Новорожденность (3 нед. - 3,5 мес.)

Новорожденность является самостоятельной и стабильной стадией в общем психическом развитии ребенка. На этой стадии происходит отлаживание и совершенствование уже функционирующих органических систем, в первую очередь, пищеварения и терморегуляции. Но главное - осуществляется интенсивная их координация, происходит формирование новых реакций и схем поведения, преодоление некоторых врожденных реакций.

Появляются такие новообразования, как различные виды сосредоточения: пищевое, слуховое, двигательное и т.д. Возникновение сосредоточения означает начало перестройки двигательной активности ребенка, превращение движений из актов органических отправлений в акты поведения. Сосредоточение оказывается первой телесно-поведенческой формой самостоятельности ребенка и его обособленности от жизнедеятельности взрослого. Основная задача: преодоление разрыва психосоматического единства ребенка и взрослого и построение новой формы их общности - эмоционально-психологической.

В стадии новорожденности ребенок развивается необычайно быстро. Он проявляет пристальный интерес к тому, что происходит вокруг. Интенсивно развивается зрительное восприятие. После 3-х месяцев у новорожденного появляется координация поведения. Координируются одновременные действия схватывания, рассматривания, сосания, можно наблюдать первые проявления мышления у новорожденного (улыбка, плач, хныканье, серьезность и настороженность); сильные эмоциональные реакции связаны с исследованием своей руки.

Психологическим критерием этого возрастного этапа считается основное и центральное новообразование, характеризующее известную ступень в социальном развитии ребенка. В этом смысле поворот в психическом развитии связан с появлением «комплекса оживления», с первой специфической реакцией ребенка на человека. Комплекс оживления считается границей между периодом новорожденности и младенчества. Он включает в себя три компонента:

мимика: появление улыбки; коммуникативный: голосовая реакция на появление взрослого; двигательный: проявляется в интенсивных и быстрых движениях. Комплекс оживления - это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого. Это первая целостная форма общения ребенка и взрослого. Ребенок начинает по-разному реагировать на физические предметы и на человека: на предметы - сосредоточением, на человека - улыбкой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: