Вы будете изучать:
- теорию познания;
- формы человеческого знания и особенности его проявления в современном обществе;
- рациональное и чувственное познание;
- понятие истины;
- современные концепции истины.
Цели темы:
- проследить постоянное обновление взглядов философов на развитие познания;
- познакомить с современной научной картиной мира;
- дать основные понятия гносеологии
После изучения темы вы сможете:
- иметь представление о сложности процесса познания мира и его противоречиях;
- различать типы философских позиций в понимании мира;
- устанавливать взаимосвязь и определять взаимозависимость между двумя видами познания;
- устанавливать связь между философским учением о познании и приёмами познания тех наук и дисциплин, которые вы изучаете
Теория познания или гносеология возникла в философии на самом раннем этапе её развития. Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» - знание и «logos» - понятие, учение.
Гносеология изучает природу человеческого познания, отношение знания к реальности, условия его существования в системе культуры и коммуникации, критерии истинности, а также формы, способы и закономерности достижения истинного знания.
|
|
Позднее появился термин «эпистемология», который очень быстро получил широкое распространение. Под этим термином принято понимать теорию научного познания.
Основные проблемы и вопросы гносеологии:
§ познаваем ли мир?
§ способности познания человека;
§ как человек познаёт мир?
§ что есть истина?
§ каковы критерии истины?
§ фундаментальные законы познания;
§ различные виды познания
| ||||
| |||
| |||
|
|
Основной проблемой гносеологии является проблема границ познания: насколько познаваем мир, то есть что из реальных предметов и процессов действительности можно познать достоверно. Многие философы высказывали мнение о том, что возможности познания ограничиваются особенностями человека и его восприятия. То, что мир совсем не таков, каким он воспринимается человеком, было понято уже философами древности. Ещё одна трудность была связана с объяснением причины того или иного ощущения.
В зависимости от ответа на вопрос о познаваемости мира все философские течения можно разделить на два основных направления.
Основные подходы к проблеме познаваемости мира:
Спор между гностицизмом и агностицизмом неразрешим чисто теоретически. Так же как материализм и идеализм, гностицизм и агностицизм являются сквозными направлениями, проходящими через всю историю развития философской мысли.
Познание как процесс, направленный на получение знаний, включает в себя ряд компонентов: субъект и объект познания; уровни и ступени познания; истину как цель познания.
Под субъектом познания понимают носитель целенаправленной, активной предметно-практической познавательной деятельности и её оценки, которым может быть индивид, коллектив, социальная группа, общество в целом.
Объектом познания обычно называют то, на что направлена познавательная деятельность субъекта.
В самом процессе познания выделяют три формы:
§ чувственное познание;
§ рациональное познание;
§ иррациональное познание
§
Процесс познания
| |||||
|
| ||||
|
| ||||
| |||||
Ощущение – единичный акт чувственного познания. Является простейшим, элементарным отражением отдельного свойства материального предмета, непосредственно взаимодействующего с органами чувств человека.
Ощущения являются недифференцированными и неопредмеченными впечатлениями об окружающей среде и выполняют ориентационную и сигнальную (знаковую) функции.
Восприятие представляет собой такую форму чувственного познания, в которой объект, непосредственно воздействующий на органы чувств, отображается в сознании во всей его целостности.
Восприятие возникает на основе ощущений и обязательно при непосредственном взаимодействии субъекта с предметом познания. Оно тоже характеризуется образно-знаковым единством. С одной стороны, чувственные впечатления, ощущения, лежащие в основе восприятия, функционируют в качестве неких сигналов, с другой – они складываются в определённый образ предмета.
Представление – образ ранее воспринятого предмета или образ, генерируемый, создаваемый воображением. Представление имеет ряд специфических особенностей:
|
|
§ этот чувственный образ воспроизводится в сознании, когда нет непосредственного взаимодействия человека с самим предметом;
§ он отличается определённой обобщённостью, абстрактностью (он теряет отдельные детали и отдельные специфические черты самого предмета);
§ у этого образа может и не быть своего прообраза в реальной действительности (образ-модель, образ-цель, образ-план), в этом случае представление, называют воображением, без которого невозможен ни один вид творческой деятельности.
Чувственное познание во всей совокупности его форм имеет большое значение в жизни человека. С помощью чувственного познания человек получает первичные знания об окружающем его мире и о себе самом, в его сознании формируется чувственная картина мира, которая необходима для того, чтобы он мог адаптироваться к условиям собственного бытия.
Однако для глубокого и всестороннего познания вещей, отношений между ними, для понимания сути того или иного события истории, того или иного социального феномена и т.п. одного чувственного познания оказывается недостаточно. И здесь на помощь человеку приходит рациональное познание, которое нередко называют абстрактным мышлением. Оно тесно связано со способностями человека к обобщениям и идеализациям, суждениям и умозаключениям, другим логическим операциям.
Для рационального познания такой же первичной формой, как ощущения для чувственного познания, является понятие. Абстрактное мышление нередко рассматривают как процесс оперирования понятиями.
Понятие – это форма мысли, в которой отдельные предметы или их группы обобщаются и выделяются в некоторый класс на основе совокупности общих существенных признаков.
Число предметов, обобщаемых в понятии, может быть различным. Понятие может отражать признаки лишь одного вполне конкретного предмета («естественный спутник Земли») или признаки группы однородных предметов («философ»). Оно может относиться и к ирреальным, несуществующим в действительности предметам («вечный двигатель», «философский камень»). В понятиях может быть различным и уровень обобщения. Одни из них, как правило, используются в какой-либо одной области познания (частнонаучные понятия), другие – в целом ряде наук (общенаучные), третьи имеют всеобщий характер (философские).
|
|
С помощью следующей формы рационального познания – суждения – человек соотносит те или иные свойства с предметами, характеризуя эти предметы с определённой стороны. В них он выражает мысли о существовании некоторого предмета, о тех или иных отношениях между предметами. Суждение, по сути дела, «есть не что иное, как способность мышления» (И. Кант)
Суждение это мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах действительности.
Основным элементом суждения являются понятия, которые связываются между собой определённым образом, что и порождает новую структуру мысли. Сами же суждения способствуют прояснению сути того или иного понятия. Они помогают понять понятия. Так, определяя понятие «обучение», мы можем использовать такое суждение: «Обучение есть процесс передачи и усвоения знания».
Третьей основной формой абстрактного мышления является умозаключение, которое представляет собой некоторую совокупность суждений, связанных между собой определённым образом. Это некоторое рассуждение, в котором есть результат – новое знание.
Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений получают новое суждение.
Главной особенностью умозаключений является то, что с их помощью человек может получать знания о предметах действительности без непосредственного взаимодействия с ними, благодаря способности к рассуждению.
Говоря о рациональном познании, нельзя не остановиться и на проблеме соотношения рассудка и разума.
Уже в античной философии среди познавательных способностей выделяли разум как созерцательную способность, относящуюся к познанию умопостигаемых предметов, и рассудок, как способность к сознательному проведению логических операций.
При этом разум считался наивысшей из всех познавательных способностей, так как только он может одновременно охватить во всей целостности совокупность всех прообразов сущего и осуществить познание принципов, закономерностей, первоначал.
Рассудок, в отличие от разума понимался, как способность последовательно связывать мысли-образы по правилам логики, и, одновременно, как способность объяснять. Рассудок опирается на исходные знания и зависит от идеальных форм. Он есть познание на основе принципов.
Большой вклад в изучение взаимоотношения рассудка и разума внёс И. Кант. Он полагал, что «всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления».
По Канту рассудок – это способность к суждению, способность давать правила. Рассудок опирается на опыт, на материал, данный как результат чувственного познания. Из этого «материала», проводя те или иные логические операции, он выводит новые суждения, упорядочивает знания, классифицирует и систематизирует полученные из опыта данные, помогает субъекту быстрее сориентироваться в привычных ситуациях.
Разум же содержит внутри себя самого источник понятий и принципов. Он не заимствует их ни у рассудка, ни у чувств. Он сам творит понятия и принципы. И если рассудок действует в пределах наличного знания, то разум прорывается за эти пределы, расширяет и углубляет знания.
Наличие рассудка и разума, этих двух различных, но и взаимосвязанных компонент мышления, подтверждается и научными данными о двух разновидностях мышления, которые называют левополушарным и правополушарным. Левополушарное мышление – это рассудочное мышление. Оно более строгое, более абстрактное, более схематичное, логически упорядоченное. Правополушарное мышление – это «разумное», понимающе-смысловое мышление. Оно обладает образностью, конкретностью, целостностью. Это мышление творчески-конструктивное, которое схватывает картину действительности целиком, на лету улавливает смысл сказанного, не акцентируя сознание на логико-грамматических особенностях речи.
Определите с помощью теста «Художник-Мыслитель» ваш преобладающий тип мышления. Ответьте на следующие вопросы, пользуясь 10-ти бальной шкалой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию – 10 баллов. Но если, например, первый же вопрос поставит вас в тупик, поскольку вы не относите себя к мрачным личностям, но в то же время и не счастливый оптимист, то в вашем распоряжении все остальные баллы от 1 до 9. Постарайтесь поставить себе справедливую оценку «за настроение».
ВОПРОСЫ:
1. У меня преобладает хорошее настроение.
2. Я помню то, чему учился несколько лет назад.
3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести её.
4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.
5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.
6. Мне трудно даётся алгебра.
7. Я легко запоминаю незнакомые лица.
8. В группе приятелей я первым начинаю разговор.
9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов
10. У меня преобладает плохое настроение
Подсчитайте сумму баллов по вопросам:
Л = 1,2,5,8,9 («левополушарный»)
П = 3,4,6,7,10 («правополушарный»)
Если ваш «левополушарный» (Л) результат более чем на 5 баллов превышает «правополушарный» (П) результат, то у вас преобладает логический тип мышления.
Если у вас (П) больше (Л), то вы человек художественного склада.
В процессе своей предметной или теоретической деятельности человеку нередко приходится сталкиваться с весьма сложными ситуациями и задачами. При этом бывают случаи, когда ему приходится напряжённо думать, рассуждать, использовать весь свой интеллектуальный потенциал для того, чтобы разобраться в ситуации или найти решение трудной задачи. Но бывает и так, что решение задачи, выход из сложного положения находятся как бы сами собой. Они возникают внезапно, совершенно неожиданно для человека как готовый результат, как некоторая данность. В этих случаях говорят об иррациональном мышлении, самой важной составляющей которого является интуиция. Интуицию можно трактовать узко и широко, её условно делят на чувственную и интеллектуальную, обыденную и профессиональную (техническую, научную, медицинскую, художественную, педагогическую и т.д.).
В истории науки, техники и искусства немало примеров внезапных, неожиданных для самого человека «озарений», когда в его сознании возникает решение той или иной конкретной задачи, над которой он настойчиво работал. Иногда это решение приходит к человеку во сне. Во сне Менделееву пришло решение представить систему химических элементов в виде таблицы, у Пушкина родилась нужная ему поэтическая строка.
Исследования этого трудно уловимого феномена показывают, что интуиция всегда связана со следующими факторами:
§ неожиданность, внезапность пришедшего в голову решения;
§ прямое усмотрение этого решения, непосредственность его постижения;
§ новизна решения, его нестандартность, неординарность;
§ неосознанность процесса решения, невозможность воспроизведения путей и способов решения.
Если учитывать только эти факторы, то мы придём к понятию интеллектуальной интуиции как способности ума непосредственно постигать истину, не выводя её из других истин с помощью доказательства и не усматривая её лишь внешними чувствами.
Если же интуиция трактуется как способность воспринимать знания непосредственным образом с помощью органов чувств, то это уже понятие чувственной интуиции.
В современной литературе наиболее полную разработку получила следующая трактовка интуиции:
Интуиция - (ср.-век. лат. intuitio, от intueor — пристально смотрю), постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.
Полученные человеком знания не остаются в его памяти «мёртвым грузом», они в той или иной мере используются им в практической деятельности. Опираясь на знания об окружающем мире, человек в нём ориентируется, активно воздействует на этот мир, целенаправленно его изменяет.
Однако не всякое знание оказывается помощником в жизнедеятельности человека. Знание может оказаться поверхностным, не глубоким, оно может оказаться ошибочным и даже ложным. Использование такого знания в практической деятельности может привести к негативным и даже трагическим последствиям.
Целью познания является истинное знание. Но что такое «истина»? Этот вопрос для гносеологии является фундаментальным. От того или иного понимания истины зависят ответы на вопросы о её достижимости, о её критериях и т.д.
В философии нет единого мнения о сущности истины. Существует несколько концепций истины:
§ когерентная концепция истины, в соответствии с которой высказывания должны быть непротиворечивыми и доказательными;
§ конвенциональная теория истины исходит из того, что научные теории и используемые в них понятия не являются отражением объективной реальности, а есть лишь результат соглашения (конвенции) между людьми;
§ прагматическая концепция истины, где критерием истинности считается практика и истина определяется как полезность в деле достижения желаемой цели;
§ концепция соответствия, согласно которой истинным является то, что соответствует действительности (традиционная, или классическая концепция истины)
Итак, согласно традиционному пониманию, истина – это адекватное отражение в знании практически осваиваемой познающим субъектом действительности.
|
|
Специфическим гносеологическим феноменом является заблуждение. Если ложь – это намеренное искажение действительности, вполне осознанная попытка выдать неверное знание за верное или наоборот, то заблуждение является непреднамеренным искажением знания (например, в философии и науке многие годы истинной признавалась геоцентрическая, а не гелиоцентрическая система строения мира. Аналогичные примеры есть в физике, математике и других науках).
Критерии истины:
§ опыт (практика);
§ психологический критерий;
§ теоретический критерий
Научное познание или просто наука представляет собой целенаправленную деятельность человека по выработке объективированного знания, которое, в отличие от обыденного, индивидуального, личностного знания, отделено от индивида. Научное познание связано с использованием специально разрабатываемых приёмов и средств познания, способствующих обработке и систематизации полученных результатов.
История развития науки, которая насчитывает более чем две тысячи лет, показывает, что в этом сложном процессе, где можно выделить взлёты и падения, обнаруживаются определённые закономерности и тенденции. На них в то или иное время обращали внимание различные философы, занимающиеся проблемами познания в целом.
Однако пристальное внимание на проблемы научного познания, и, в частности, на проблемы развития науки философы обратили лишь во второй половине XIX века. С этого времени начинает свой отсчёт такое философское направление, как «философия науки».
«Философия науки» занималась проблемами, связанными со структурой научного знания, способами его обоснования, её интересовали средства и методы познания в области науки, а также закономерности её развития.
Результаты эмпирического и теоретического познания становятся основой для формирования научной картины мира.
Научная картина мира – это целостная система представлений об окружающем человека мире, складывающаяся на основе выявленных в процессе познания закономерностей, используемых в науке принципов, понятий и категорий, раскрывающих сущность, свойства и отношения его объектов.
Научная картина мира в свою очередь подразделяется на специальную и общенаучную.
Специальная научная картина мира соответствует знаниям, полученным той или иной частной наукой. Каждая частная наука является базой для своей собственной картины мира, которая может быть физической и биологической, химической и астрономической, исторической и политической и т.д.
В случае, когда мы имеем дело со специальной картиной мира, речь идёт не о мире в целом, а о той его области, которую изучает конкретная наука. Специальная научная картина мира способствует систематизации научного знания в области конкретной науки, служит основанием для дальнейших исследований в этой области, являясь в определённом смысле, их программой, в которой определяются цели и задачи предполагаемых исследований, их средств и методов.
Общенаучная картина мира – характеризуется тем, что она возникает на основе синтеза знания из разных областей науки. Этот синтез не является простой процедурой механического соединения различных данных тех и других наук, а осуществляется на основе их глубокого осмысления и систематизации, тесной взаимосвязи и взаимопроникновении. К настоящему времени наиболее разработанной является естественнонаучная картина мира, синтезирующая в себе знания физики, химии, геологии, биологии и некоторых других наук.
В основе естественно-научной картины мира лежит его физическая картина. В процессе развития физического знания меняются и представления о мире природы. В XVI - XVII вв. натурфилософскую (физическую) картину мира сменяет механистическая, которая распространяет законы классической механики Ньютона на все явления мира.
В XIX веке внутри этой картины формируется термодинамическая картина мира, фундаментом которой становятся молекулярно-кинетическая теория и статистические законы.
XX век вновь меняет естестнно-научную картину мира. Сначала она базируется на квантово-механической концепции. Затем её дополняет биологическая картина мира, на становление которой оказывают влияние эволюционная теория, генетика и экология.
В последние годы на формирование современной общенаучной картины мира воздействует синергетический подход. Мир в целом предстаёт как открытая, неравновесная система, развивающаяся нелинейно; в нём постоянно происходят переходы от устойчивости к неустойчивости, от порядка к хаосу и наоборот.
Основные понятия и термины:
Абсолютная истина - 1) полное, исчерпывающее знание о бесконечном мире как целом; 2) знания, которые не могут быть опровергнуты в будущем
Агностицизм (от греч. agnostos — недоступный познанию) – философское учение о непознаваемости мира.
Восприятие - форма чувственного познания, в которой объект, непосредственно воздействующий на органы чувств, отображается в сознании во всей его целостности.
Гипотеза – некоторое обоснованное предположение о существовании объекта, о закономерностях развития того или иного явления или необходимых связях объекта.
Гностицизм (от греч. gnostikos — знающий) – философское учение, утверждающее, что мир познаваем исчерпывающе и безусловно.
Интуиция - (ср.-век. лат. intuitio, от intueor — пристально смотрю), постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.
Истина – адекватное отражение в знании практически осваиваемой познающим субъектом действительности
Наука - целенаправленная деятельность человека по выработке объективированного знания, которое, в отличие от обыденного, индивидуального, личностного знания, отделено от индивида.
Научная картина мира – это целостная система представлений об окружающем человека мире, складывающаяся на основе выявленных в процессе познания закономерностей, используемых в науке принципов, понятий и категорий, раскрывающих сущность, свойства и отношения его объектов.
Научный факт – форма эмпирического знания, которая определённым образом фиксирует знание, полученное с помощью чувственно-практического опыта.
Объективная истина - истина сама по себе, независимая от человеческого сознания (от субъекта)
Относительная истина - 1) неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; 2) знания, зависящие от определённых условий, места и времени их получения
Ощущение – единичный акт чувственного познания.
Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.
Понятие – форма мысли, в которой отдельные предметы или их группы обобщаются и выделяются в некоторый класс на основе совокупности общих существенных признаков.
Представление – образ ранее воспринятого предмета или образ, генерируемый, создаваемый воображением.
Проблема – вопрос, который не может быть решён в рамках знания, составляющего базис некоторой теории
Субъективная истина - истина, зависимая от человека (субъекта).
Суждение -мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах действительности.
Теория – совокупность логически связанных между собой знаний, которая даёт целостное представление об основных закономерностях исследуемого явления или некоторой области явлений действительности
Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений получают новое суждение
Эмпирический закон – форма эмпирического знания, в которой обобщаются результаты конкретных практических исследований в некоторой области явлений.