Введение
Музеи, как культурные учреждения, по своей природе консервативны, а его сотрудники, в массе своей не слишком привержены с радостью встречать технологические новации. По разным причинам – и финансовым, и личным…
Для отдельных сотрудников необходимость радикальных перемен в различных сферах музейной деятельности стала очевидной уже полвека назад.
Первые попытки модернизировать технологию работы с музейными коллекциями стали предприниматься еще в 1960-е годы, когда отдельным энтузиастам, работающим в музеях, удалось заинтересовать своими проблемами ученых из научно-исследовательских вычислительных центров, обсудить способы машинной обработки данных о музейных предметах и найти приемлемые решения. В результате удалось с помощью ЭВМ получить экспериментальные каталоги по небольшим музейным коллекциям. Постепенно необходимость перемен стала осознаваться не только отдельными энтузиастами из музеев, но и широким кругом специалистов, занятых социокультурной деятельностью. Наиболее ярко это проявилось в Декларации, принятой в 1984 году на международной музейной конференции в Квебеке ("Квебекская декларация: основные принципы новой музеологии", Квебек, 13 октября 1984г.). В этом документе декларировалось:
|
|
" В современном мире, который стремится использовать для своего развития все средства, музеи должны выйти за пределы традиционных задач и функций: идентификации, консервации и просвещения и перейти к осуществлению более широких программ, которые позволят им активнее участвовать в жизни общества и полнее интегрироваться в окружающую среду. Чтобы достичь этого и вовлечь посетителей в свою деятельность, музеи все чаще обращаются к принципу междисциплинарности, к применению в культурно-просветительской деятельности новейших методов коммуникации и современных форм работы с населением».
Важнейшая роль в реализации заданных этой декларацией новых целевых установок была отведена информационным технологиям, и сегодня тенденция информатизации очевидна – «от машинных каталогов до сети культурного наследия».
Краткое содержание следующих лекций:
1. Информационные революции. «Старые» и «новые» информационные технологии.
2. История информатизации музеев.
3. Аппаратно-программный комплекс музейного оборудования.
4. Базы данных. Теория и практика использования в музейном деле.
5. Специализированные базы данных. Архитектура, основные приемы работы
6. Сетецентрическая составляющая информатизации деятельности музеев.
7. Основы подготовки коллекций для обработки. Способы и средства визуализации данных.
8. Графические редакторы. Растровая и векторная графика.
9. Веб-технологии.