Тема: Общение и речь

Этапы формирования навыка.

1. Аналитический. Представляет собой вычленение и овладение отдельными элементами действия.

2. Синтетический, представляет собой объединение изученных элементов в целостное действие.

3. Автоматизация, представляет собой упражнения с целью придания действию плавности, нужной скорости, снятия напряжения.

К условиям обеспечения успешного формирования навыков относиться число упражнений, их темп, и расчленение во времени.

Согласованность навыков происходит тогда, когда: 1)система движений входящих в первый навык соответствует системе движений включенных в другой навык; 2)Реализация первого навыка создает благоприятные условия для выполнения второго; 3)конец первого навыка является фактическим началом другого и наоборот.

!Интерференцией навыков называется отрицательное влияние уже выработанного навыка на вновь образуемый. Она возникает тогда, когда:

· Система движений включенная в первый навык противоречит, не согласуется с системой движений составляющих структуру другого навыка.

· Когда при переходе от первого навыка к другому практически приходиться переучиваться; ломать структуру старого навыка.

· Система движений входящих в первый навык, частично содержится в другой уже доведенной до автоматизма.

Деавтоматизация навыков – ослабление или полное разрушение выработанных автоматизмов. При деавтоматизации движения становятся более медленными и менее точными. Координированность их расстраивается. Они начинают выполняться неуверенно, требуют специального сосредоточения внимания. Усиление сознательного контроля над движениями.

Умение – усвоенный субъектом способ выполнения действий обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков играют упражнения.

Первое: речь.

План:

  1. Понятие о речи
  2. Свойства речи, функции речи.
  3. Виды речевой деятельности.

1.

Речь сложившаяся исторически в ходе материальной, преобразующей деятельности людей, форма общения, опосредованная языком.

Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь, могучий фактор, психического развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируется сознание и самосознание, взгляды и убеждения, моральные и эстетические чувства, формируется воля и характер. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми.

Речь явление психическое, она индивидуальна и носит отпечаток субъективного отражения, и выраженные данным индивидом объективные реальности и отношения к ней.

2. Свойства речи:

1) Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствию действительности.

2) Понятность речи, достигается синтаксически правильным построением предложения, а также применение в соответствующих местах пауз и выделение слов с помощью логического ударения.

3) Выразительность речи, связана с эмоциональной насыщенностью, обеспечивается интонацией и акцентом.

4) Действенность речи, определяется влиянием на мысли, чувства, поведение, обеспечивается учетом индивидуальных особенностей индивида.

Функции:

1) Сообщения, состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз.

2) Обозначения, состоит в способности человека посредством слова давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

3) Воздействие. Человек говорит для того, чтобы воздействовать, если непосредственно не на поведение, то на мысли и чувства, на сознание других людей.

4) Функция выражения заключается в том, что с одной стороны благодаря речи человек может передавать свои чувства, переживания, отношения, ну а с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможность общения.

Виды речи

Внутренняя речь Внешняя речь

Устная Письменная

Монологическая Диалогическая

Устная речь – это общение вербальное, т.е. словесное, посредством языковых средств, воспринимаемых на слух.

Монологическаяречь – это развернутая и связанная речь (лекция, доклад и т.п.). При подготовке такая речь, нередко неоднократно перестраивается, отбираются нужные слова и предложения и часто письменно фиксируется план. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, строгой логики и последовательности при и изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.

Диалогическаяречь – речь, при которой активны в разной степени все ее участники. Характерны все реплики которыми обмениваются говорящие, повторение фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения.

Письменнаяречь – речь посредством письменных знаков. Пользование письменной речью создает необходимость добиваться максимально правильных формулировок, строже соблюдать правила логики и грамматики, глубже продумывать содержание и способ выражения мысли.

Внутренняяречь – это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.

Второе: Общение.

План:

1.Понятие об общении.

2. Стороны общения.

3. Функции общения.

4. Виды общения.

Общение – это специфический вид человеческой деятельности.

Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий обмен информации выработку единой стратегии, взаимодействия, восприятия и понимания партнера.

Общение, одна из основных психологических категорий. Человек становиться личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человека самоопредявляется и самоопределяется, обнаруживая свои индивидуальные особенности.

Стороны общения

1. Коммуникативная сторона общения, связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми, как активными субъектами. Структура коммуникативной стороны: коммуникатор – канал передачи информации – реципиент. Важная характеристика коммуникативного процесса: намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную представленность в другом (персонализацию). Необходимые условия для этого, не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения.

Коммуникативный барьер – это искажение информации при переходе от коммуникатора к реципиенту. Природа коммуникативных барьеров различна: 1)Лексический барьер (использование слов не понятных реципиенту); 2)Логический барьер (использование логики, не понятной реципиенту); 3)Барьер психологический (особенности личности общающихся). Коммуникативные барьеры определяются по наличию или отсутствию обратной связи в процессе общения. Если реципиент вовсе не реагирует на передаваемую информацию или его реакции не адекватны, то это свидетельствует о коммуникативном барьере.

2. Перцептивная сторона общения (восприятие). Это восприятие и понимание друг друга в процессе общения. Эта перцепция очень важна, т.к. в ее процессе возникает, формируется образ другого человека, и идет познание человеком самого себя. В ходе перцепции идет установление эмоциональных контактов, происходит организация совместной деятельности. Восприятие в процессе мышления может искажаться. Выявлены факторы, искажающие перцепцию: 1)Суждение о другом человеке по аналогии с самим собой; 2)Эффект ореола, и т.д.

3. Интерактивная сторона общения – это обмен действиями в процессе общения. Интеракция, такой аспект общения, который связан с совместной деятельностью людей.

Функции общения:

1. Информационнаяфункция – предполагает передачу информации различными средствами, формами и способами коммуникации.

2. Социально - личностнаяфункция общения – состоит в организации и поддержании межличностных отношений, восприятии других людей и поддержании с ними определенных отношений, неизбежно сопряжено с оцениванием людей и установлением определенных отношений.

3. Прагматическаяфункция, реализуется при взаимодействии людей в процессе деятельности.

4. Формирующаяфункция, проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека.

5. Когнитивная, предполагает познание человеком других, самого себя, формирование картины мира.

6. Подтверждения, в процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

Виды общения:

1. Императивное общение = авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению, с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или мышлению.

2. Манипулитиыноеобщение – это форма межличностного общения, при котором воздействие на партнера, с целью осуществления своих намерений осуществляется скрытно.

3. Диалогическоеобщение – взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Диалогическое (гуманистическое) общение позволяет достичь более глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров и создает условия для взаимного личностного роста.

19,03,02


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: