Виды лекций по психологии, характеристика

Лекция – развернутое изложение основных теоретических и практических аспектов, где обстоятельно раскрываются сложные проблемы, закономерности и понятия изучаемого материала.

Основная дидактическая цель лекции: формирование ориентировочной основы для последующего самостоятельного усвоения учащимися учебного материала.

Виды лекций:

û По месту в учебном процессе и по дидактическим задачам:

а) Вводные лекции – открывают изучение нового раздела, большой темы, изложение основных теоретических положений, конкретизация которых будет в дальнейшем;

б) Узловые лекции – проводятся по наиболее сложным проблемам лекционного курса, освещаются теоретические вопросы;

в) Итоговые лекции – завершают изучение крупного лекционного курса, обобщение материала, выделяются основные линии сравнения, устанавливаются существующие связи, сопоставление закономерностей;

г) Обзорные лекции – позволяют рассмотреть большие по объему материалы, поверхностно основное, могут носить итоговый характер;

û По воздействию на аудиторию:

а) воздействующие на уровне эмоций,

б) понимания,

в) убеждения;

3. По форме преподнесения материала:

а) Лекция-монолог.

К.П., используются в вузовском обучении. Педагог в качестве говорящего, студенты в роли слушателей. Но лектор должен информировать не бесстрастно как любой неживой носитель информации, а эмоционально. Поэтому научная информация в лекции – это не просто доведение до сведения, а это источник адаптированной к аудитории информации. Следовательно, задача лектора – сделать содержание лекции доступным. Организация аудитории и методика чтения лекции-монолога: до начала написать на доске тему, план, основные термины, представить наглядные пособия; в начале сообщить тему, четко выделить цель, задачи: рассказать основное содержание лекции, при чтении лекции придерживаться правил:

1) излагать по плану,

2) излагать дифференцированно, с упором на то, что плохо изложено в учебниках,

3) не повторять материал учебника слово в слово,

4) интонационно выделять новые аспекты темы,

5) вычленять в каждом вопросе главное для запоминания и второстепенное для иллюстрации,

6) четко давать формулировки,

7) термины четко проговаривать и записывать на доске,

8) убеждать в!-сти каждой истины,

9) адекватно реагировать на реакцию аудитории,

10) использовать обратную связь с аудиторией после каждого раздела.

б) Лекция-дискуссия.

Лектору надо уметь импровизированно строить диалог, владеть способами аргументации, правильно выбирать нужную форму взаимодействия. Дискуссия – диалоговая форма речевой деятельности, в которой происходит интенсивная борьба между разными мнениями, зарождающимися тут же в ходе разговора, это обмен мнениями в споре. Мнения дискутирующих – результат мыслительной активности с использованием грамматической аргументации. Лектор по ходу изложения материала обращается к учащимся с вопросами, требующими коротких и быстрых ответов. Настоящая дискуссия на лекции развернуться не может, но дискуссионный вопрос, вызывающий несколько мнений без выбора наиболее правильного, уже создает атмосферу коллективного размышления и готовности внимательно слушать лектора, отвечающего на дискуссионный вопрос. Лекция-дискуссия может читаться совместно 2-3 лекторами.

в) Лекция с использованием аудиовизуальных средств.

Отвлечение от речи лектора на аудио- или видеозапись, повышает внимание учащихся, используется для большей доказательности слов лектора. От лектора требуется грамотно пояснить прослушанный материал, получить обратную связь от аудитории

4. По месту высказывания – публичные, учебные;

5. По содержанию – академические, популярные;

6. По целям – агитационные (призыв рассматривать проблему с одной стороны), пропагандирующие (множество точек зрения), развивающие, воспитывающие. Выделяют:

û проблемную лекцию (семинар-дискуссия)

û эвристическую беседу (одна из форм проблемной лекции)

Проблемная лекция предполагает особую работу с познавательной активностью учащихся, когда существует неоднозначный взгляд на проблему, когда есть проблемная ситуация. Педагог вычленяет только главные предположения о проблеме, показывает связь теории с практикой. Тактики конструирования проблемной лекции:

1. Вхождение в проблему от предметного содержания знания;

2. От субъективного опыта аудитории к разрешению научной проблемы. Как произойдет обозначение проблемы, так и пройдет диалог.

Этапы введения в проблему:

1) ставятся общие проблемы,

2) выделяются в ней подпроблемы,

3) основные противоречия.

Функции лекции (Бадмаев Б.Ц.):

1. Информационная – информирует о положениях учебной дисциплины, особенностях конкретной темы;

2. Убеждающая – преобразование теоретических знаний в убеждения учащихся путем доказательности утверждений лектора;

3. Ориентирующая – детальное ознакомление с конкретной проблемой, литературой по ней;

4. Объясняющая – раскрытие смысла сложных теоретических понятий и формирование их в сознании учащихся;

5. Увлекающая – лекция должна вызывать интерес, стимулировать к самостоятельному изучению материала.

Уровни лекции:

1. Организационный - количество часов, соотношение лекции с практическими и семинарскими занятиями;

2. Дидактический - разработка плана, выбор типа лекции, учет уровня подготовки учащихся;

3. Методический - выбор методов, используемых при чтении лекции, подбор наглядного материала.

Логико-педагогическая структура лекции: 1. Вводная часть – тема, цель, задачи, краткая характеристика проблемы, литература к теме, установление связи темы с предыдущими;

2. Основная – изложение материала, анализ фактов, исторические справки, определение собственной позиции преподавателя, перспективы развития темы;

3. Заключающая – формулирование выводов, указания к самостоятельной работе, методические советы.

Условия успешного проведения лекции (Бадмаев):

1. Понимание учащимися полезности знаний; 2. Интерес, осознание новизны материала; 3. Обозначение проблемной ситуации преподавателем.

Принципы отбора материала для лекции:

1) принцип целеполагания – материал должен отвечать цели лекции,

2) принцип отбора содержания – учет уровня подготовки, определение объема материала,

3) принцип ориентирования на дальнейшие практические и самостоятельные занятия учащихся,

4) принцип учета литературы (использование первоисточников, а не учебников).

Требования к содержанию и проведению лекции:

1) научность изложения,

2) рассмотрение теоретических вопросов на основе конкретных явлений,

3) последовательное логическое изложение проблемы,

4) организация познавательной активности учащихся,

5) эмоциональность изложения, стимулирующая интерес,

6) использование методических приемов,

7) доступность, яркость, образность


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: