Проблема взаимосвязи развития и обучения в психологии

Вопрос о взаимосвязи обучения и развития ребенка остаётся актуальным во все времена. Так, вевед. направления психологии рассматривали эту проблему следующим образом.

Бихевиористы: стимул – реакция - закон эффекта (+ подкрепление) 2) повтора; 3) упр-ть.

Скиннер, как представитель необихвиоризма, разработал линейную систему программированного обучения в 60-е г. На основе бихевиористского направления (научение). Программированное обучение – это самостоятельное и индивидуальное обучение по заранее разработанной обучающей программе с помощью особых средств обучения (компьютерные программы), обеспечивающие каждому обучаемому возможность осуществления процесса учения, в соответствии с индивидуальными особенностями. Обучающая программа состоит из последовательных шагов каждый из которых – микроэтап в овладении знаниями (система сведений о об окружающем мире). Каждый шаг программы состоит из трёх кадров: информационного, контрольного, обучающего.

Линейная система программированного обучения основана на принципах обучения, предполагающего безошибочное выполнение заданий. Обучаемые проходят все шаги программы последовательно, согласно расположению в программе. Если ребёнок дает правильный ответ, то переходит к след. этапу, если ответ неверный - то возвращается к предыдущему. “-“ 1) дефицит речевого общения эмоций; 2) не каждый материал можно подвергнуть пошаговой обработке; 3) задержка когнитивной обратной связи. “+” 1) экономия времени; 2) быстрота осуществления операции.

Психоанализ не рассматривал обучение. Склонялись только к врожденному.

Неофрейдист Эриксон рассматривал школьный возраст от 6 до 12 лет. У ребенка существует врожденная способность к логическому мышлению и самодисциплине. Обучаясь в школе, стремятся узнать, что из них получится и как оно действует «я то, чему я научился». Трудолюбие (может быть единственный критерий - успехи в школе, вкл. и межличностную компетентность) и чувство вины (сомнение в способностях, статусе и т.д.)

Когнитивная психология 1) информационная теория (учение – вид информационного процесса; познавательная деятельность отождествляется с процессами в комп.); 2) пытались описать процесс с помощью основных психических функций. Бруннер: обучающийся должен получить общие знания, а затем делать перенос.

Обучение – это система целенаправленных воздействий, кот. определяются содержанием преподавания предметов, а также методами и формами предъявления материала с целью его усвоения.

Развитие - сложное инволюционно- эволюционное поступление, в процессе которого происходят прогресс. или регресс. Интеллектуальные, личностные, поведенческие изменения в самом человеке.

Цель любой системы образования- развитие личности обучаемого. По мнению Джемса, Уотсона, Торндайка, обучение – это развитие.

Штерн, Пиаже: обучение- это только внешнее развитие, в котором осуществляется и проявляется развитие.

Выготский: ведущую роль в психическом развитии ребенка играют обучение и воспитание; обучение должно идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая новообразования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: