double arrow

Познание человека человеком как научная проблема


Качества личности, способствующие успешному общению.

1. Направленность личности на других людей (другой человек как ценность) способствует успешности общения, выбору более соответствующих особенностям другого человека способов взаимодействия с ним, способствует раскрытию личностного потенциала человека, с которым общаемся.

2. Характеристики интеллектуальной, эмоциональной сфер.

1) Интеллектуальная сфера (познавательные процессы):

· большой объем внимания, умение его распределять, высокая устойчивость;

· наблюдательность человека (способность фиксировать мельчайшие колебания во внешнем поведении и заключать об истинном характере изменений в настроении);

· хорошая память (не путать имена, помнить лица, не забывать, что выводит из себя и т.п.);

· мышление: способность анализировать поступки , видеть за ними мотивы, определять поведение в различных ситуациях);

· интуиция – постижение особенностей, характеризующих личность другого человека, путем непосредственного их усмотрения, без обоснования с помощью доказательств (мгновенное обобщение в виде мысленного замыкания непосредственно от исходных данных к результату);




· развитое социальное воображение (умение поставить себя на место другого человека).

2) Эмоциональная сфера. Способность сопереживать другим людям.

3. Умение выбирать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним.

4. Личностные черты, прежде всего образующие склад характера, определяют общий рисунок поведения при общении с другими людьми.


Познание человека человеком как научная проблема.

Проблема отражения людьми друг друга в процессе различных видов деятельности. Познание и взаимное воздействие людей друг на друга – обязательный элемент любой совместной деятельности. От того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение и оценивают друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности. Главные виды деятельности, в которых люди выступают субъектами познания других людей, - общение и труд. Процесс общения – вид взаимодействия людей, в котором последние выступают по отношению друг к другу одновременно (или последовательно) и объектами и субъектами. Каждый человек выступает по отношению к партнерам по общению не только как объект и субъект воздействия, но одновременно и как объект и субъект познания. Достижение положительного результата в общении связано с адекватным чувственным отражением друг друга общающимися субъектами, накоплением и правильным обобщением ими информации друг о друге. Большое значение в интерпретации чувственных данных отражения облика и поведения других людей и регуляции взаимодействия с ними в общении имеет опыт труда, познания и общения, накопленный человеком в ходе жизни.



Отражение человеком других людей нельзя рассматривать как нечто статичное. Развитие индивида как субъекта познания других людей проходит много фаз и этапов, которым соответствуют и глубокие изменения в структуре индивидуального сознания.

Условием взаимодействия между людьми является непрерывное получение информации каждым из его участников о различных сторонах и компонентах процесса взаимодействия. Информация складывается

1. из сигналов, получаемых человеком непосредственно о других участниках в ходе совместной деятельности;

2. из информации, поступающей через посредство экстеро-, пропро- и интерорецепторов, сигнализирующих о ходе собственного участия в деятельности, достигнутых результатах, его состоянии и пр.;

3. из информации о внешних для всех участников деятельности условиях, в которых развертывается совместная деятельность; из информации об общих итогах деятельности. Вместе все эти виды информации образуют сложный комплекс.

В зависимости от требований момента значимыми оказываются то одни, то другие стороны, которые наиболее четко в данный момент и отражаются человеком. Каждая из групп сигналов характеризуется многокомпонентностью.

Особенности, образующие внешний облик и поведение человека, многообразны, и все они для других людей могут выступать носителями определенной информации и играть роль сигналов. Признаки – сигналы, из которых слагаются внешний облик и поведение человека, имеют для других людей осведомительное значение и выполняют регулятивную, или прагматическую функцию. Будучи отраженными, признаки – сигналы актуализируют в сознании воспринимающего субъекта большую или меньшую систему знаний, которую он привык связывать с каждым из этих сигналов, и предупреждают его о необходимости определенного поведения по отношению к тому человеку, которому этот признак – сигнал присущ.



Осведомительная и регулятивная функции сигнала тесно связаны, но не полностью покрывают друг друга. Субъект может воспринять значительное число признаков – сигналов. Как правило, лишь часть этих сигналов становится регулятором поведения познающего субъекта при взаимодействии с воспринимаемым человеком. Остальные признаки – сигналы составляют избыточную информацию. Когда в ходе взаимодействия появляются новые задачи, происходит перераспределение ролей признаков, отражаемых познающим субъектом. Признаки, которые в предыдущей совместной деятельности имели для познающего субъекта только осведомительное значение, теперь начинают выполнять регулятивную функцию.

Чем ограниченнее опыт общения индивида, тем меньше его способность (возможность) воспринять сигналы, которые несут только осведомительную, но не регулятивную информацию о взаимодействующем с ним человеке. Смысловая наполненность сигнализации о другом человеке может не использоваться при организации взаимодействия с этим человеком (потенциальный сигнал).

Виды поступающей информации:

· общеосведомительная – информация о внешних и внутренних устойчивых особенностях другого человека, накапливается и сохраняется длительное время, используется при общей оценке актуальных и потенциальных возможностей человека и влияет на выработку общего подхода к нему;

· более конкретная и ограниченная осведомительная информация, говорит о готовности другого человека к деятельности определенной сложности и длительности и о характерном для него поведении в условиях этой деятельности;

· текущая оперативно – регулятивная информация о поведении, состоянии и возможностях человека, получаемая при взаимодействии с ним в данный момент в совершенно конкретных условиях при совместном решении определенной задачи и используемая немедленно.

Положение людей по отношению друг к другу в процессе совместной деятельности, их права и обязанности могут быть и одинаковыми, и различными. При сходстве задач деятельности и совпадении в главном путей решения этих задач характер признаков, которые в каждом из участников имеют сигнальное значение, для обоих участников одинаков. При несходстве задач, осуществляемых в деятельности каждым участником, и несовпадении способов, с помощью которых эти задачи каждый из них решает, характер регулятивных признаков в партнере по деятельности для каждого – свой.

Одинаковость объективных условий и тождественность требований, предъявляемых к каждому участнику деятельности, заставляют последних выделять и оценивать совпадающие в содержании особенности в облике и действиях друг друга. Неодинаковость объективных условий деятельности и нетождественность требований, предъявляемых к каждому из участвующих в ней людей, вынуждают их фиксировать друг в друге не совпадающие в содержании особенности.

Взаимодействие людей друг с другом может быть как непосредственным (прямое восприятие поведения), так и обусловленным и осложненными опосредствующими звеньями (результаты действий машин, восприятие материальных результатов деятельности и информация о результатах деятельности).

Значимость сигнала, т.е. субъективное отношение человека к поступающей информации, влияет на широту охвата сигналов информации, преимущественный отклик на одни и полное или частичное игнорирование других сигналов, на скорость переработки получаемой информации.

Формы взаимодействия людей: речевая форме; осуществление физических действий, направленных на достижение определенной цели; сочетание предыдущих форм. Формы, в которые облекается информация, поступающая от одного человека к другому, неодинаковы в разных видах деятельности. В зависимости от видов совместной деятельности находятся количество каналов связи, по которым поступает информация к одному участнику от других, и то, какая из форм информации является главной. В одних случаях наибольшую информацию могут нести и доминировать при построении образа другого человека сигналы, отражаемые зрительным анализатором, в другом – слуховым, в третьем – кинестетическим и т.д.

Сигналы, носящие осведомительный характер и не приобретающие регулятивного значения, превращаются в индифферентные и постепенно оттормаживаются.

Исходя из своего прошлого опыта общения с разными категориями людей в разных обстоятельствах, индивид ожидает от другого человека в каждой из ситуаций одни формы действий чаще, а другие реже. Это ожидание является субъективным выражением объективного факта вероятности сигнала.

Необходимое условие взаимодействия людей – непрерывное получение человеком информации о результатах его собственных действий в этом процессе, то управление человеком своим поведением достигается с помощью механизма обратной связи. Благодаря действию механизма обратной связи человек на основе достигаемого в ходе взаимодействия с другими людьми результата может корректировать свое последующие поведение, заменяя использованные способы воздействия новыми, которые кажутся более эффективными.

Когда по какой-либо причине механизм обратной связи начинает работать с перебоями, человек, взаимодействующий с другими людьми, не фиксирует всех их действий, отражает их выборочно, случайно, вне связи друг с другом, неправильно их интерпретирует и, соответственно, неадекватно на них отвечает. Контакт между людьми разлаживается, взаимодействие нарушается.







Сейчас читают про: