Профессионально важные качества личности профессионала и индивидуальный стиль деятельности

В основе формирования индивидуального стиля труда часто лежит развитие психологической системы профессиональной де­ятельности субъекта труда. В. Д. Шадриков анализирует формиро­вание различных психологических систем профессиональной деятель­ности следующим образом. Формирование мотивов профессиональной деятельности пред­полагает прежде всего сдвиг мотива на цель трудовой деятельно­сти (по А. Н. Леонтьеву), в результате чего работник находит «свой» предмет деятельности. Важным для формирования профессиональ­ной мотивации является «принятие» человеком профессии и на­хождение личностного смысла деятельности. В результате форми­рования профессиональной мотивации образуется целостное по­ведение работника.

Формирование цели профессиональной деятельности предпола­гает выделение и учет следующих моментов. Центральным момен­том деятельности выступает ее цель (человеческая деятельность — это целесообразная деятельность, цель сознательно выбирается человеком, в отличие, например, от деятельности животных). Сама цель рассматривается как идеальный образ результата; уровень достижения, к которому надо стремиться. Также цель профессиональной деятельности выступает как образ результата; производственная задача, заданная в определенных условиях. Основные этапы формирования цели: выделяется поле допустимых результатов, уточняется конкретная цель (как наиболее оптимальная). Формирование представления о программе деятельности пред-гает: 1) формирование представления о компонентах (о структурной деятельности; 2) формирование представления о способах выполнения деятельности; 3) формирование представления о программе деятельности (как последовательности адекватных действий и способов). Формирование информационной основы деятельности (ИОД) предполагает выделение и рассмотрение следующих моментов. формирования ИОД включают: сенсорно-перцептивный (восприятие информации); когнитивный уровень (оценка значимости информации); образно-оперативный уровень (переработка информации и построение информационных образов).

Особенности формирования ИОД; информация часто меняющаяся требует гибкости ИОД; многоплановость информации вызывает необходимость быстрого переключения с одного вида инф-ии на другой. В целом формирование ИОД предполагает: формирование ИОД в материальном плане (способность воспринимать и обрабатывать реальные сигналы, несущие информацию) формирование ИОД в идеальном плане (способность строить информационные образы и значения по получаемым сигналам). Формирование блока принятия решений основано на учете следующеro. Само решение рассматривается как выбор одной альтер. из нескольких. Общая схема принятия решений: а) осознаниe проблемы; б) разрешение проблемы; при этом формирование блока принятия решения предполагает: освоение (выработки решаающего правила, способа решения; формирование критерия достижения цели и предпочтительности выбора способа решения; в) проверка решения; г) коррекция выбора (там, где это возможно). Выделяются два основных типа решений: детерминированные (основанные на строгой логике); вероятностные (ос-ные на просчете наиболее благоприятной вероятности достижения цели). Формирование подсистемы профессионально важных качеств исходит из следующих посылок: 1) у человека уже есть оделенные качества, и при освоении профессий происходит перестройка в соответствии с особенностями данной профессиональной деятельности; 2) общая логика такой перестройки деятель-сти: а) перенастройка качеств в соответствии с профес-нальной деятельностью; б) появление и развитие новых качеств и способностей; в) формирование индивидуального стиля деятельности, что как бы «венчает» развитие профессионала. В. С. Мерлин выделил три основных аспекта в формировании ин­дивидуального стиля деятельности: 1) формирование «симптомокомплексов», характеризующих от­дельные свойства личности. 2) изменение интенсивности и частоты проявления индивиду­альных свойств по мере их развития. 3) возникновение новых связей между индивидуальными свой­ствами, например возникновение в юношеском возрасте связей между учебными и профессиональными интересами, интеллекту­альными свойствами и отношениями личности.

В. С. Мерлин отмечал, что стиль отражает «взаимоотношения объективных требований деятельности и свойств личности. В зави­симости от различных объективных требований деятельности одни и те же свойства личности выражаются в разных стилях... ИДС следует понимать не как набор от­дельных свойств, а как целесообразную систему взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определенный ре­зультат. Отдельные действия образуют целостную систему именно благодаря целесообразному характеру их связи» При этом формирование психологической структуры профес­сиональной деятельности предполагает, что освоение профессии рассматривается как процесс «распредмечивания, индивидуализации нормативно-заданного (одобряемого) способа деятельности » (это также связано с формированием индивидуального способа дея­тельности). Основные этапы освоения профессии: I) когнитив­ный (познание, освоение нормативно-заданного способа деятель­ности); 2) практический этап как центральный момент формиро­вания психологической структуры деятельности, при этом снача­ла осваиваются отдельные действия, а затем — деятельность в целом.. Обобщенную схему освоения профессиональной деятельности можно представить так:: 1. Освоение нормативно-одобряемой, изначально заданной, «правильной» деятельности (образ всей нормативно-заданной де­ятельности — это фактически формирование нормативной ори­ентировочной основы действия — ООД). Здесь выделяются следу­ющие основные подэтапы:: построение образа целостной деятельности (как обобщенная ориентировка в данной деятельности); освоение отдельных действий; освоение множества действий и деятельности в целом. 2. Освоение деятельности по-новому образцу (т. е. формирование индивидуального стиля деятельности). Подэтапы данного этапа: освоение отдельных действий на основании новых, собственных представлений работника; освоение новой деятельности в целом — на основе уже освоенного нормативно-одобряемого образца (как индивидуально приспособленной к себе в результате постепенного формирования ИДС). При этом можно говорить о «парадоксе» освоения профессио-й деятельности в ходе формирования ИДС. Полноценное освоение данной профессии достигается лишь тогда, когда субъект начинает выполнять ее не только так, как «положено» (по нормативно-заданным образцам), а привносит в деятельность свои собственные, творческие элементы (через выработку ИДС). Полноценное профессиональное творчество возможно лишь при освоенной нормативно-заданной деятельности (кот. позволяет выполнять задания в случае неудач при творческом экспериментировании).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: