На рубеже XXI века: новая среда коммуникации, интеграция

На рубеже XXI века в музейной сфере происходят перемены, связанные не только и не столько с появлением персональных компьютеров, баз данных или различных технических «наворотов», сколько с возникновением новой среды коммуникации. Традиционная административная система управления уже не в состоянии решить сложные и многообразные задачи, встающие перед музейным сообществом; для их решения необходимо совместное участие разнопрофилиных организаций (из сферы культуры, науки, технологии и др), возникает потребность в использовании новых управленческих технологий, базирующихся на партнерских отношениях, где «… под партнерством подразумевается определенная технология координации разнонаправленной деятельности различных социальных субъектов, вынужденных - в силу дефицита ресурсов, непропорциональности их распределения или иных ограничивающих обстоятельств – временно объединять свои усилия, средства производства и инфраструктуру» [2]

В новой среде возникают и укрепляются новые формы принятия и реализации управленческих решений, формируются новые стратегические отношения как между самими музеями, так и между музеями и другими субъектами взаимодействия (учебными заведениями, готовящими музейных специалистов, аналитическими, методическими, консалтинговыми информационными центрами, музейными союзами и ассоциациями, административными структурами), возникают новые формы музейного и межмузейного взаимодействия. Например, в последние годы были созданы и успешно функционируют такие партнерские объединения как:

· Ассоциация музеев России, которая объединяет более 200 музеев из различных регионов России. Важнейшее направление деятельности – формирование единого информационного пространства музеев-партнероов на базе создания сети информационно-ресурсных центров в регионах,

· Некоммерческое партнерство АДИТ[3] (созданное в 2000 году на основе Ассоциации, успешно действовавшей с 1997 года), основные цели которого – содействие формированию информационных ресурсов о культурном наследии, создание механизмов свободного и эффективного доступа граждан к этим ресурсам, образованию и культурному туризму,

· Ассоциация «Открытый музей» - музейная биенале и Сибирские музейные мастерские.

Конец XX века ознаменовался стремлением интегрировать, объединить, интеллектуальные и информационные ресурсы музеев на уровне региона, или объединить однотипные данные, хранящиеся в различных музеях (в том числе – и за рубежом). Ряд российских проектов и проектов, выполненных с зарубежными коллегами, в основе которых лежат партнерские отношения, были реализованы или находятся в стадии реализации.

Строго говоря, первые попытки объединиться на региональном уровне предпринимались музеями еще в первой половине 1990-х; как правило, такие проекты осуществлялись по инициативе музеев на собственные средства или за счет грантов. При этом можно выделить два подхода к реализации идеи объединения.

Первый подход – это объединение за счет накопления данных от различных музеев в одном месте, структурирования этих данных и организации доступа к ним. Примером такого подхода является объединение сибирских музеев вокруг лидера - Омского государственного историко-краеведческого музея. На сайте «Музеи Сибири» www.sibirmuseum.ru представлены общие сведения о всех партнерах-участниках, об экспозициях, коллекциях, основных событиях. Однако, автоматизация деятельности музеев, создание баз данных по коллекциям в каждом музее ведутся автономно, базы не интегрируются в общий ресурс.

Второй путь, наиболее ярко отразившийся в информатизации музеев Ярославской области, начинался не с компьютеров; первые горизонтальные связи между музеями региона, имеющими много общего в тематике, специфике коллекций, проявились в организации совместных выставок, семинаров, в обмене опытом между специалистами; а начавшийся в этот период процесс внедрения компьютерных технологий существенно способствовал процессу информационного сближения. В результате совместной деятельности группы музеев региона возник проект открытой межмузейной информационной сети: во всех государственных музеях области была внедрена АИС, и был создан общий сайт www.museum.yar.ru.

Важным шагом в создании единого регионального музейного информационного пространства стала реализация поддержанных Фондом Сороса проектов Рыбинского музея: в 1999 году «Информационные ресурсы музеев – открытому обществу» и в 2000 – «Шедевры российских музеев – ХХI веку», конечной целью которых является создание баз данных о коллекциях музеев в открытом информационном пространстве. Важно, что в процессе реализации этих проектов были внедрены или модернизированы АИС в в большинстве музеев Ярославской, Костромской и Ивановской областей. Дальнейшим развитием этих работ стал проект «Шедевры российских музеев – XXI веку»[4], целью которого было создание и представление в ИНТЕРНЕТ общего информационного ресурса, куда каждый из музеев - участников со всей России представил бы описания шедевров из своих коллекций.

Еще один проект 1990-х - РУМИР, инициированный Государственным историческим музеем и направленный на создание Регистрационного узла музейных изображений объектов, хранящихся в музеях России для последующего представления их в открытом информационном пространстве.

Подводя итог первому пятилетию (1996-2000) реализации региональных проектов, направленных на информатизацию музеев, следует отметить, что наиболее активные и яркие проекты были осуществлены по инициативе музеев и на их собственные средства или гранты, полученные музеями. Информатизация хотя и носила спонтанный характер, но сопровождалась внедрением АИС, которые способствовали активному процессу информатизации и меняли технологию традиционных форм музейной деятельности. Обнаружилась явная тенденция к объединению усилий различных музеев для решения общих задач. К сожалению, далеко не все из задуманного удалось реализовать по причинам как объективного, так и субъективного характера, но в первую очередь – из-за отсутствие денег на поддержание и развитие уже созданных ресурсов – многие проекты были «заморожены».

Выводы, которые следует сделать, заключаются в том, что, во-первых, региональные проекты нельзя делать без четкого представления об источниках финансирования проекта; и во-вторых - региональные проекты успешны только в том случае, если имеется серьезная заинтересованность самих музеев.

На рубеже XXI века наметились новые тенденции в подходе к объединению музеев: один за другим стали появляться региональные проекты, инициатором которых выступала администрация региона. Одним из первых стал проект, инициированный властями Ямало-Ненецкого автономного округа, а также проекты создания региональной распределенной сети музейных информационных ресурсов Пермской Тюменской областей. Характерным примером такого подхода может служить, например, система управления музейными ресурсами Ленинградской области, созданная в рамках программы "Электронная Ленинградская область"[5]. В ходе реализации этого проекта в 27 музеях Ленинградской области установлена программа "Комплексная автоматизированная музейная информационная система" (КАМИС), создана однородная программно - технологическая и организационно - методическая система работы с информацией. Ленинградское областное Государственное учреждение культуры "Музейное агентство" ведет работу над созданием объединенного банка данных областных музейных коллекций, современных виртуальных выставок и экскурсий, осуществляет доступ к информации, как для сотрудников музеев, так и для широкого круга пользователей. Внедрение КАМИС позволило поднять на современный уровень систему управления музейными ресурсами.

Основная особенность новой генерации проектов заключается в том, что администрация региона заинтересована в формировании общего музейного ресурса, получении достоверной информации о музейных собраниях, мероприятиях, о кадровом потенциале в сфере культуры, и готова принять участие в финансировании таких проектов. С другой стороны, без активнейшего участия самих музеев во внедрении информационных технологий в свою повседневную деятельность проект будет обречен на провал. Таким образом, внимание властей к информатизации гарантирует ей стабильность, но только при условии активной заинтересованности музеев.

Еще одно направление интеграции информационных ресурсов по культурному наследию, которое активно развивалось во второй половине 1990-х – это создание Региональных (или межрегиональных) Информационных Ресурсных Центров (ИРЦ).

Главное назначение деятельности ресурсных центров – решать те важнейшие для всех участников проблемы, которые не всегда могут быть решены ими самостоятельно (переподготовка кадров, экспертиза, консалтинг, электронные издания, аккумуляция информации о музейных коллекциях и представление их в открытом информационном пространстве). Как правило, Информационно-ресурсные центры создавались на базе музеев, университетов или научных учреждений, уже обладающих опытом создания информационных ресурсов. Примеры подобных центров, активно функционировавших в конце 1990-х – в начале 2000-х - Государственный межмузейный центр Республики Карелия (Музейное агенство); созданный в 1998 году, он в 2001 был преобразован в Центр культурных инициатив Минкультуры республики Карелия[6]. Другой пример - Областной Межмузейный Информационный Центр на базе Самарского музея им. П.В. Алабина.

В этот же период расширились и углубились связи российских музеев с зарубежными коллегами. Российские специалисты принимают все более активное участие в международных проектах; в первую очередь следует упомянуть международный проект EROS, направленный на создание технологии многоязычного доступа к оцифрованному культурному наследию (в этом проекте в течение многих лет участвуют специалисты Государственного исторического музея). О проектах, выполняемых в рамках программ ЕС, будет рассказано в Разделе 4.

Возникли инициативы, направленные на создание совместных выставочных проектов. Р оссийско-канадский проект виртуальной выставки «Горизонты. Пейзаж в русской и канадской живописи (1860-1940)»[7] выполнялся совместно Канадской ассоциацией CHIN и российской ассоциацией АДИТ[8]. В проекте с российской стороны участвовали как столичные (например, Государственная Третьяковская галерея), так и провинциальные музеи, как например, Государственный художественный музей Алтайского края, Иркутский областной художественный музей им. В. Сукачева, Смоленский Государственный музей-заповедник и др; с канадской стороны представили свои работы 7 музеев (Картинная галерея Эдмонтона, Художественный музей Монреаля и др.). Выставка размещена на сайте Виртуального Музея Канады (Virtual Museum of Canada, www.virtualmuseum.ca). Информация представлена на английском, русском и французском языках. Научное, культурное и политическое значение этого проекта трудно переоценить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: