Молодежная субкультура как фактор виктимизации подростков и молодежи

Подростки во все времена составляли особую социально-демографическую группу, но в наше время сложилась специфическая подростковая культура, которая, наряду с другими социальными факторами, играет большую роль в развитии современного подростка.

Молодежная субкультура- система ценностей, и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет.

Субкультура молодежи, являясь одним из институтов, фактором социализации школьников, играет противоречивую роль и оказывает неоднозначное влияние на подростков. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от общей культуры общества, с другой способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей.

Субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:

• От уровня образования. У лиц с более низким уровнем образования, например, учащихся ПТУ, она значительно выше, чем у студентов вузов;

• От возраста. Пик активность- 16-17 лет, к 21-22 годам она заметно падает;

• От места жительства. Движение неформалов более характерны для города, нежели для деревни, так как именно город с его обилием социальных связей дает реальную возможность выбора ценностей и форм поведения.

Проблема в том, что ценности и ориентации молодежи ограничены в основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями, часто малосодержательным общением. Молодежная субкультура носит развлекательно- рекреативный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. В России, как и во всем мире, она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не на ценности национальной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения школьников часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами ТВ, музыки и др.

У современной молодежи отдых и досуг - ведущая форма жизнедеятельности, она вытеснила труд как важнейшую потребность. От удовлетворенности досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. В молодежной субкультуре отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Молодежная субкультура обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы. Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер - она полна искусственными заменителями реальных ценностей. Одним из способов бегства от действительности, а также реализации стремления походить на взрослых является употребление наркотиков.

Социологи сегодня бьют тревогу: на первом месте среди авторитетных источников информации у молодых людей - телевизор, на втором - компьютер. И лишь затем - школа, причем, как среда обитания, а не мест общения. В конце списка - семья.

В последние два десятилетия в обществе происходят необратимые изменения, которые оказывают существенное влияние на молодое поколение. Нынешнее молодое поколение воспитывается в принципиально иных условиях, нежели прежнее. Социальное расслоение общества, отсутствие четких нравственных ориентиров, возрастающая роль религии – все это реальность, к которой надо приспосабливаться. Делают это подростки весьма мобильно - например, включаются в рыночные отношения. Динамичность изменения сознания – особенность этой социальной группы.

По статистике МВД, примерно 25% молодежи от 12 до 30 лет страдают наркозависимостью. Помимо этого ползет вверх кривая не только подросткового, но и детского алкоголизма. По последним данным, несовершеннолетние и молодежь составляют 70-80% наркоманов, все больше случаев заболевания отмечается у 7-8 летних детей. По данным ЮНЕСКО, в Колумбии, Бразилии и России самый высокий уровень насилия - среди молодежи. (Лири А, Блаженов Д)


Вторичная профилактическая социальная работа с подростками «группы риска»: особенности и технология организации в условиях общеобразовательных и воспитательно - реабилитационных учреждений.

ГР СОЦ РИСКА - разновидность соц номинальной гр, включ людей, кот в силу св соц полож-я и обр жизни подвержены опасным отрицательн возд-виям, в силу чего представл угрозу нормальн жизнед-сти общ-ва.(алк-ки, нарк-ны, простит, гомосексуал, бомжи, чей обр жизни можно рассм как проявл-я болезней общ-ва. Особенно актуально проблема отклоняющ повед-я, ведущего к обр жизни гр риска, стоит перед молодежью в п-од соц созревания и вхождения в мир взрослых.

Задача вторичной профилактики - раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с группой риска. Также провед мероприят. Направ на медико-пед. профилактику и коррекцию поведения. минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий

Направления раб: Опред. факторов риска и выделение так назыв. Гр. профил. Учета по различ формам дев. поведения. Раннее и активное выявлен. Лиц с нервно-психич. наруш. Мед. Коррекция, выяв. заболев., осложненных наруш поведения.

Направл-я работы: группы поддержки и развития; индивидуальн коррекционно-развивающие занятия; техническое творчество; музыкальные занятия; занимательная предметная д-сть занятия с использованием элементов арт-терапии, аниматерапии; социально-психологический тренинг. Психологи исп-ют формы работы для помощи «трудн» детям: для них организуют группы, проводят тренинги, консультируют в индивидуальном режиме детей и их родителей. Наиболее надежн ср-вами против сущ-ния групп соц риска явл активная соц политика, направл на преодоление кризисн явлений в соц сфере, а также культурная развитость, нравствен богатство культурного мира ч-ка

Аффективно-просветительск модель и модель укрепл-я Здор-я. В них формир-ся убежд-я, оценки, эмоц отн-ния к потребл-ю и трезвости, с потенциальными потр-лями проводится работа по формир-ю у них чув-ва самоуваж-я, с/мы личностн ценностей, где нет места нарк-кам. Модель укрепл-я Здор-я поощряет разв-е альтернативных привычек (спорт, активный досуг, ЗОЖ, режим труда, пит-я. В поведенческих моделях внимание уделяется выработке с пом соц тренинга навыков принятия реш-й, совладания с трудн ситуациями, с тревогой, навыков реш-я пробл общения и пробл отказа от потр-ния нарк-ков, несмотря на давление своего окруж-я. Профил работа должна состоять в разв-и веры ч-ка в св силы, в поддержке положительн самооц-ки, в формир-и коммуникативн навыков, в преодолении изоляции или непонимания индивида ближайшим окруж-ем, в обуч-и гибкости и терпимости в конфл сит-ях и формир-и навыков выхода из стресса и конструктивного реш-я проблем, в разв-и сферы чувств и поддержке проц самоопределения и самореал-ции. Внедрение в гр риска, чтобы устано­вить контакты с "труднодосягаемыми" или "недосягае­мыми" лицами.. Согласно имеющимся данным, лечение болезни не явл перво­степенной задачей, и поэтому соотв-щие служ­бы все чаще исп-ют более широкий подход, при ко­тором контроль ЗППП явл частью прогр по ох­ране Здор-я и экономич программ. Распространен буклетов, содержащ инф-­цию о СП-бах снижения риска заражения ЗППП. Подростки. Психол-пед помощь детям и подр-кам гр риска необходимо объединять в комплексную с/му профилактич и коррекционно-реабилитацион мер, направлен на разв-е познавательн процессов и на повыш-е самостоятельности при выборе ориентировок и формир-и с/мы ценностных установок, в укреплении соц позиции и личностных проявлений. Важна ранняя комплексная диагн-ка, включающ анализ всех параметров, составляющих стр-ру самосознания л-сти.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: