Особенности реинжиниринговых процессов

Концепция построения бизнеса Особенности
Автоматизациябизнеспроцессов(business process automationВРА) Автоматизация приводит лишь к ускорениюсуществующихбизнес-процессов. Используя информационные технологии, ВРА автоматизирует существующий процесс со всеми его недостатками и не ставит перед собой задачу проектирования нового процесса для кардинального повышения эффективности
Реинжиниринг программного обеспечения На основе современных технологий производит переписывание устаревших информационных систем без изменения самих автоматизируемых прцессов
Концепция построения бизнеса Особенности
Уменьшение размерности (downsizing) предприятия Уменьшение возможностей компании, вызванные снижением требований рынка,BPR, напротив, увеличивает возможности компании
Реорганизация(reorganizing)предприятия Данная концепция имеет дело только с организационнымиструктурамиа не с процессами
Улучшения качества (qualityimprovement-QI), глобальное управление качеством (totalqualitymanagement-TQM) Хотя управление качеством отводит центральную роль бизнес-процессам, данный метод принимает имеющиеся процессы и старается их улучшить, не меняя ихнановые
Реинжинирингбизнес-процессов(business process reengineermg) "Фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов компаний для достижения коренных улучшений в основных актуальных показателях их деятельности: стоимость, качество, услуги и темпы." (М.Хаммер)

4. Лизинг - форма долгосрочной аренды, связанная с передачей в пользование оборудования, транспортных средств и другого движимого и недвижимого имущества, кроме земельных участков и других природных объектов.

Виды лизинга:

финансовый лизинг — предусматривает выплату лизингополучателем в течение срока действия договора сумм, покрывающих полностью стоимость амортизации имущества или большую ее часть, а также прибыль лизингодателя; операционный лизинг - заключается на срок, меньший амортизационного периода имущества. После окончания срока действия договора предмет лизинга возвращается владельцу.

5. Ноу-хау - комплекс технических знаний и коммерческих секретов. Ноу-хау технического характера включает:

опытные незарегистрированные образцы изделий, машины, инструменты и т.д.; техническую документацию - формулы, расчеты, планы для подготовки персонала;

инструкции о конструкции, изготовлении, использовании продукта, производственный опыт;

знания и навыки в области бухгалтерской, статистической и финансовой отчетности, правовой и экономической работы; знание таможенных и торговых правил и др.;

ноу-хау коммерческого характера: адресные банки данных; карточки клиентов и поставщиков;

данные об организации и эффективности производства по организации сбыта и распространения продукции; методы и формы рекламы.

В отличие от секретов производства ноу-хау не патентуется, поскольку в значительной степени состоит из определенных приемов, навыков и т.п.

В мировой практике цена ноу-хау составляет около 5% будущей прибыли, но есть случаи, когда она достигает 20%.

Основные способы оплаты ноу-хау:

роялти - постепенные выплаты, пропорциональные определенным показателям в ходе его использования. Обычно начисляется с привязкой к показателям роста прибыли или роста выпуска продукции;

паушальный платеж - единовременный платеж, применяемый чаще всего во внепроизводственной сфере. По существу, они представляют собой фактическую цену лицензии;

кост-плас - выплаты за дополнительные услуги по согласованным расценкам сверх оговариваемой цены.

Основным признаком ноу-хау является его конфиденциальность, то есть секретность данной информации.

6. Услуги, связанные с обслуживанием внешнеэкономических связей - это услуги транспорта, связи, информационного обмена, сетевой рекламы.

Транспорт осуществляет морские, речные, воздушные, железнодорожные, автомобильные перевозки товаров (грузов) и пассажиров.

Для морских и авиаперевозок используется коносамент (ценная бумага, которая выражает право собственности на конкретный, указанный в ней товар).

Виды коносамента:

В линейном коносаменте излагается воля отправителя, направленная на заключение договора перевозки груза.

Чартерный коносамент - это коносамент, который выдается в подтверждение приема груза, перевозимого на основания чартера (соглашения о найме судна для выполнения рейса или на определенное время). Коносамент является распиской выдаваемой перевозчиком отправителю в подтверждение приема груза. Береговой коносамент - выдается в подтверждение приема груза от отправителя на берегу, как правило, на складе перевозчика. Бортовой коносамент выдается, когда товар погружен на судно.

Услуги являются разнородными товарами, что не позволяет объединить их все в одну группу, что в области услуг одна страна имеет относительное преимущество перед другой страной.

Ключевым в торговле услугами является то, что в большинстве случаев в какой-то момент должно применяться физическое соприкосновение покупателя и продавца услуги. Только в этом случае сделка международной купли-продажи услуги состоится. Существует несколько механизмов совершения сделок по международной торговле услугами;

Мобильность покупателя. Мобильность покупателя обычно основана на том, что за рубежом он сможет получить услугу, которая либо отсутствует в его стране (туризм), либо качество которой выше (образование, медицинская помощь), либо стоимость ее ниже (складирование товаров, ремонт судов).

Мобильность продавца. Продавец услуг, являющийся резидентом одной страны, приезжает к покупателю услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность продавца обычно основана либо на том, что его покупатель находится за рубежом и не может переместиться к продавцу (аудиторские и бухгалтерские услуги для предприятий), либо на специфическом характере самой услуги (строительство).

Одновременная мобильность продавца и покупателя или мобильный характер самой услуги. И продавец, и покупатель либо одновременно совместно используют услугу (международный телефонный разговор), либо собираются в третьей стране (международная конференция), либо продавец оказывает покупателю услугу через представительство в третьей стране (командирование иностранных специалистов из московского представительства Мирового банка в страны СНГ для оказания технической помощи).

Инструменты торговой политики, используемые для ограничения торговли услугами, в большинстве своем те же, что и в торговле товарами. Сходство основано на том, что торговля большинством услуг сопровождает торговлю товарами и, следовательно, подпадает под ограничения, накладываемые на торговлю товарами. Различия проистекают из-за того, что торговля некоторыми услугами связана не с движением товаров, а с движением капиталов, способы регулирования которого несколько иные, чем регулирование торговли товарами.

Однако, как и в случае ограничения импорта товаров, внутренняя субсидия национальным производителям, вводимая импортирующей страной, считается более предпочтительным методом ограничения импорта услуг, чем импортный тариф. А импортный тариф как средство ограничения импорта услуг по своему воздействию на национальную экономику лучше или равен импортной квоте в том случае, когда лицензии на получение импортной квоты продаются на аукционе.

Меры регулирования доступа на рынок (market-accessmeasures) - инструменты торговой политики, ограничивающие или запрещающие иностранным фирмам-производителям услуг оперировать на местном рынке.

Меры регулирования доступа на рынок приобретают в большинстве случаев форму количественных ограничений и включают:

Ограничения на торговлю услугами. Например, законодательное требование о том, что все импортные грузы должны страховаться

ГЛОССАРИЙ:

1. АБСОЛЮТНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ - уровень потребностей, выражающий потенциальную возможность их удовлетворения обществом. А.П. являются главным стимулом развития производства.

2. АВТОКИНЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ - иллюзорное, кажущееся движение на самом деле неподвижного объекта, например, светящейся точки в темноте при длительной фиксации взора на ней в отсутствие каких-либо других видимых объектов в поле зрения.

3. АКЦЕНТУАЦИЯ - выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие.

4. АККОМОДАЦИЯ (в теории Ж. Пиаже) - изменение уже сложившихся знаний, умений и навыков в соответствии с возникшими новыми условиями

5. АКЦЕНТУИРОВАННЫЕ ТИПЫ ХАРАКТЕРА - типичные сочетания черт характера, при которых одна или несколько черт получают сильное, необычное развитие за счет других и доминируют над остальными, определяя собой поведение человека в различных ситуациях.

6. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ - двойственность противоречивость. В психологии чувств обозначает одновременное присутствие в душе человека противоположных, несовместимых друг с другом стремлений, касающихся одного и того же объекта.

7. АНАЛИЗ СТОИМОСТИ ПРОДУКТА (Product Value Analysis) - Метод снижения издержек производства продукта, предполагающий тщательное изучение всех его компонентов для выявления возможностей изменения или стандартизации товара либо методов удешевления его производства.

8. АНКЕТА (questionnaire) - специально разработанная последовательность вопросов, позволяющих унифицированно выяснить у группы респондентов их отношение к интересующей теме.

9. АНТИЦИПАЦИЯ - предвосхищение, ожидание наступления чего-либо.

10. АППАРАТУРНЫЕ ТЕСТЫ - психологические тесты, предполагающие использование специальной аппаратуры, различных технических устройств для предъявления испытуемым информации или обработки результатов эксперимента.

11. АСТЕНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ - эмоциональные переживания, снижающие общий тонус организма, его активность и работоспособность, например, состояние подавленности, отчаяния, глубокого сожаления, грусти и т.п.

12. АППЕРЦЕПЦИЯ - понятие, введенное немецким ученым Г. Лейбницем. Определяет состояние особенной ясности сознания, его сосредоточенности на чем-либо. В понимании другого немецкого ученого, В. Вундта, обозначало некоторую внутреннюю силу, направляющую течение мысли и ход психологических процессов.

13. АТРИБУЦИЯ КАУЗАЛЬНАЯ - приписывание некоторой объяснительной причины наблюдаемому действию или поступку человека.

14. АТТРАКЦИЯ - привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровождающееся положительными эмоциями.

15. АФФИЛИАЦИЯ - потребность человека в установлении и сохранении на долгое время добрых, эмоционально положительных отношений с окружающими людьми; стремление к эмоциональному сближению с людьми.

16. АГЕНТ - юридическое или физическое лицо, которое осуществляет переговоры о покупках и/или продажах товаров, но не становится их собственником.

17. АДАПТАЦИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ - международная стратегия продвижения товара, согласно которой осуществляется выведение одного и того же товара на различные зарубежные рынки, при одновременной разработке уникальной программы продвижения товара для каждого такого рынка.

18. АДАПТАЦИЯ ТОВАРА - международная стратегия товара и продвижения, согласно которой осуществляется модификация товара для каждого зарубежного рынка, при сохранении одной и той же программы продвижения товара на всех рынках.

19. АНАЛИТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ - составление /разработка/ моделей, отражающих внутренние и внешние взаимосвязи исследуемого рынка.

20. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ МАРКЕТИНГА - связана с исследованием /анализом/ рынка. Главной задачей А.Ф. является проведение ранжирования /классификации/ рынков по мере их значимости для предприятия.

21. АНКЕТИРОВАНИЕ - выявление мнений потребителей с помощью заранее разработанных анкет и специалистов с целью составления прогнозов.

22. АРЕНДА - это финансово-коммерческая операция по предоставлению одной стороной /арендодателем/ другой стороне /арендатору/ в исключительное пользование на установленный срок имущества /машин, оборудования и т.д./ за определенное вознаграждение на основе арендного договора.

23. АССОРТИМЕНТНЫЕ ГРУППЫ - типы товаров в соответствии с их функциональными особенностями, качеством и ценой. /Например, это могут быть холодильники промышленного или бытового назначения./

24. АССОРТИМЕНТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ - выражается в виде показателей: 1) Разнообразие видов товаров, с учетом типологии потребителей; 2) Уровень и частота обновления ассортимента; 3) Уровень и соотношение цен. А.К. может рассматриваться как программа по управлению развитием производства.

25. АССОРТИМЕНТНЫЕ ПОЗИЦИИ - разновидности или конкретные марки отдельных товаров.

26. БИРЖЕВЫЕ КОТИРОВКИ - цены товаров, торговля которыми осуществляется на товарных биржах, они являются ценами реальных контрактов, осуществляемых на унифицированных условиях в отношении качества, объема и срока поставки.

27. БАЗА ДАННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (Customer Database) - Организованный объем всеохватывающих данных об актуальных и потенциальных потребителях, который используется для решения таких маркетинговых задач как выявление перспективных потребителей и направлений деятельности.

28. БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ - внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т.п.), мешающее человеку успешно выполнить некоторое действие. Часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению между ними открытых и доверительных отношений.

29. БЕНЧМАРКИНГ - происходит от английского слова benchmark - "точка отсчета", "зарубка". Первоначально это слово обозначало отметку на каком-либо объекте, например, метку на столбе, указывающую высоту над уровнем моря. В бизнесе бенчмаркинг - это механизм сравнения показателей работы компании с показателями более успешных фирм. Это постоянный процесс изучения и оценки товаров, услуг и опыта производства самых серьезных конкурентов либо тех компаний, которые являются признанными лидерами в своих областях.

30. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание. БИХЕВИОРИЗМ - учение, в котором в качестве предмета психологических исследований рассматривается только поведение человека и изучается его зависимость от внешних и внутренних материальных стимулов. Б. Отрицает необходимость и возможность научного исследования собственно психических исследований. Основателем Б. считается американский ученый Д. Уотсон.

31. БЛАНКОВЫЕ ТЕСТЫ - психологические тесты, основу которых составляют различного рода бланки с текстами, рисунками, схемами и т.п. Это, например, анкеты, опросники, таблицы и т.п.

32. БРЕЙНСТОРМИНГ - специальный метод организации совместной групповой творческой работы людей, рассчитанной на повышение их умственной активности и решение сложных интеллектуальных задач.

33. БРЕНД - образ марки товара или услуги в сознании покупателя, выделяющий его в ряду конкурирующих марок. Бренд подразделяется на brand-name и brand-image.

34. БРЕНДИНГ - в контексте стратегии маркетинга - разработка и осуществление комплекса мероприятий, способствующих:
- идентификации того или иного продукта;
- выделение этого продукта из ряда аналогичных конкурирующих продуктов;
- созданию долгосрочного предпочтения потребителей к бренду.

35. БРЕНД-МЕНЕДЖЕР - специалист по продвижению на рынок какой-либо марки товара или услуг.

36. БРОКЕР - См. Агент; отличается тем, что может представлять и продавца, и покупателя в одной и той же сделке, обычно при краткосрочных, отношениях с продавцами и покупателями.
ВИДОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ - соперничество между разновидностями товара, которые, как правило, удовлетворяют одну и ту же потребность и различаются между собой лишь техническими параметрами /например, автомобили, велосипеды, мотоциклы/.

37. ВАЛИДНОСТЬ - качество метода психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен.

38. ВАЛИДНОСТЬ ВНЕШНЯЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ - соответствие результатов психодиагностики, проводимой при помощи данной методики, независимым от самой методики внешним признакам, относящимся к поведению того человека, который подвергается психодиагностическому обследованию. Методика считается внешне валидной, если, например, с ее помощью оцениваются черты характера человека и внешне наблюдаемое его поведение согласуется с результатами проведенного тестирования.

39. ВАЛИДНОСТЬ ВНУТРЕННЯЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ - соответствие показателей, получаемых при помощи данной методики, тому определению оцениваемого психологического свойства, которое использовано в самой методике.

40. ВАЛИДНОСТЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ - соответствие результатов, получаемых при помощи данной методики, тому, для чего по замыслу она была предназначена. Слово "валидность" в переводе означает "ценность", "полезность".

41. ВАЛИДНОСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ (КОНСТРУКТИВНАЯ) ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ - соответствие результатов тестирования, проведенного с помощью данной методики, показателям тех психологических качеств, которые теоретически связаны с оцениваемым свойством. Если, например, методика измеряет уровень развития мотива достижения успехов, то теоретически валидной она будет в том случае, если полученные показатели достоверно коррелируют с данными о самооценке, тревожности и уровне притязаний, теоретически связанными с мотивацией достижения успехов.

42. ВАЛИДНОСТЬ ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ - соответствие результатов измерения, произведенного при помощи данной методики, опыту человека, его реальному поведению.

43. ВЕРОЯТНОСТНАЯ (СТОХАСТИЧЕСКАЯ) ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ - теория, утверждающая, что на каждой стадии психическое развитие человека определяется случайным сочетанием факторов и зависит только от того уровня, который был достигнут на предыдущей стадии развития.

44. ВЕРБАЛЬНОЕ НАУЧЕНИЕ - научение, осуществляемое через словесные воздействия: инструкции, разъяснения и словесно представленные образцы поведения и т.п., без обращения к конкретным предметным действиям (см. метод проб и ошибок), условнорефлекторному (см. рефлекс условный) или оперантному (см. оперантное научение) обусловливанию.

45. ВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ (Word - of - mouth communication (WOM))
Словесный способ передачи информации: неформальная передача устной информации о товаре от потребителя к потребителю.

46. ВЕРИФИКАЦИЯ - буквально "проверка правильности", достоверности, истинности чего-либо. В. при проверке научных понятий означает доказательство того, что явления, включаемые в объем и содержание данного понятия, действительно существуют и соответствуют определению этого понятия.

47. ВИКАРНОЕ НАУЧЕНИЕ - научение, осуществляемое через прямое наблюдение за сенсорно представленными образцами и подражание им.

48. ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ - особая, неосознаваемая, автоматически действующая форма речи, которой человек пользуется, размышляя над решением разных словесно-логических задач. В.р. является производной от внешней речи и представляет собой мысль, не выраженную в произнесенном или написанном слове.

49. ВОСПРИЯТИЕ (Perception) - Процесс отбора, упорядочивания, организации и интерпретации индивидом поступающей информации и создание значимой картины мира.

50. ВОПРОСНИК - комплект материалов, используемый интервьюером и/или респондентом для получения/выдачи информации во время опроса. В первую очередь содержит вопросы и варианты ответов (или предусмотренное для ответов свободное пространство), а также инструкции для интервьюеров и карточки для респондентов. Традиционно вопросники печатали на бумаге (PAPI - Pen and paper Assisted Personal Interview), но с появлением и широким распространением информационных технологий используются и другие формы вопросников (CAPI - Computer Assisted Personal Interview), (CATI - Computer Assisted Telephone Interview), (CAWI - Computer Assisted Web Interview)

51. ВРЕМЯ РЕАКЦИИ - интервал времени между началом действия какого-либо стимула и появлением в организме определенной реакции на него.

52. ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА - система речевых знаков, символов, вызывающих у человека такие же реакции, как и реальные объекты, которые этими символами обозначены.

53. ВЫБОР (ОТБОР) МЕДИА (Media Selection) -Поиск наиболее экономически эффективных средств информации, способных обеспечить необходимое число контактов с целевой аудиторией.

54. ВЫБОРКА - группа людей, на которой проводится исследование. В противоположность В. генеральной совокупностью называют множество людей, на которых распространяются результаты исследования. В. является частью генеральной совокупности.

55. ВЫБОРКА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ - такая выборка (см,), которая произведена по правилам, т.е. отражает специфику генеральной совокупности как по составу, так и по индивидуальным характеристикам включенных в нее людей.

56. ВЫБОРОЧНАЯ ДИСПЕРСИЯ - дисперсия (см.) или разброс данных, характеризующих выборку (см.).

57. ВЫБОРОЧНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ - корень квадратный из величины дисперсии (см.). Определяется по формуле.

58. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЪ - международный обмен товарами в вещественно-материальной форме и услугами, связанными с осуществлением товарооборота.

59. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОММЕРЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ - это комплекс действий по подготовке, заключению и выполнению актов международной торговли, научно-производственной, или инновационной сделки.

60. ВНЕШНЯЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СРЕДА - элементы внешней маркетинговой среды, представленные национальными неконтролируемыми факторами /динамика развития национальной экономики, политическая стабильность, состояние конкуренции и др./.

61. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ - это торговля между контрагентами в разных государствах, состоящая из вывоза /экспорта/ и ввоза /импорта/ товаров.

62. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ - элементы внутренней маркетинговой среды, представленные контролируемыми факторами /товар, цена, стимулирование сбыта, каналы распределения и др./.

63. ВСТРЕЧНАЯ ТОРГОВЛЯ - торговые операции, в рамках которых, предусматриваются встречные обязательства экспортеров закупить у импортеров товары на часть или полную стоимость экспортируемых товаров.

64. ВЫБОРОЧНЫЙ /селективный/ СБЫТ - метод реализации товаров, предусматривающий ограничение количества посредников в зависимости от возможностей организации сервиса продукции. В.С. чаще всего применяется для дорогих престижных товаров.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ (population)
В маркетинге генеральной совокупностью считаются представители "базового рынка", т.е. Все потенциальные потребители. Так, можно принять за генеральную совокупность бритвенных станков Gillette лиц мужского пола в возрасте от 14 лет.

65. ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ СТИМУЛА - приобретение многими стимулами (см. раздражитель), изначально не связанными с условной реакцией (см. рефлекс условный), способности ее вызывать.

66. ГЕШТАЛЬТ - структура, целое, система.

67. ГЕШТАЛЬТГРУППЫ - группы людей, образуемые для психотерапевтического воздействия в гештальттерапии.

68. ГЕШТАЛЬТТЕРАПИЯ - система методов и процедур психотерапевтического воздействия на человека, основанных на теории гештальтпсихологии - области психологических исследований, ставящей во главу угла закономерности образования и функционирования целостных структур, исходя из которых объясняются их элементы и связи между ними. Главный принцип Г. - безусловное принятие человеком себя, других людей и оценка наличного состояния как вполне совершенного, не требующего изменения или улучшения.

69. ГРУППЫ ВСТРЕЧ - специальные малые группы, применяемые в практике социально-психологического тренинга (см.) с аналогичным названием. Цель этого тренинга - обнаружение и использование резервов саморазвития личности, заложенных в ней самой, через специальные приемы, помогающие личности осознать свои возможности, избавиться от психологических барьеров и комплексов.

70. ГРУППЫ ПСИХОДРАМЫ - малые группы, в которых через ролевой поведение людьми лучше осознаются и эффективно решаются их собственные проблемы. Усваиваимые роли становятся достоянием личности и позволяют ей хорошо адаптироваться в жизни. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА - направление исследований в социальной психологии (см.), в котором изучается процесс возникновения, функционирования и развития разных групп.

71. ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО МАРКЕТИНГА - обоснование целевых позиций управления предприятием в интересах повышения его эффективности на зарубежных рынках.

72. ГЛОБАЛЬНАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ - международная экспансия компании, в ходе которой на всех зарубежных целевых, рынках используется стандартизированный маркетинг - микс с минимальными модификациями.

73. ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПАНИ - крупные международные предприятия, которые рассматривают весь мировой рынок как единое целое. Производят и маркетируют стандартизованный продукт с минимальным учетом особенностей национальных рынков зарубежных стран.

74. ГЛОБАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ - представляет собой управление предприятием в условиях зарубежного рынка. Маркетинговая деятельность охватывает все сферы зарубежной деятельности предприятия: снабжение, сбыт товаров, исследование рынка, персонал, финансы и др.
ДЕТЕРМИНАЦИЯ - причинное обусловливание (см. детерминизм).

75. ДЕТЕРМИНИЗМ - философско-гносеологическое учение, утверждающее наличие и возможность установления объективных причин всех явлений, существующих в мире.

76. ДИСПОЗИЦИЯ - предрасположенность, готовность человека к определенным внешним и внутренним действиям.

77. ДИСТРЕСС - отрицательное влияние стрессовой ситуации на деятельность человека, вплоть до ее полного разрушения.

78. ДОМИНАНТА - преобладающий очаг возбуждения в головном мозге человека, связанный с повышенным вниманием или актуальной потребностью. Способен усиливаться за счет притяжения возбуждений с соседних участков мозга. Понятие Д. Введено А. Ухтомским.

79. ДОЛЯ РЫНКА (MARKET SHARE)
Отношение объема продаж продукта конкретной компании к суммарному объему продаж продуктов данного типа всеми компаниями, действующими на данном рынке. Этот показатель является ключевым при оценке конкурентной позиции организации. Показатель доли рынка используется при позиционировании продуктов на рынке.

80. ДНЕВНИК - записи в специально разработанных формах сбора данных, которые респонденты производят для учета отдельных событий, например, покупок или болезней, поскольку подробности таких событий трудно вспомнить по прошествии времени. Респондентов, ведущих дневники, обычно просят сделать запись сразу же после совершения покупок или других действий, требующих фиксации и компенсируют это выплатой денег или подарками.

81. ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ - совокупность методов математико-статистического анализа, объектом рассмотрения которых являются дисперсии (см.) случайных величин. Д.а. позволяет оценивать и сравнивать между собой дисперсии различных выборок, отвечая на вопросы о том каковы эти дисперсии, являются они одинаковыми или различными и др.

82. ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ (Differentiation) - Процесс разработки отличительных свойств и качеств продукта, выделяющих его в ряду конкурирующих товаров.

83. ДРАЙВ - понятие, обозначающее неосознаваемое внутреннее влечение общего характера, порождаемое некоторой органической потребностью. Используется в психологии мотивации и в теории научения.

84. ДУАЛИЗМ - учение о независимом, самостоятельном существовании тела и души. Берет свое начало в работах древних философов, но полное развитие получает в средние века. Развернуто представлено в работах французского философа Р. Декарта.

85. ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ - уровень потребностей, отражающий реальный уровень потребления. Д.П. выступают как реальная потребительная сила общества.

86. ДЕМАРКЕТИНГ - форма маркетинга, которая используется в случаях, когда предприятие не может удовлетворить покупательский спрос из-за отсутствия возможностей, и направлена на его снижение путем повышения цен на товары, отказа от рекламы и т.д.

87. ДЖОББЕР - термин-синоним для оптового торговца.

88. ДИЛЛЕР - физическое или юридическое лицо, которое разделяет крупные партии товаров или услуг на меньшие с целью перепродажи покупателям.

89. ДИСТРИБЬЮТОР /дистрибьютор-англ./ - фирма, осуществляющая сбыт товаров на основе оптовых, закупок у промышленных предприятий. Д., как правило, располагает развитой системой перевалочных баз, складских помещений Может обеспечивать техническое сопровождение товаров собственными специалистами.

90. ГЛОССАРИЙ: Е - К

91. ЕДИНЫЕ ЦЕНЫ - цены одинакового уровня по всей стране, устанавливаются, как правило, на базовые виды индукции /например на энергоносители/.

92. ЕМКОСТЬ ТОВАРНОГО РЫНКА - возможный объем реализации товаров /услуг/ при данном уровне цен.

93. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОВАРА - периодические колебания /изменения/ объемов производства, продолжительности и времени сбыта продукта. Ж.Ц.Т. включает фазы: 1/ Разработки товара; 2/ Выведение на рынок; 3/ Роста объема продаж; 4/ Фаза зрелости; 5/ фаза насыщения; 6/ фаза спада.
ЗАКУПОЧНЫЕ ЦЕНЫ - цены /оптовые/ устанавливаемые, как правило, на сельскохозяйственную продукцию.

94. ЗАПРОСЫ - потребность, подкрепленная покупательной способностью людей.

95. ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО (ПОТЕНЦИАЛЬНОГО) РАЗВИТИЯ - реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказке со стороны окружающих людей.

96. "ЗОНТИК" - схема организационной структуры международной компании, где головная штаб-квартира мультиплицирована по организационной структуре в её подразделениях за рубежом. Центр сохраняет лидирующую роль, формулируя стратегические задачи.

97. ИЗУЧЕНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ РЫНКОВ - целенаправленная деятельность службы международного маркетинга предприятия по сбору, анализу сведений о зарубежных рынках и выдаче практических рекомендаций для организации деятельности компании на внешних рынках.

98. ИМИДЖ (Image) - Набор представлений, идей и впечатлений индивида о конкретном объекте.

99. ИМПРИНТИНГ - приобретение или начало функционирования какой-либо формы поведения без специального научения с момента рождения сразу же в практически готовом виде в результате ее прямого включения или под влиянием какого-либо стимула, закодированного в генетической программе созревания и функционирования данной формы поведения.

100. ИМПУЛЬСИВНАЯ (ИМПУЛЬСНАЯ) ПОКУПКА
Процесс приобретения товара, имеющий место в случае, когда потребитель испытывает внезапное непреодолимое желание сделать покупку.

101. ИНТЕРВЬЮ - метод психологического исследования, предполагающий личную беседу исследователя с испытуемым (см.). В ходе такой беседы исследователь задает испытуемому ряд вопросов и по ответам на них делает выводы о психологических особенностях данного человека.

102. ИНСАЙТ - озарение, догадка. Внезапное, неожиданное для самого человека нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и безуспешно думал, трудился.

103. ИННОВАЦИЯ (НОВШЕСТВО, НОВОВВЕДЕНИЕ, НОВИНКА) - товар или стиль, который воспринимается потребителями как нечто новое.

104. ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ - постепенное превращение какого-либо процесса или явления из внешнего для организма во внутреннее, например, из практически осуществляемого индивидуального или коллективного действия во внутреннее психологическое свойство или способность человека.

105. ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ - нарушение нормального хода одного процесса вмешательством другого.

106. ИНТРОСПЕКЦИЯ - метод познания психических явлений путем самонаблюдения человека, т.е. внимательного изучения самим человеком того, что происходит в его сознании при решении разного рода задач.

107. ИНТРОВЕРСИЯ - обращенность сознания и интересов человека на самого себя, психологическая погруженность в свой внутренний мир, поглощенность собственными переживаниями и проблемами. И. является одной из базовых черт личности (см.) и обычно сопровождается ослаблением внимания человека к тому, что происходит вокруг него, в том числе к другим людям.

108. ИМИДЖ - образ, в виде которого индивидуум или группа представляют некий объект.

109. ИМПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ - это закупка и ввоз иностранных товаров для последующей их реализации на рынке страны импортера.

110. ИНДЕКСЫ ЦЕН - относительные показатели, отражающие динамику цен, но не позволяющие судить об их реальном уровне.

111. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУЖБ МАРКЕТИНГА - включает: 1) Формирование инновационной ориентации предприятия; 2) Информационное обеспечение процесса нововведений; 3) Консультации специалистов по рыночным аспектам инновационной деятельности.

112. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ РЕКЛАМА - пропаганда положительного образа не коммерческих организаций /органов правительства, политических партий, и т.д./.

113. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ МАРКЕТИНГ - состояние маркетинга ориентированного на продукт и потребителя /см,: маркетинг, ориентированный на продукт; маркетинг, ориентированный на потребителя/.

114. ИНТЕНСИВНЫЙ СБЫТ - метод реализации продукции, означающий подключение к сбытовой программе всех возможных посредников независимо от форм их деятельности. И.С. практикуется для реализации товаров широкого потребления и марочных фирменных товаров.

115. ИНТЕРГЛОМЕРАТ - схема организационной структуры международной компании, деятельность которой сильно диверсифицирована. Управление в И. осуществляется через совет директоров лишь на стратегическом уровне постановки задач. Главное в И., чтобы каждая дочерняя компания обеспечивала заданный уровень прибыли.

116. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, БАЗИРУЮЩАЯСЯ НА ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ДИВЕРСИФИКАЦИИ - выражает стремление предприятия не зависеть от экономики одной страны. Для обеспечения устойчивого положения компании она располагает свой капитал в различных странах и регионах.

117. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ - процесс постепенного развития производственной и коммерческой деятельности фирмы с целью приобретения опыта международных операций, проникновения и закрепления на зарубежных рынках, для достижения долгосрочного успеха.

118. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЗАЩИТНАЯ - ответная реакция национальных компаний на действия зарубежных конкурентов путем выхода на их зарубежные рынки с целью предотвращения или снижения их конкурентной активности.

119. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ НА ОСНОВЕ РАСШИРЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ КОМПАНИИ НА ВНЕШНЕМ РЫНКЕ - предполагает не проникновение на зарубежный рынок, а закрепление и утверждение на нем. Такой тип И. характерен для фирм, занятых наукоемким бизнесом /компьютерные технологии США/.

120. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОППОРТУНИСТИЧЕСКАЯ - /франц.- удобный, выгодный/ - исторически первый тип интернационализации, связанный с развитием купеческого капитала. И.О. обеспечивает получение сверхприбылей от продажи товаров в новых и отдаленных землях.

121. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, ОСНОВАННАЯ НА ЗАИМСТВОВАНИИ ЗА РУБЕЖОМ КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ УСПЕХА /КФУ/ - предполагает выход компании на международный рынок для получения уникальных ресурсов, технологий, инвестиций и т.д.

122. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, ОСНОВАННАЯ НА НАЦИОНАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЯХ В ТЕМПАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА - тип международной экспансии, проявляющийся, как правило, в виде переключения инвестиционных потоков на страны с высокими темпами экономического развития.

123. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, СЛЕДУЮЩАЯ ЗА ПОТРЕБИТЕЛЕМ /буксируемая интернационализация/ - предполагает ориентацию предприятия на своих устойчивых клиентов за рубежом. И.С.П. характерна для сферы финансовых услуг.

124. ИССЛЕДОВАНИЯ МАРКЕТИНГА - процесс сбора, обработки и анализа данных о рынке с целью принятия оптимальных решений.

125. ИЗУЧЕНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ РЫНКОВ - целенаправленная деятельность службы международного маркетинга предприятия по сбору, анализу сведений о зарубежных рынках и выдаче практических рекомендаций для организации деятельности компании на внешних рынках.

126. ИМИДЖ - образ, в виде которого индивидуум или группа представляют некий объект.

127. ИМПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ - это закупка и ввоз иностранных товаров для последующей их реализации на рынке страны импортера.

128. ИНДЕКСЫ ЦЕН - относительные показатели, отражающие динамику цен, но не позволяющие судить об их реальном уровне.

129. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУЖБ МАРКЕТИНГА - включает: 1) Формирование инновационной ориентации предприятия; 2) Информационное обеспечение процесса нововведений; 3) Консультации специалистов по рыночным аспектам инновационной деятельности.

130. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ РЕКЛАМА - пропаганда положительного образа не коммерческих организаций /органов правительства, политических партий, и т.д./.

131. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ МАРКЕТИНГ - состояние маркетинга ориентированного на продукт и потребителя /см,: маркетинг, ориентированный на продукт; маркетинг, ориентированный на потребителя/.

132. ИНТЕНСИВНЫЙ СБЫТ - метод реализации продукции, означающий подключение к сбытовой программе всех возможных посредников независимо от форм их деятельности. И.С. практикуется для реализации товаров широкого потребления и марочных фирменных товаров.

133. ИНТЕРГЛОМЕРАТ - схема организационной структуры международной компании, деятельность которой сильно диверсифицирована. Управление в И. осуществляется через совет директоров лишь на стратегическом уровне постановки задач. Главное в И., чтобы каждая дочерняя компания обеспечивала заданный уровень прибыли.

134. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, БАЗИРУЮЩАЯСЯ НА ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ДИВЕРСИФИКАЦИИ - выражает стремление предприятия не зависеть от экономики одной страны. Для обеспечения устойчивого положения компании она располагает свой капитал в различных странах и регионах.

135. ИНТЕРВАЛЬНАЯ ШКАЛА. Измеряет в интервальных значениях возраст, доход. Отношения между шкальными значениями - равенство, неравенство, больше, меньше, больше на, меньше на, отношения между интервалами. Допустимые статистические расчеты - процент, доля. мода, медиана, среднее арифметическое, дисперсия, среднеквадратическое отклонение.

136. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ - процесс постепенного развития производственной и коммерческой деятельности фирмы с целью приобретения опыта международных операций, проникновения и закрепления на зарубежных рынках, для достижения долгосрочного успеха.

137. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЗАЩИТНАЯ - ответная реакция национальных компаний на действия зарубежных конкурентов путем выхода на их зарубежные рынки с целью предотвращения или снижения их конкурентной активности.

138. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ НА ОСНОВЕ РАСШИРЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ КОМПАНИИ НА ВНЕШНЕМ РЫНКЕ - предполагает не проникновение на зарубежный рынок, а закрепление и утверждение на нем. Такой тип И. характерен для фирм, занятых наукоемким бизнесом /компьютерные технологии США/.

139. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОППОРТУНИСТИЧЕСКАЯ - /франц.- удобный, выгодный/ - исторически первый тип интернационализации, связанный с развитием купеческого капитала. И.О. обеспечивает получение сверхприбылей от продажи товаров в новых и отдаленных землях.

140. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, ОСНОВАННАЯ НА ЗАИМСТВОВАНИИ ЗА РУБЕЖОМ КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ УСПЕХА /КФУ/ - предполагает выход компании на международный рынок для получения уникальных ресурсов, технологий, инвестиций и т.д.

141. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, ОСНОВАННАЯ НА НАЦИОНАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЯХ В ТЕМПАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА - тип международной экспансии, проявляющийся, как правило, в виде переключения инвестиционных потоков на страны с высокими темпами экономического развития.

142. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, СЛЕДУЮЩАЯ ЗА ПОТРЕБИТЕЛЕМ /буксируемая интернационализация/ - предполагает ориентацию предприятия на своих устойчивых клиентов за рубежом. И.С.П. характерна для сферы финансовых услуг.

143. ИССЛЕДОВАНИЯ МАРКЕТИНГА - процесс сбора, обработки и анализа данных о рынке с целью принятия оптимальных решений.

144. КАБИНЕТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (англ. desk research) - исследование на основе вторичной информации - сбор и анализ данных официальной статистики, определенных предметом изучения.

145. КАНАЛ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ (DISTRIBUTION CHANNEL) Совокупность предприятий, организаций или отдельных лиц, включенных в процесс доведения продуктов до потребителей. Каналы распределения определяют пути, по которым товары движутся от производителей к потребителям. Участниками каналов распределения могут быть оптовые и розничные торговцы, агенты, брокеры, дилеры, дистрибьюторы, маклеры и другие посредники. В число участников любого канала распределения входят производители и потребители данного продукта.

146. КВОТА ПРОДАЖ (ТОРГОВАЯ КВОТА) (Sales Quota) - Минимальный объем реализации (продаж) определенного ассортимента товаров, устанавливаемый конкретному подразделению или торговым представителям.

147. КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ (CLUSTER ANALYSIS). Это совокупность методов, позволяющих классифицировать многомерные наблюдения, каждое из которых описывается неким набором переменных. Целью кластерного анализа является образование групп схожих между собой объектов, которые принято называть кластерами. Слово кластер (англ. cluster), переводится как сгусток, скопление, гроздь, группа. Родственное понятие - класс. В отличие от комбинационных группировок кластерный анализ приводит к разбиению на группы с учетом всех группировочных признаков одновременно.

148. КОГНИТИВНАЯ СФЕРА - часть психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе.

149. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ - метод психологического изучения различных текстов, позволяющий по их содержанию определенно судить о психологии авторов этих текстов или тех людей, о которых говорится в этих текстах.

150. КОНЦЕПТ-ТЕСТ Проверка концепций. Исследование, главной задачей которого является проверка идеи или концепции. Проверка концепции осуществляется для оценки вероятности того, что маркетинговые мероприятия достигнут запланированных целей. Производители до вложения значительных инвестиций в развитие производства используют проверку концепций для разведочного исследования рекламы, продукта и цен.

151. КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА (Marketign Concept) - Принцип организации деятельности предприятия; основывается на положении, в соответствии с которым в процессе создания потребительских ценностей, доведении их до целевых рынков и осуществления коммуникаций организация применяет более эффективные, по сравнению с конкурентами, методики, стратегии и политики (что и определяет ее успех).

152. КОНЦЕПЦИЯ ОРИЕНТАЦИИ НА ПРОДАЖИ (Selling Concept) - Распространенная концепция организации деятельности предприятия, согласно которой приобретение выпускаемых им товаров потребителями, требует воздействия со стороны компании. Исходя из этого, организация должна вести агрессивную политику продаж (сбыта) и интенсивно продвигать на рынке свои товары. Согласно данной концепции, потребителей необходимо убеждать и уговаривать на совершение покупки и поэтому у компании должен быть арсенал инструментов сбыта и продвижения товаров и стимулирования покупок.

153. КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ОТВЕТСТВЕННОГО МАРКЕТИНГА (Social Marketing Concept) - Система взглядов, в соответствии с которой основной задачей компании является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и удовлетворение пользователей более эффективными и результативными, чем у конкурентов, способами при сохранении или повышении благосостояния не только потребителей, но и общества в целом. Концепция социально-ориентированного маркетинга требует, чтобы маркетинг учитывал социальные и этические аспекты. Согласно ей, активные субъекты рынка должны уравновешивать и оценивать часто противоречащие друг другу задачи обеспечения прибыльности компании, удовлетворения нужд потребителей и интересы всего общества.

154. КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА (MARKETING-MIX). Совокупность управляемых параметров маркетинговой деятельности организации, оперируя которыми она старается наилучшим образом удовлетворить потребности целевых рынков. Комплекс маркетинга в классическом варианте включает в себя четыре компоненты, названия которых начинаются с латинской буквы P (поэтому комплекс маркетинга еще называют 4P (четыре Пи)):
Product (продукт)
Price (цена)
Promotion (продвижение)
Point of Sell (место продажи)

155. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ - метод математико-статистического анализа, связанный с вычислением и изучением коэффициентов корреляций (см.) между переменными.

156. КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ - математико-статистический показатель связи или зависимости, существующей между переменными величинами. Изменяется в пределах от -1 (абсолютно обратно пропорциональная зависимость) через 0 (отсутствие какой-либо зависимости) до +1 (абсолютно прямо пропорциональная зависимость).

157. КРИТЕРИЙ ФИШЕРА - математико-статистический критерий, пользуясь которым можно судить о сходстве или различиях в дисперсиях (см.) случайных величин.

158. КОГНИТИВНАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ - психологическое состояние или ситуация, при которой индивид, имея необходимые знания, умения и навыки для решения задачи, в силу ряда причин когнитивного характера не может справиться с ней.

159. КАНАЛ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ - путь /маршрут/ движения товара от производителя к потребителю,

160. КАННИБАЛИЗАЦИЯ - ситуация на рынке, при которой новый товар предприятия забирает покупателей старого товара этого же предприятия, то есть "съедает" собственную долю рынка.

161. КАЧЕСТВО ТОВАРА - совокупность свойств и характеристик продукта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности покупателя.

162. КЛАСТЕР - элементы множества со схожими характеристиками, или параметрами, собранные в одну группу.

163. КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА - совокупность мероприятий по установлению, поддержанию и развитию связей с клиентами для увеличения сбыта товаров и услуг. К.П. основывается на использовании психологических моделей коммуникативности.

164. КОММУНИКАЦИЯ /латин. - делаю общим, связываю, общаюсь/ - передача информации между людьми в процессе их совместной деятельности.

165. КОМПАРАТОР - элемент сравнения в системе управления маркетингом. К. должен быть частью организации, ответственной за разработку и реализацию задач службы маркетинга. На практике функцию К. может выполнять руководитель товарного или рекламного отдела.

166. КОНВЕРСИОННЫЙ МАРКЕТИНГ - маркетинг при негативном спросе на товары и услуги, требует перестройки всей концепции маркетинга.

167. KOHEЧНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ - юридические и физические лица, семьи, домашние хозяйства, где происходит окончательное потребление продукции.

168. КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО - означает, что фирма располагает таким маркетинг-миксом, который воспринимается целевым рынком как лучший по сравнению с маркетинг-микс конкурентов.

169. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА - комплекс его потребительских и стоимостных характеристик, определяющий успех или неудачу товара на рынке.

170. КОНСИГНАЦИОННАЯ ПРОДАЖА - продажа, не считающаяся завершенной до тех. пор, пока товар, переданный розничному торговцу поставщиком, не будет продан покупателю. Платеж поставщиком осуществляется только после продажи товара покупателю.

171. КОНСЪЮМЕРИЗМ - организованное движение потребителей за расширение, защиту своих прав и усиление воздействия на производителей и торговцев. К. возник в начале 60-х г. г. ХХ в. и рассматривается как замена "Суверенитету потребителя".

172. КОНТРАКТНЫЕ ЦЕНЫ - отражают действительный уровень цен на определенный товар при соответствующих условиях поставок и платежа.

173. КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА - цели /задачи/, которые ставит перед собой фирма по производству и сбыту продукции, а также принципы и методы их осуществления.

174. КОНЦЕПЦИЯ НОВОГО ТОВАРА - научно обоснованное и опирающееся на практику маркетинговой деятельности развернутое представление о свойствах товара и внешних факторах его окружения, предопределяющие рыночный успех или неудачу.

175. КОНЬЮНКТУРА РЫНКА - совокупность условий /факторов/, определяющих соотношение спроса и предложения товаров /услуг/ на рынке.

176. КУЛЬТУРА "ВЫСОКОГО КОНТЕКСТА" - в маркетинговой классификации культур означает, что в межличностных отношениях в севере предпринимательской деятельности первостепенную роль играют: интуиция, традиции честности и обязательности.

177. КУЛЬТУРА "НИЗКОГО КОНТЕКСТА" - в маркетинговой классификации культур означает прямую противоположность "культуре высокого контекста" и требует обязательного, четкого и юридически правильного оформления всех соглашений в сфере предпринимательской деятельности.

178. КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА - элемент внешней маркетинговой сферы предприятия, характеризующий национальные особенности страны. К. С. включает в себя знания, веру, мораль, искусство, обычаи, привычки и др. черты, присущие членам общества.

179. КУПОНЫ - распространяемые талоны, в том числе по почте, или напечатанные в газетах, дающие право на скидку при покупке в определенных местах, и в определенное время, что стимулирует продажи; кроме того, в купонах содержится рекламная информация.

180. ГЛОССАРИЙ: Л - П

181. ЛАЙСЕНЗИНГ - метод вхождения на зарубежный целевой рынок, в рамках которого национальная компания передаёт зарубежной компании право на использование технологий, производство товаров /услуг/, ноу-хау, торговые марки и др. объекты промышленной /интеллектуальной/ собственности в обмен на роялти и иные платежи, оговариваемые в специальном Международном лицензионном соглашении.

182. ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (свойств и состояний человека) - представленность в структурах головного мозга человека места расположения там основных психических функций, состояний и свойств, их связь с кокретными анатомо-физиологическими отделами и структурами мозга.

183. ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - длительное по времени своего проведения научное исследование процессов формирования, развития и изменения каких-либо психических или поведенческих явлений.

184. ЛИЗИНГ /англ.- аренда/ - форма долгосрочного договора аренды. Л. одновременно рассматривается как форма реализации /сбыта/ машин, оборудования и как средство финансирования сделок.

185. ЛИЧНАЯ ПРОДАЖА - непосредственное представление фирмой товаров покупателям с целью совершения продажи.

186. ЛОГИСТИКА /порт./ - управление тылом.

187. ЛОКУС КОНТРОЛЯ - индивидуально-психологическое понятие, характеризующее то, в чем данный человек видит основные причины собственного поведения и поступков других людей. При внутреннем Л.к. эти причины помещаются в самом человеке, его психологии, а при внешнем Л.к. они располагаются вне данного человека, например, во внешних объективных обстоятельствах его жизни.

188. "МАКРОПИРАМИДА" - схема организационной структуры международной компании с ярко выраженным центром, централизованным стратегическим планированием. Деятельность компании четко ориентирована на конечный результат.

189. МАКРОСРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ - факторы внешнего более широкого социального плана, влияющие на внутреннюю среду предприятия. Основными факторами М.П. являются: экономические, демографические, природные, научно-технические, политические факторы культурного окружения.

190. МАРЖА - разница между ценой продажи и ценой закупки на единицу товара.

191. МАРКЕТИНГ (Marketing) - Социальный процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей индивидов и групп посредством создания и предложения обладающих стоимостью товаров и услуг и обмена ими с другими людьми.

192. МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (Marketing Research) - Подготовка и систематическое изучение всех обстоятельств специфических рыночных ситуаций, с которыми сталкивается компания, с проведением анализа полученных данных и оформлением результатов и выводов.

193. МАРКЕТИНГОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ (Marketing Opportunity) - область потребностей покупателя, удовлетворяя которые компания может генерировать прибыль.

194. МАРКЕТИНГОВЫЙ АУДИТ (Marketing Audit) - Независимое периодическое всестороннее и систематическое исследование маркетингового окружения, задач, стратегий и деятельности компании (или ее подразделения) для выявления существующих проблем и возможностей и разработки плана действий компании (подразделения) по совершенствованию маркетинговой деятельности.

195. МАРКЕТИНГОВЫЙ КАНАЛ (КАНАЛ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ) (Marketing Channel) - Совокупность взаимозависимых организаций, участвующих в обеспечении доступности потребления или использования товара или услуги.

196. МАРКЕТИНГОВЫЙ ПРОЦЕСС (Marketing Process) - Процесс анализа маркетинговых возможностей, изучения и выбора целевых рынков, разработки стратегий маркетинга, планирования маркетинговых программ и организации, реализации и контроля над маркетинговой деятельностью.

197. МЕРЧАНДАЙЗИНГ (от англ. merchandise - товары; дословно переводится как "искусство торговать") - деятельность, направленная на обеспечение максимально интенсивного продвижения товара на уровне розничной торговли. Основная задача мерчандайзинга - привлечение внимания покупателя к продукту или бренду непосредственно в местах продаж.

198. МЕТОД СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА - способ изучения содержания и структуры сознания человека через определение им понятий с помощью серии заранее заданных полярных определений типа "сильный - слабый", "хороший - плохой" и т.п. М.с.д. введен американским психологом Ч. Осгудом.

199. МОДАЛЬНОСТЬ - понятие, обозначающее качество ощущений, возникающих под действием определенных раздражителей.

200. МОТИВАЦИЯ - динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.

201. МАРКЕТЕР - 1/ Лицо, продающее товары или услуги на рынке или для рынка; 2/ Лицо, выполняющее оперативные функции в системе маркетинга.

202. МАРКЕТИНГ-МИКС - управляемые переменные /товар, цена, место, продвижение/, которые использует компания, чтобы удовлетворить целевую рыночную группу.

203. МАРКЕТИНГ /англ.-рынок/ - система организации деятельности предприятия /фирмы/ по разработке, производству, сбыту товаров и предоставлению услуг, на основе комплексного изучения конъюнктуры рынка.

204. МАРКЕТИНГОВЫЙ АУДИТ - независимая и систематическая проверка маркетинговых характеристик /элементов/ окружающей среды, задач и стратегий компании с целью выявления проблем и благоприятных возможностей для улучшения маркетинговой деятельности компании.

205. МАРКЕТИНГ, ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ - нацелен на удовлетворение потребностей, непосредственно исходящих от рынка.

206. МАРКЕТИНГ, ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА ПРОДУКТ - предполагает создание нового товара или усовершенствование существующего.

207. МАРКЕТИНГОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ - комплекс средств и методов, используемых фирмой для стимулирования продвижения товаров до потребителя.

208. МАРКЕТИНГОВАЯ ЛОГИСТИКА - совокупность мероприятий отделов сбыта и сбытовых посредников по перемещению товаров по избранным каналам сбыта к покупателям или конечным потребителям.

209. МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА - совокупность внутренних и внешних условий /сил, факторов/, влияющих на достижение поставленных фирмой задач.

210. МАРКИРОВКА ТОВАРА - средство передачи точного адресата происхождения товара. М. может иметь вид этикетки, бирки, ярлыка, штрихового кодирования.

211. МЕГАМАРКЕТИНГ - маркетинговый подход, сочетающий в себе стратегическую координацию экономического, психологического, политического и паблик рилейшнз профессионального опыта дли достижения кооперации ряда сторон с целью войти и успешно действовать на данном рынке.

212. МЕЖДУНАРОДНАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА - совокупность внешних факторов, определяющих характер и возможности деятельности организации на зарубежных рынках.

213. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА - комплекс маркетинговых стратегий предприятия, направленных на приспособление товаров к условиям внешнего рынка с целью наибольшего удовлетворения покупательских потребностей и получения прибыли.

214. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ СДЕЛКА - правовая форма, определяющая международные коммерческие операции.

215. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОМПАНИИ - крупные или крупнейшие организации стран мира, производственно-коммерческая деятельность которых перерастает национальные границы и направляется из единого центра.

216. МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ /как наука/ - философия международного бизнеса, система научных знаний о законах функционирования внешнего рынка, принципах производственной и коммерческой деятельности фирмы по удовлетворению запросов зарубежного потребителя.

217. МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ /как практическая деятельность/ - совокупность средств, приемов и методов производственной и коммерческой деятельности предприятия на зарубежных рынках.

218. МЕЖДУНАРОДНЫИ МАРКЕТИНГ /как этап перехода к международному маркетингу/ - предполагает использование всего набора маркетинговых средств для исследования внешнего рынка. При этом, кроме экспорта товаров, за рубежом создаются совместные и дочерние предприятия.

219. МЕТОД /в маркетинге/ - инструмент /средство/, с помощью которого познаётся исследуемый объект рынка.

220. МЕТОД "МОЗГОВОЙ АТАКИ" - метод экспертной оценки рынка, предполагающий получение необходимых результатов путем коллективного обсуждения проблем специалистами в области маркетинга.

221. МЕТОД ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ "ДЕЛЬФЙ" - ряд последовательных процедур опроса покупателей по подготовке и обоснованию прогноза развития рынка.

222. МИКРОСРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ - внутренние или непосредственные условия, факторы и возможности предприятия, определяющие его деятельность. Основными факторам М.П. являются: организационная структура предприятия; поставщики; посредники; клиентура; конкуренты; контактные аудитории.

223. МИКС-ТОВАРА - состоит из всех товарных рядов, которыми располагает фирма. М.Т. может быть описан в терминах их глубины, ширины и консистенции.

224. МИРОВАЯ ЦЕНА - интернациональная цена производства, складывающаяся на мировом рынке под воздействием конкурентной борьбы.

225. МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ /МНК/ - крупные компании в сфере международного бизнеса, головная организация которых принадлежит капиталу двух и более стран, а филиалы расположены в различных государствах мира.

226. МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ КОНЕЧНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ /по Ф.Котлеру/:
1 Осознание потребности;
2 Поиск и оценка информации;
3 Принятие решения о покупке;
4 Оценка правильности выбора.

227. МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ РЫНКА - условное отображение реальной рыночной действительности, схематически выражающее внутреннюю структуру и причинно-следственную связь элементов рынка.

228. МОНИТОРИНГ - постоянное сканирование окружающей среды бизнеса, выполняемое менеджерами компании в целях организации текущего управления или сопровождения маркетинг-плана.

229. МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ МАРКЕТИНГА - перечень четко установленных этических норм и правил поведения фирмы на рынке, которым должен неукоснительно следовать работник организации и из которых не существует никаких исключений.

230. МУЛЬТИНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПАНИИ - крупные корпорации в сфере международного бизнеса, которые производят и маркетируют товары и услуги с учетом особенностей национальных рынков зарубежных стран.
НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ:
1 Исследование товара;
2 Анализ производства;
3 Изучение распределения сбыта;
4 Исследование организационной структуры и менеджмента;
5 Маркетинг предприятия;
6 Исследование финансов предприятия.

231. НАЦЕЛЕНЫЙ СБЫТ - метод реализации товаров, направленный на конкретную груп


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: