В основе формирования индивидуального стиля труда часто лежит развитие психологической системы профессиональной деятельности субъекта труда. В. Д. Шадриков анализирует формирование различных психологических систем профессиональной деятельности следующим образом. Формирование мотивов профессиональной деятельности предполагает прежде всего сдвиг мотива на цель трудовой деятельности (по А. Н. Леонтьеву), в результате чего работник находит «свой» предмет деятельности. Важным для формирования профессиональной мотивации является «принятие» человеком профессии и нахождение личностного смысла деятельности. В результате формирования профессиональной мотивации образуется целостное поведение работника.
Формирование цели профессиональной деятельности предполагает выделение и учет следующих моментов. Центральным моментом деятельности выступает ее цель (человеческая деятельность — это целесообразная деятельность, цель сознательно выбирается человеком, в отличие, например, от деятельности животных). Сама цель рассматривается как идеальный образ результата; уровень достижения, к которому надо стремиться. Также цель профессиональной деятельности выступает как образ результата; производственная задача, заданная в определенных условиях. Основные этапы формирования цели: выделяется поле допустимых результатов, уточняется конкретная цель (как наиболее оптимальная). Формирование представления о программе деятельности пред-гает: 1) формирование представления о компонентах (о структурной деятельности; 2) формирование представления о способах выполнения деятельности; 3) формирование представления о программе деятельности (как последовательности адекватных действий и способов). Формирование информационной основы деятельности (ИОД) предполагает выделение и рассмотрение следующих моментов. формирования ИОД включают: сенсорно-перцептивный (восприятие информации); когнитивный уровень (оценка значимости информации); образно-оперативный уровень (переработка информации и построение информационных образов).
|
|
Особенности формирования ИОД; информация часто меняющаяся требует гибкости ИОД; многоплановость информации вызывает необходимость быстрого переключения с одного вида инф-ии на другой. В целом формирование ИОД предполагает: формирование ИОД в материальном плане (способность воспринимать и обрабатывать реальные сигналы, несущие информацию) формирование ИОД в идеальном плане (способность строить информационные образы и значения по получаемым сигналам). Формирование блока принятия решений основано на учете следующеro. Само решение рассматривается как выбор одной альтер. из нескольких. Общая схема принятия решений: а) осознаниe проблемы; б) разрешение проблемы; при этом формирование блока принятия решения предполагает: освоение (выработки решаающего правила, способа решения; формирование критерия достижения цели и предпочтительности выбора способа решения; в) проверка решения; г) коррекция выбора (там, где это возможно). Выделяются два основных типа решений: детерминированные (основанные на строгой логике); вероятностные (ос-ные на просчете наиболее благоприятной вероятности достижения цели). Формирование подсистемы профессионально важных качеств исходит из следующих посылок: 1) у человека уже есть оделенные качества, и при освоении профессий происходит перестройка в соответствии с особенностями данной профессиональной деятельности; 2) общая логика такой перестройки деятель-сти: а) перенастройка качеств в соответствии с профес-нальной деятельностью; б) появление и развитие новых качеств и способностей; в) формирование индивидуального стиля деятельности, что как бы «венчает» развитие профессионала. В. С. Мерлин выделил три основных аспекта в формировании индивидуального стиля деятельности: 1) формирование «симптомокомплексов», характеризующих отдельные свойства личности. 2) изменение интенсивности и частоты проявления индивидуальных свойств по мере их развития. 3) возникновение новых связей между индивидуальными свойствами, например возникновение в юношеском возрасте связей между учебными и профессиональными интересами, интеллектуальными свойствами и отношениями личности.
|
|
В. С. Мерлин отмечал, что стиль отражает «взаимоотношения объективных требований деятельности и свойств личности. В зависимости от различных объективных требований деятельности одни и те же свойства личности выражаются в разных стилях... ИДС следует понимать не как набор отдельных свойств, а как целесообразную систему взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определенный результат. Отдельные действия образуют целостную систему именно благодаря целесообразному характеру их связи» При этом формирование психологической структуры профессиональной деятельности предполагает, что освоение профессии рассматривается как процесс «распредмечивания, индивидуализации нормативно-заданного (одобряемого) способа деятельности » (это также связано с формированием индивидуального способа деятельности). Основные этапы освоения профессии: I) когнитивный (познание, освоение нормативно-заданного способа деятельности); 2) практический этап как центральный момент формирования психологической структуры деятельности, при этом сначала осваиваются отдельные действия, а затем — деятельность в целом.. Обобщенную схему освоения профессиональной деятельности можно представить так:: 1. Освоение нормативно-одобряемой, изначально заданной, «правильной» деятельности (образ всей нормативно-заданной деятельности — это фактически формирование нормативной ориентировочной основы действия — ООД). Здесь выделяются следующие основные подэтапы:: построение образа целостной деятельности (как обобщенная ориентировка в данной деятельности); освоение отдельных действий; освоение множества действий и деятельности в целом. 2. Освоение деятельности по-новому образцу (т. е. формирование индивидуального стиля деятельности). Подэтапы данного этапа: освоение отдельных действий на основании новых, собственных представлений работника; освоение новой деятельности в целом — на основе уже освоенного нормативно-одобряемого образца (как индивидуально приспособленной к себе в результате постепенного формирования ИДС). При этом можно говорить о «парадоксе» освоения профессио-й деятельности в ходе формирования ИДС. Полноценное освоение данной профессии достигается лишь тогда, когда субъект начинает выполнять ее не только так, как «положено» (по нормативно-заданным образцам), а привносит в деятельность свои собственные, творческие элементы (через выработку ИДС). Полноценное профессиональное творчество возможно лишь при освоенной нормативно-заданной деятельности (кот. позволяет выполнять задания в случае неудач при творческом экспериментировании).
|
|