Древнегреческая риторика

1.1 Софисты - учителя риторики

Родиной красноречия считается Древняя Греция, хотя ораторское искусство знали в Египте, Вавилоне, Ассирии, Индии. В античности живое слово имело очень большое значение: владение им было важнейшим способом достижения авторитета в обществе и успеха в политической деятельности. Древние греки высоко ценили «дар витийства». Они с благоговением слушали «сладкоречивого» пилосского царя Нестора и восхищались Одиссеем: «Речи, как снежная вьюга, из уст у него устремлялись» Долгое время ораторское искусство существовало лишь в устной форме. Образцы речей, даже самых лучших, не записывались. Только софисты, «наставники мудрости», во второй половине 5 в. до н. э. ввели письменную фиксацию речей. Софисты разъезжали по городам и за плату обучали искусству спорить и «слабейший аргумент делать сильнейшим». Они считали своей задачей научить учеников «хорошо и убедительно говорить» по вопросам политики и, морали, для чего заставляли их заучивать наизусть целые речи как образцы для подражания. Главное место в софистике занимала теория убеждения, Термин «софизм» был порожден приемами доказательств, применявшимися софистами; используется он и в наши дни для определения положения, доказательства, правильного по форме, но ложного по существу. Параллельно с практическим красноречием софисты начали развивать и теорию ораторского искусства — риторику Открытие первых риторических школ, создание первых учебников по риторике традиция связывает с именами софистов Корака и его ученика Тисия из Сиракуз (V в. до н. э.). Получил признание и внес свой вклад в теорию красноречия софист Горгий из Леонтины (485—380 гг. до н. э.). Главное внимание Горгий уделял вопросам стиля. Для усиления психологического влияния речи он применял стилистические средства украшения, известные под названием «горгианские фигуры». Среди них такие, как антитеза (резко выраженное противопоставление понятий), оксюморон (сочетание противоположных по смыслу понятий), членение предложений на симметричные части, рифмованные концовки, аллитерация (игра согласными звуками), ассонансы (повторение в целях благозвучия и выразительности сходных гласных звуков). Современники Горгия — софисты Фразимах, Протагор и другие — продолжали развивать и обогащать теорию красноречия. Благодаря трудам софистов риторика получила большое признание и вошла в круг наук, обязательных для граждан.

1.2 Сократ и Платон – создатели теории «подлинного красноречия»

Риторике софистов, которую Платон не считает наукой, он противопоставляет подлинное красноречие, основанное на знании истины, а поэтому доступное только философу. Эта теория красноречия изложена в диалоге «Федр», в котором представлена беседа философа Сократа с юношей Федром. Суть теории в следующем: «Прежде чем начать речь о каком-либо предмете, надо четко определить данный предмет» Далее, по мысли Сократа, необходимо познание истины, т. е. сущности предмета: «Прежде всего надо познать истину относительно любой вещи, о которой говоришь или пишешь; суметь определить все соответственно с этой истиной; подлинного искусства речи нельзя достичь без познания истины»; «кто не знает истины, а гоняется за мнениями, у того искусство речи будет, видимо, смешным и неискусным». Ясно и четко говорится в диалоге о построении речи. На первом месте, в начале речи, должно быть вступление, на втором месте — изложение, на третьем — доказательства, на четвертом — правдоподобные выводы. Возможны еще подтверждение и добавочное подтверждение, опровержение и добавочное опровержение, побочное объяснение и косвенная похвала. Ценное в теории красноречия Платона — идея воздействия речи на душу. По его мнению, оратору «необходимо знать, сколько видов имеет душа», поэтому «слушатели бывают такими-то и такими-то». И какая речь, каким образом воздействует на душу. Итак, по мнению Платона, подлинное красноречие основано на знании истины. Познав сущность вещей, человек приходит к правильному о них мнению, а познав природу людских душ, имеет возможность внушить свое мнение слушателям.

1.3 Аристотель и его риторика

Достижения греческого ораторского искусства были обобщены и возведены в правила энциклопедистом античности Аристотелем (384—322 гг. до н. э.). Это он сделал в своей «Риторике», состоящей из трех книг. В первой книге рассматривается место риторики среди других наук, обозреваются три вида речей: совещательные, эпидеиктические, судебные. Цель этих речей — благо, категориями которого являются добродетель, счастье, красота и здоровье, удовольствие, богатство и дружба, честь и слава, умение хорошо говорить и действовать, природные дарования, науки, знания и искусства, жизнь, справедливость. Назначение речей судебных — обвинять или оправдывать, они связаны с анализом мотивов и поступков человека. В основе эпидейктических речей — понятия прекрасного и постыдного, добродетели и порока; их цель — восхвалять или порицать. Вторая книга рассказывает о страстях, нравах и общих способах доказательства. Оратор, по Аристотелю, должен эмоционально воздействовать на слушателей, выражать речью гнев, пренебрежение, милость, вражду к ненависти, страх и смелость, стыд, благодеяние, сострадание, негодование. Третья книга посвящена проблемам стиля и построения речи. Учение Аристотеля о стиле — это учение о способах выражения мысли, о составлении речи. Он требовал от стиля, прежде всего принципиальной и глубочайшей ясности: «Достоинство стиля заключается в ясности, доказательством этого служит то, что раз речь не ясна, она не достигнет своей цели». Построение речи, по Аристотелю, должно соответствовать стилю, должно быть ясным, простым, всем понятным. Обязательными структурными частями речи он называл: предисловие, обвинение и способы его опровержения, рассказ-изложение фактов, доказательства, заключение. Труды Аристотеля по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории красноречия. Риторика Аристотеля затрагивает не только область ораторского искусства, она посвящена искусству убедительной речи и останавливается на способах воздействия на человека с помощью речи.

Другие ораторы:

Исокра́т (греч. Ίσοκράτης, 436 до н. э. — 338 до н. э.) — знаменитый афинский ритор, сын Феодора, ученик Горгия и других софистов.

Из 28 его речей дошло до нас 21, а также 9 писем к нескольким историческим личностям: македонскому царю Филиппу, тирану Дионисию и т. п. Судебные речи, числом 6 (XVI—XXI), относятся к первой поре деятельности Исократа (402—390) и составлены для произнесения на суде одной из сторон, если только это не школьные образцы, сочиненные учителем в руководство ученикам по поводу действительных или даже вымышленных процессов: по крайней мере, Исократ в более поздние годы настойчиво отвергал всякую прикосновенность свою к судебному красноречию и о составителях подобных речей говорил с явным пренебрежением (XV, §§ 24-41). Изобилуя общими местами и софистическими измышлениями, не выдаваясь в стилистическом отношении, судебные речи Исократа содержат в себе некоторые бытовые черты и намеки на исторические события, особенно на тиранию тридцати и следовавшие за падением её перемены.

Исократ был ритор, бедный оригинальными идеями, мечтатель без точных сведений о положении вещей. Несравненный мастер формы, он был лишен энергии, энтузиазма и творчества мысли. Историческая роль его сводится, помимо выработки общеэллинского литературного языка, к распространению раньше приобретенных понятий, гуманных и цивилизующих, далеко за пределы Афин; многочисленные ученики и читатели Исократа тем легче усваивали эти понятия, чем меньше изложение их носило на себе печать сильной, оригинальной личности.

Демосфе́н (греч. Δημοσθένης, 384 г. до н. э., Афины — 322 г. до н. э.) — один из знаменитейших ораторов древнего мира.

Речи Демосфена называют «зеркалом характера». Он не был ритором, не любил придуманных украшений, но действовал на слушателей силой убеждения, логикой, строгим развитием мысли, кстати употребляя доводы и примеры. В приготовлении к речам проводил он нередко целые ночи. Язык его величествен, но прост, серьёзен и приятен, сжат, но вместе с тем удивительно плавен. Он достигал успеха не стремлением к эффектам, но нравственной силой, благородством мысли, любовью к родине, её чести, её славе и её прошлому. Обличительные речи Демосфена были едкими и желчными, за что, по сообщению Плутарха, современники прозвали оратора аргом (др.-греч. ἀργῆς, «змея»). Число речей Демосфена, известных в древности, было 65. Из них сохранилась 61, но в том числе несколько, принадлежность которых Демосфену сомнительна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: