double arrow

Общие особенности понимания людьми друг друга


Внутреннее психическое содержание человека (убеждения, потребности, интересы, чувства, характер, способности) обязательно выражается у него в движениях, действиях, поступках. Воспринимая движения, действия,. поступки, деятельность человека, люди проникают в его внутреннее психологическое содержание, познают его убеждения, потребности, интересы, чувства, характер, способности.

Однако доказано, что способ поведения личности может не полностью соответствовать или вообще не соответствовать характеру отношения, имеющегося у личности к какой-то стороне действительности. Поэтому восприятие поведения другого человека не всегда может дать правильную информацию о том, какое отношение к действительности ему присуще.

Брунер, Блейк установили, что отношение человека к вещам улавливается и правильно оценивается обычно быстрее, чем отношение к людям.

На характер оценки человека как личности другими влияет количество информации, вольно или невольно представляемое о себе людям, для которых он является объектом познания. Количество информации о другом человеке не должно быть слишком большим – у окружающих людей может сложиться неадекватное представление. Саймонс и Холландер показали, что правильное понимание человека как личности образуется у общающихся с ним людей при не очень длительном и тесном знакомстве. В противном случае проявляется явление фаворитизма по отношению к старым знакомым или необъективность негативного характера в оценке недругов. Субъект будет с опозданием фиксировать или не замечать изменения во внутреннем мире другого человека и строить свое поведение по отношению к последнему исходя из устаревших представлений о его личности («эффект ореола»).




Содержание понятия, которое формируется у человека о личности другого, определяется тем, насколько человек сам сформирован как личность, как субъект познания и общения.

В содержание понятия личности входят, как правило, лишь те качества, которые человек, исходя из своего опыта общения с людьми и познании их, успел в этой личности рассмотреть в конкретных условиях своего взаимодействия с нею. В очень многих случаях познание человеком другой личности сводится к отнесению ее на основании оценки ее поведения и действий лишь к определенной категории людей (хороший специалист, слабый студент и т.п.).

Вынося оценку особенностям личности нового человека, индивид опирается на обобщения, сформировавшиеся у него при познании других людей. Два вида обобщений: обобщения, отражающие случайные связи – «житейские обобщения» и обобщения, верно фиксирующие связи между особенностями поведения личности и ее внутренним миром.



У каждого человека под влиянием общества формируются общие нравственно-эстетические требования к другим людям и образуются воплощающие эти требования более или менее конкретные эталоны, пользуясь которыми он дает оценку окружающим его людям. Одновременно складываются требования к людям, связанные с занимаемым ими конкретным положением в обществе и выполняемой ими ролью в определенном виде деятельности. Соответственно этим требованиям у него возникают и определенные эталоны, с которыми он сопоставляет лиц, выполняющих данную общественную функцию. Существуют эталоны о людях, соответствующих требованиям полностью, а также в меньшей степени или совсем не соответствующих.

Эти эталоны формируются у индивида в процессе совместной деятельности, постоянно обогащаются новыми чертами, переосмысливаются, становятся более обобщенными. Их функция в процессе познания – роль мерки, которую прикладывают к личности и дают возможность отнести эту личность к какому-либо классу в той системе типов, которая сформировалась у познающего субъекта.

Формирование эталонов, как правило, стихийный процесс, не осознаваемый. Эталоны – результат анализа и синтеза человеком получаемых им при взаимодействии с людьми впечатлений. Эталоны, актуализирующиеся у человека при оценке им другой личности, отличаются различной степенью обобщенности и выступают в различных формах. Это может быть образ конкретного человека, являющийся в глазах индивида персонифицированным носителем того или иного положительного или отрицательного качества или группы качеств. Это может быть более обобщенный образ «хорошего мальчика», «героя», «лентяя» и т.п. Это могут быть сложившиеся в предшествующем опыте человека понятия о типах личности и характерной для каждого из них совокупности качеств, а также о поведении человека, обладающего этими качествами.



У всех людей в связи с конкретным видом деятельности, которым они по преимуществу заняты, и характером общения главным образом с определенными категориями людей помимо эталонов, относимых к большим группам людей, формируются специальные, частные эталоны, имеющие более ограниченное приложение. У каждого человека, воплощаясь в образно-понятийную форму, развиваются эталоны плохого и хорошего учителя, рабочего, студента, руководителя, родителя и т.д. При частом общении с определенной категорией людей у человека развивается более дифференцированное понимание типов лиц, представляющих данную деятельность, профессию, специальность, возраст, пол и т.д., и соответственно увеличивается число оценочных эталонов.

Стереотипизация – приписывание познаваемой личности целых наборов определенных качеств на основе отнесения ее по увиденным в ней отдельным качествам к какому – либо классу лиц. Оценочные стереотипы – наборы качеств, которые человек придает познаваемой им личности. В стереотипах всегда находит выражение запас теоретических и практических знаний, которыми располагает человек, о каждом народе, о каждом из общественных классов, о поле, возрасте, профессии. Стереотипы начинают срабатывать уже тогда, когда оцениваемые люди отличаются друг от друга только своими физическими характеристиками – наружностью.

Дж.Брунер, Х.Перлмуттер установили, что суждения людей о новом для них человеке в сильной степени обусловлены имеющимися у этих людей представлениями о национально-этнических группах, к которым они относят оцениваемого человека. Не меньшее значение в формировании впечатления о другом человеке имеют стереотипы, которые актуализируются в сознании оценивающего лица, когда оно располагает информацией об общественно-профессиональном статусе оцениваемой личности (социально-статусные стереотипы). З.С.Семенова показала, что социальная роль, которая приписывается человеку, сказывается не только на характере качеств, которыми наделяют воспринимающие его люди, но и на полноте и прочности усвоения ими информации, которая от этого человека исходит.

Явление стереотипизации развертывается, после того как познающий другого человека субъект установит его принадлежность к какой-то социальной общности, определит его социальную роль, статус и т.п. выявление принадлежности познаваемого человека к какому-то «классу», «типу», «категории» людей влечет за собой создание у познающего лица установки на дальнейшее фиксирование в человеке - объекте познания определенных качеств.

Особенности психических процессов, наиболее заметно проявляющихся в познании людей.

Наблюдательность – умение фиксировать в поведении человека малозаметные, но психологически значимые детали; способность индивида различать незначительные изменения в микро- и макроэкспрессии других людей.

Воображение – процесс мысленного воссоздания чужих чувств и намерений, развертывающийся в ходе непосредственного взаимодействия с другим человеком. Деятельность воображения в этом случае протекает на основе прямого восприятия человеком поступков, экспрессии, содержания речей, качества деятельности другой личности. Способность с помощью воображения проникать в состояние другого человека формируется у человека постепенно, и развита она у разных людей неодинаково. Степень проявления воображения у одного и того же человека подвержена колебаниям.

Выделяют несколько уровней деятельности воображения этого вида.

1) Низший уровень, воображение пассивно.

2) Неупорядоченная, эпизодически проявляющаяся деятельность воображения; возникновение по ходу общения отдельных отрывочных представлений о переживаниях другого человека.

3) Способность к мысленному воссозданию особенностей переживаний другого человека на протяжении всего процесса взаимодействия с ним. Признаки: «слежение» за состоянием партнера по общению осуществляется непроизвольно, имеет постоянный характер; свертывание процесса воображения и вместе с тем вхождение индивида в состояние другого человека сразу, в каждый момент общения с ним.

Интуиция – способность постижения особенностей, характеризующих личность другого человека, путем непосредственного их усмотрения, без обоснования с помощью доказательства. Осмысление данных восприятия осуществляется у познающего субъекта в этих случаях путем мгновенного обобщения в порядке мысленного замыкания непосредственно от исходных данных к результату; у него происходит быстрая мобилизация прошлого опыта на постижение сути какого-либо поступка, факта поведения или всей личности другого человека.

Способность интуитивно определять состояние другого человека, его отношение к делу, судить о нем как о личности развивается у индивида по мере накопления опыта общения и совместной деятельности с разными людьми, в ходе анализа и обобщения им этого опыта. Интуиция, один из способов осознания человеком действительности, представляет собой феномен, в котором тесно связаны восприятие, мышление и чувство. Широкий и разнообразный запас хорошо систематизированных впечатлений о других людях, накопленный человеком в ходе прямого контакта с людьми и преломленный им сквозь призму научно-теоретических знаний о личности, - важнейшее условие высокой продуктивности интуиции.

Каждый человек познается и оценивается окружающими его людьми в соответствии с морально-эстетическими критериями, действующими в обществе.

Эмпатия – правильно осознавать характер эмоционального состояния другого человека, эмоционально откликаться и подстраиваться под него. Эмпатия – сложное психологическое образование, в котором познавательные и эмоциональные процессы связаны друг с другом. Внимание к мельчайшим колебаниям в экспрессивном поведении человека, восприятие в целом этого поведения, правильное оценивание переживаний, которые за ним стоят, и причин, которые их вызывают, а также умение мысленно войти в состояние этого человека – обязательное условие возникновения у личности состояния сонастроенности на переживания другого человека. Сама сонастроенность влияет на ход и результаты дальнейшего познания личностью этого человека.

Результаты познания эмоционального состояния другого человека личностью и характер ее собственного эмоционального отклика на эти состояния в большой степени зависят от мотивов, ведущих для личности при ее общении с другими людьми, они зависят от устойчивости этих мотивов.

Формы эмпатии:

Непосредственная и импульсивная форма – сопереживание личностью чувствам человека, с которым она общается.

Сочувствие – более опосредована раздумьями по поводу состояния другого человека и несет в себе большое желание действенно помочь ему. Сочувствуя человеку, личность осознает не только знак и модальность, но и содержание своего переживания, и свое отношение к объекту эмпатии, также способ выхода из ситуации, которую она наблюдает. Сочувствие помимо его большей осознанности и обобщенности отличается от сопереживания и большей инициированностью его мотивацией, за которой стоят усвоенные личностью нормы гуманистической морали.








Сейчас читают про: