Осетровый клей

Как и все другие коллагеновые (глютиновые) клеи, широко применяемые в реставрации станковой живописи, не получил распространения в реставрации настенных росписей. Исключение составляет использование этого клея в Италии и других странах Западной Европы для заклейки живописи при снятии ее со стены. В Советском Союзе осетровый и другие глютиновые клеи применяются для укрепления стенной и плафоновой живописи XVII–XIX вв.

Как уже было сообщено выше, в 1948г. осетровый клей был использован В. В. Филатовым и химиком Т. И. Шашкиной при опытном укреплении в восточной части северной галереи собора Новоспасского монастыря в Москве. При сравнении с другими составами, использовавшимися для пробных укреплений (казеин, желток куриного яйца, белок и др.) осетровый клей дал там лучший результат. На основании этих результатов комиссия Госинспекции по охране и реставрации памятников архитектуры г.Москвы (под председательством Н. И. Соболева) 25 августа 1967 года приняла решение укреплять красочный слой живописи XVII в. во всей северной галерее собора Новоспасского монастыря раствором осетрового клея. Проверка состояния росписей северной галереи собора через 2 года (в сентябре 1971 г.) показала, что красочный слой снова стал распыляться, порошиться, наиболее заметно он разрыхлился на розово–охристых красках, красной охре, голубце фона, желтовато–зеленом цвете и в меньшей степени на бледно–зеленых цветах. Все разбеленные тона (пробелы) легко отскакивали при прикосновении, однако шелушение красочного слоя нигде не наблюдалось. Существенным недостатком осетрового клея, кроме его низкой биостойкости и недолговечности укрепляющего эффекта, является невозможность удаления поверхностных загрязнений после его применения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: