная традиция как программа самосохранения коллектива; культурная традиция как совокупность статусов); определенность различных форм потребности в самосохранении культурной традицией; языковой характер человеческого бытия (животная коммуникация и человеческий язык: внебиологизм человеческого языка; потенциал конструирования нового высказывания в человеческом языке; ресурс нестереотипности человеческого общения); потребность в общении как следствии языкового характера человеческого бытия.
Литература:
Вальверде, К. Философская антропология. – М.: Христиан. Россия, 2001.
Мамардашвили, М. Сознание – это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть // Мамардашвили М. Как я понимаю философию. – М.: «Прогресс», 1992.
Марсель, Г. Быть и иметь. – Новочеркасск: Агентство Сагуна, 1994.
Плеснер, Х. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию. – М.: РОСПЭН, 2004.
Финк, Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. – М.: «Прогресс», 1988.
Фромм, Э. Искусство любить. – М.: Педагогика, 1990.
Шелер, М. Положение человека в космосе // Шелер М. Избранные произведения. –М.: Гнозис, 1994.
Тема 1.3. Уникальные человеческие потребности в контексте антропосоциогенеза
Эволюционные теории антропосоциогенеза (естественный отбор Ч. Дарвина, дивергенция видов Б. Поршнева, специализация животных видов и анатомическая неспециализированность П. Тейяра де Шардена); психоделическая теория антропосоциогенеза Т. Маккенны; о началах сознания: контрсуггестия (Б. Поршнев), ритуал как «первичное искусство порядка» (Л. Мамфорд), искусственное пробуждение воображения (Т. Маккена); дискуссия об антропогенном характере труда (К. Маркс, Ф. Кликс, Л. Мамфорд); специфика ранних форм трудовой деятельности; версии глоттогении: номинативная и глагольная гипотезы (Лурия, Леонтьев), язык как прерывание сновидческого потока образов (Л. Мамфорд); генезис первичных групп: проблема «взрывного расселения» (Б. Поршнев), гипотеза видовой неоднородности человечества (Б. Диденко), «антропологический тупик» и происхождение экзогамии (Ю. Бородай).
Литература:
Бородай, Ю. М. Эротика. Смерть. Табу: трагедия человеческого сознания М.: Русское феноменологическое общество: гнозис, 1996.
|
|
Бурлак, С.А. Происхождение языка: Новые материалы и исследования: Обзор. – М.: РАН ИНИОН, 2007.
Маккенна, Т. Пища Богов: поиск первоначального древа познания. – М.: ТПИ, 1995.
Мамфорд, М. Миф машины. – М.: Логос, 2004.
Поршнев, Б.Ф. О начале человеческой истории: проблемы палеопсихологии. – СПб.: Алетейя, 2007.
Резникова, Ж.И. Интеллект и язык животных и человека. Основы когнитивной этологии: Учебное пособие для вузов. – М.: «Академкнига», 2005.
Тейяр де Шарден, П. Феномен человека. – М.: Наука, 1992.
Интернет-ресурс:
http://antropogenez.ru
Раздел 2. История формирования и осмысления человеческих потребностей
№ п/п | Наименование темы | Формируемые компетенции | Результаты освоения (знать, уметь, владеть) | Образовательные технологии |
1. | Культовое формирование потребностей в архаических культурах | ОК-1 | Знать специфику потребностей архаического человека; уметь объяснять их взаимосвязь с константами архаической культуры; владеть пониманием их влияния на повседневный опыт человека и его самосознание. | Лекция; исследоват. семинар |
2. | Античная идея «разумной жизни» и техники воспитания потребностей | ОК-1 | Знать специфику потребностей античного человека; уметь объяснять их взаимосвязь с константами античной культуры; владеть пониманием их влияния на повседневный опыт человека и его самосознание. | Лекция; исследоват. семинар |
3. | Христианская аскеза: средневековые практики преобразования потребностей | ОК-1 | Знать специфику потребностей средневекового христианина; уметь объяснять их взаимосвязь с константами средневековой христианской культуры; владеть пониманием их влияния на повседневный опыт человека и его самосознание. | Проблемная лекция; семинар-дискуссия |
4. | Ренессансная гуманизация потребностей | ОК-1 | Знать специфику потребностей человека Возрождения; уметь объяснять их взаимосвязь с константами ренессансной культуры; владеть пониманием их влияния на повседневный опыт человека и его самосознание. | Лекция; семинар-дискуссия |
5. | Новоевропейская стандартизация потребностей | ОК-1 | Знать специфику потребностей новоевропейского человека; уметь объяснять их взаимосвязь с константами эпохи Нового времени; владеть пониманием их влияния на повседневный опыт человека и его самосознание. | Лекция; исследоват. семинар |
6. | Специфика потребностей человека эпохи модерна | ОК-1 | Знать специфику потребностей человека модерна; уметь объяснять их взаимосвязь с константами эпохи модерна; владеть пониманием их влияния на повседневный опыт человека и его самосознание. | Лекция; исследоват. семинар |
7. | Постмодернистский проблематизм человека и выводы об его потребностях | ОК-1 | Знать теоретические подходы к проблематике человеческого желания, разработанные в контексте постмодерна; уметь объяснять, исходя из них, природу человеческих потребностей; владеть пониманием выводов о природе желания, сделанных Ж. Делезом, М. Фуко и Ж. Бодрийяром. | Лекция; исследоват. семинар |
Тема 2.1. Культовое формирование потребностей в архаических культурах
|
|
Миф как ядро архаических культур: реальность сакрального; культ как принцип организации и причина консерватизма потребностей архаического человека; ритуал как потребность; магическая адаптация мира; особенности социальных потребностей: тотемный принцип формирования архаических групп, система статусов, обряды инициации и судьба не прошедших их; потребность в символической адаптации тела: тело как текст (назначение ритуальных рассечек, татуажа, увечий); функции маски и имени в архаических культурах; своеобразие удовлетворения экономической потребности: обязательство дара.
Литература:
Генеп, А. ван Обряды перехода. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2002.
Дуглас, М. Чистота и опасность. Анализ представлений об осквернении и табу. – М.: Канон-Пресс-Ц, 2000.
Жирар, Р. Насилие и священное. – М.: НЛО, 2000.
Кайюа, Р. Человек и сакральное. – М.: ОГИ, 2003.
Леви-Брюль, Л. Первобытное менталитет. СПб.: Европейский дом, 2002.
Малиновский, Б. Избранное: аргонавты западной части Тихого океана. – М.: РОССПЭН, 2004.
Мосс, М. Очерк о даре // Мосс М. Общества. Обмен. Личность: труды по социальной антропологии. – М.: «Восточная литература» РАН, 1996.
Фрейд, З. Тотем и табу // Фрейд З. Труды разных лет. – Тбилиси: Мерани, 1991.
Элиаде, М. Священное и мирское. – М.: Изд-во МГУ, 1994.
Тема 2.2. Античная идея «разумной жизни» и техники воспитания потребностей
Константы античного мироотношения: космос, логос, фюзис; особенности социального порядка античного мира и досуг как ценность; потребность в теории (мышлении); политическая потребность (естественность заботы об общем благе); античная пайдейя: содержание и назначение; античная забота о себе как открытие благ души и тела (философия, спорт и медицина как спутники античного грека); системы воспитания потребностей в классической античной философии (благая жизнь как задача; ценность добродетели и зыбкость удовольствия (Сократ); усмирение яростного и чувственного начала души (Платон); подчинение крайности стремлений середине добродетели (Аристотель); проблема воспитания потребностей в эллинистических философских школах: техники и назначение кинического возвращения к естественности, приемы и смысл эпикурейского упрощения потребностей, упражнения и задача стоического укрощения стремлений.
Литература:
Адо, П. Духовные упражнения // Адо П. Духовные упражнения и античная философия. – М.-СПб.: Изд-во «Степной ветер», 2005.
Вернан, Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. – М.: Высшая школа, 1988.
Йегер, В. Пайдейя. Воспитание античного грека. – М.: ГЛК, 1997.
Левек, П. Эллинистический мир. – М.: Наука, 1989.
Петров, М. К. Пираты Эгейского моря и личность // Петров М.К. Искусство и наука. Пираты Эгейского моря и личность. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 1995.
Фуко, М. История сексуальности – 3: Забота о себе. – Киев: Дух и литера; М.: Рефл-бук, 1998.
Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней философии. – М.: Высшая школа, 1981.
Тема 2.3. Христианская аскеза: средневековые практики преобразования потребностей
Грех и спасение как константы христианского самосознания; дорога как средоточие жизни: номадизм средневековых людей; потребность в подвиге веры: аскетические упражнения средневековых христиан; «тело-осел» и «тело-брат»: преобразование телесных потребностей в аскетических системах Запада; значение христианской традиции юродства; специфика реализации социальной потребности: консерватизм социальной иерархии, ценность сословного статуса, определенность потребностей сословными кодексами (ценность непрестижных социальных ролей, вассальный исток культа прекрасной дамы, парадокс отказа от экономической выгоды, публичность смертной казни); гильдии как удел недовольных; труд – проклятие или спасение?; средневековые трудовые практики: ориентация на создание шедевра; потребность в символизации (вещь в порядке Творения, спиритуальный смысл человеческой органики); главенство для человека потребности в мышлении и нравственном поступке (Григорий Нисский); трансформация потребностей в перспективе блаженной жизни (Августин Аврелий).
Литература:
Блаженный Августин. О блаженной жизни // Блаженный Августин. Творения (том первый) Об истинной религии. – СПб.: Издательство «Алетейя» и К.: УЦИММ-Пресс, 1998.
Виолле-ле-Дюк, Э. Жизнь и развлечения в Средние века. – СПб.: Евразия, 2003.
Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры // Гуревич А.Я. Избранные труды. Средневековый мир. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2007.
Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М.: У-Фактория, 2005.
Нисский, Г. Об устроении человека. – СПб.: Axioma, 1995.
Фоссье, Р. Люди средневековья. – СПб.: Евразия, 2010.
Тема 2.4. Ренессансная гуманизация потребностей
Идея эпохи Ренессанса; ренессансное понимание humanitas; энциклопедизм образования и многообразие творческих навыков как центральная установка ренессансных систем воспитания; потребность в индивидуализации: теории и реальность (ценность выражения индивидуальности (флорентийский неоплатонизм); борьба за индивидуальность (Данте, Петрарка, Боккаччо); тело как предмет изображения (да Винчи, Микеланджело); главенство потребности в творческом самовыражении (художник как наилучший антропологический тип; творчество как возможность теозиса (флорентийский неоплатонизм); процесс цивилизации человеческих потребностей (Н. Элиас): дисциплина телесного естества, усмирение душевных аффектов и создание приватного пространства; реальность голода: навязчивость потребности в питании для ренессансных масс и ее художественные выражения.
Литература:
Антология философии средних веков и эпохи Возрождения. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
Баткин, Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. – М.: Наука, 1978.
Бицилли, П.М. Место Ренессанса в истории культуры. – СПб: Мифрил, 1996.
Бурдах, К. Реформация. Ренессанс. Гуманизм. – М.: РОССПЭН,, 2004.
Буркхардт, Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. – М.: Интрада, 1996.
Делюмо, Ж. Цивилизация Возрождения. – М. АСТ, 2008.
Дильтей, В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. – М.–Иерусалим: Университетская книга, Мосты культуры, 2000.
Сергеев, К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. – СПб.: Наука, 2007.
Элиас, Н. О процессе цивилизации. – М.–СПб.: Университетская книга, 2001.
Тема 2.5. Новоевропейская стандартизация потребностей
Наука как задача эпохи Нового времени (рождение антропологического типа ученого; новоевропейское «разволшебствление мира»: преобразование вещи в объект научного знания; центральные научные открытия Нового времени и их влияние на мирочувствие европейца); установление единой системы стоимостей как следствие новоевропейской физики (Л. Пачоли); вытеснение качественной специфики вещей их количественными параметрами; разработка универсальных систем измерения (изменение чувства времени и пространства европейца); потребности в накоплении и эффективной деятельности: возникновение буржуазной чувственности; этика первых буржуа (ценность размеренной жизни, четкость представления о благополучной жизни и границы стремления к обогащению, приоритет великодушия над экономической выгодой); рождение стереотипной вещи и стандартизация чувства жизни; теоретическое обоснование ценности типичных потребностей: содержание понятия «естественный разум» философов Просвещения; стандартизация как наилучший сценарий организации потребностей (Ж.-О. Ламетри, П.Ж.Ж. Кабанис).
Литература:
Адорно, Т., Хоркхаймер, М. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. –М., С-Пб.: «Медиум», «Ювента», 1997.
Гайденко, П. П. Эволюция понятия науки (формирование научных
программ нового времени XVII - XVIII вв.). – М.: Наука, 1987.
Зомбарт, В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека (отдел четвертый: буржуа прежде и теперь) // Зомбарт В. Собрание сочинений в 3 томах. Т.1. – СПб.: Владимир Даль, 2005.
Зомбарт, В. Роскошь и капитализм // Зомбарт В. Собрание сочинений в 3 томах. Т.3. – СПб.: Владимир Даль, 2005.
Ламетри, Ж.-О. Человек-машина // Ламетри Ж.-О. Сочинения. – М.: Мысль, 1983.
Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.2. – М.: Мысль, 1998.
Юнгер, Ф. Машина и собственность // Юнгер Ф. Совершенство техники. Машина и собственность. СПб.: Владимир Даль, 2002.
Тема 2.6. Специфика потребностей человека эпохи модерна
Укрепление буржуазного духа и окончательный распад традиционной социальной иерархии; отмирание традиционных форм социальной идентификации (системы сословных статусов, кодексов воспитания); «железный век»: научно-технические изобретения эпохи модерна и акцентуация потребности в комфорте; технические инновации эпохи модерна и обмельчание телесных техник; процесс утончения потребностей как стратегия сопротивления чувственности филистера (немецкий и английский романтизм, английский дендизм, французский символизм); И. Кант о сущностно-человеческих и нечеловеческих потребностях; всеобщая история развития человеческих потребностей в «Философии права» Г.В.Ф. Гегеля; модернистские коцептуализации сущностно-человеческих потребностей: труд (К. Маркс), творческое желание (Ф. Ницше), культурно-табуированные влечения (З. Фрейд).
Литература:
Беньямин, В. Париж, столица XIX столетия // Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. – М.: «Медиум», 1996.
Маркс, К, Энгельс, Ф. Немецкая идеология (раздел «Фейербах»). – М.: Государственное издательство политической литературы, 1956.
Ницше, Ф. К генеалогии морали. Полемическое сочинение // Ницше Ф. Соч. в 2-х т., т.2. – М.: Мысль, 1990.
Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Дегуманизация искусства; Бесхребетная Испания. – М.: АСТ, 2008.
Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне. – М.: «Весь мир», 2008.
Тема 2.7. Постмодернистский проблематизм человека и выводы об его потребностях
«Постмодерн»: культурный и смысловой статус; «конец больших нарраций»: деструкция (субъекта, гуманистических ценностей и историзма) как прием; теория символического обмена (Ж. Бодрийяр); опыт тайны и агональности как содержание потребности в любви (Ж. Бодрийяр); становление как стратегия эмансипации желания (Ж. Делез); практики «себя» (М. Фуко); преобразование потребностей как ступень «заботы о себе» (М. Фуко).
Литература:
Бодрийяр, Ж. Соблазн. – М.: Ad Marginem, 2000
Делез, Ж., Гваттари, Ф. Капитализм и шизофрения. Тысяча плато. – Екатеринбург: У-Фактория, Астрель, 2010.
Козловски, П. Культура постмодерна. – М. Республика, 1997.
Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна. – СПб.: Алетейя 1998.