Билет №12. 1. Разнообразие организмов на Земле, сх

  1. Доядерные и ядерные организмы, их характерис­тика.
  2. Биологическое разнообразие, его роль в сохране­нии устойчивости биосферы.
  3. Найдите пробирку с семенами, которые надо сеять на глубину 1—2 см, поясните свой выбор.

1.

  1. Разнообразие организмов на Земле, сходство их строения и жизнедеятельности: клеточное стро­ение, сходное строение клеток, сходство химическо­го состава, обмена веществ, размножения.
  2. Различия в строении клетки — основа деле­ния всех организмов на две большие группы: доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты). При­меры доядерных организмов: бактерии и синезеленые водоросли. Примеры ядерных организмов: человек, животные, растения, грибы.
  3. Особенности строения доядерных организ­мов: 1) отсутствие оформленного ядра, ядерной обо­лочки, ядерное вещество располагается в цито­плазме; 2) ДНК сосредоточена в одной хромосо­ме, имеющей форму кольца и располагающейся в цитоплазме; 3) отсутствие ряда органоидов: ми­тохондрий, эндоплазматической сети, аппарата Гольджи; 4) все организмы этой группы однокле­точные.
  4. Клетка безъядерных организмов, например бактерий, имеет плотную оболочку из углеводов, плазматическую мембрану, ядерное вещество (хро­мосому), цитоплазму, очень мелкие рибосомы.
  5. Особенности строения ядерных организ­мов: 1) наличие в клетке оформленного ядра, отграниченного от цитоплазмы оболочкой с пора­ми; 2) наличие всего комплекса органоидов цито­плазмы: митохондрий, аппарата Гольджи, лизосом, рибосом, эндоплазматической сети, клеточ­ного центра, а также плазматической мембраны и наружной оболочки у клеток растений, грибов; 3) наличие нескольких хромосом, расположенных в ядре.
  6. Разнообразие ядерных организмов по стро­ению (одноклеточные и многоклеточные), по спосо­бу питания (автотрофы, гетеротрофы, сапрофиты, паразиты, симбионты), по способу размножения (половое, бесполое, вегетативное).

2.

  1. Биологическое разнообразие — разнообразие населяющих Землю видов, разнообразие природных экосистем на земном шаре.
  2. Разнообразие видов в природе — причина разнообразных пищевых, территориальных связей между ними, наиболее полного использования при­родных ресурсов, замкнутого круговорота веществ в природной экосистеме. Тропический лес — устой­чивая экосистема благодаря большому разнообра­зию видов в ней, приспособленности организмов к совместному обитанию, оптимальному использованию природных ресурсов. Экосистема, состоящая из небольшого числа видов, например небольшой водо­ем, луг, — пример неустойчивых природных сооб­ществ.
  3. Сокращение видового разнообразия как ре­зультат деятельности человека: строительство горо­дов, железных и шоссейных дорог, вырубка боль­ших массивов леса, строительство промышленных предприятий, распашка земель под сельскохозяйст­венные угодья. Исчезновение в настоящее время около 10% видов высших растений на Земле. Вы­рубка тропических лесов, в которых сосредоточена значительная часть видов растений и животных, — проблема, требующая применения специальных мер защиты лесов. Исчезновение за последние 400 лет более 60 видов млекопитающих и более 100 видов птиц.
  4. Влияние загрязнения окружающей среды на видовое разнообразие, причины его сокращения. Так, загрязнение воды в реках промышленными отходами — причина сокращения численности реч­ного рака, пресноводной жемчужницы (моллюска), некоторых видов рыб. Обработка полей и садов ядо­химикатами — причина гибели птиц, которые пи­таются насекомыми, зараженными ядами. Экосистемный характер сокращения видового

Билет № 13.

  1. Биосоциальная сущность человека. Подчине­ние жизни человека как биологическим, так и соци­альным законам. Формирование человека, как и других организмов, в процессе эволюции, подчи­нение его процессов жизнедеятельности (питания и др.) биологическим законам. Существенные отли­чия человека от животных — прямохождение и труд, связанные с ними изменения в строении и жиз­недеятельности — наличие в скелете позвоночника с четырьмя изгибами, сводчатой стопы, особенностей строения таза, кисти, черепа; увеличение мозга, спо­собность трудиться, создавать орудия труда, общать­ся друг с другом, владеть членораздельной речью, отвлеченно мыслить, создавать науку и искусство, накапливать и использовать опыт предшествующих поколений, передавать его потомкам. Невозможность объяснить эти особенности только законами биологической эволюции. Существование законов развития человеческого общества, в соответствии с которыми подлинно человеческие черты формиру­ются в процессе жизни человека в обществе, его вос­питания. Дети, выросшие с раннего возраста среди животных, не владеют хорошо развитой речью, не могут отвлеченно мыслить.
  2. Роль человека в биосфере. Целенаправленное воздействие человека как на неживую природу, так и на ее обитателей. Создание новых сортов растений и пород животных, изменение ареалов дикорасту­щих растений и диких животных, охота на живот­ных, сбор лекарственных трав, использование лугов и степей в качестве пастбищ. Отрицательное влия­ние на природу развития промышленности, сель­ского хозяйства, транспорта, использования земель под дороги, строительства жилья на плодородных почвах, эрозии почвы, загрязнения почвы, воздуха, водоемов, сокращения численности видов, гибель многих из них. Сокращение биологического разно­образия, повышение численности ряда видов насе­комых, бактерий, грибов и других организмов в ре­зультате деятельности человека. Ухудшение эколо­гических условий, необходимых для жизни не только человека, но и растений, животных, грибов. Необходимость сохранения биологического гено­фонда самого человека, учета человеком в своей хо­зяйственной деятельности законов природы, разра­ботки мер регулирования численности видов, сохра­нения среды обитания организмов.

2.

  1. Причины эволюции. Существование на Земле огромного разнообразия видов (около 0,5 млн. видов растений и около 2 млн. видов животных). Формиро­вание многообразия органического мира в процессе его исторического развития — эволюции. Воздейст­вие естественных факторов на эволюцию органиче­ского мира впервые изучено английским ученым Ч. Дарвином. Его теория эволюции, доказывающая, что все организмы обладают свойствами изменчи­вости и наследственности. Изменчивость — свойст­во, благодаря которому у организмов появляют­ся разнообразные новые признаки. Наследствен­ность — передача признаков по наследству, появле­ние их у потомства. Гибель под воздействием раз­личных факторов живой и неживой природы значи­тельной части особей, доживание до взрослого со­стояния и оставление потомства лишь небольшой частью наиболее приспособленных особей.

Естественный отбор — процесс выживания осо­бей, наиболее приспособленных к конкретным ус­ловиям среды. Возникновение постепенно, через множество поколений, из одного вида новых видов, более приспособленных к жизни в измененных ус­ловиях.

  1. Результаты эволюции. Образование новых видов, увеличение их многообразия, а также фор­мирование у них черт приспособленности к среде обитания.

венности, изменчивости и естественного отбора в формировании признаков приспособленности к среде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: