Методические рекомендации магистрантам по изучению дисциплины

«Философские и психологические проблемы творчества»

Курс «Философские и психологические проблемы творчества» для магистрантов предусматривает лекции, семинары и самостоятельную работу. По дисциплине предполагается модульное построение курса и вариативность изложения содержания дисциплины с возможностями выбора магистрантом индивидуальной траектории обучения. В рамках этого выбора магистрант получает от преподавателя дополнительные задания, учитывающие индивидуальный уровень подготовки.

В соответствии с современными научно-педагогическими требованиями преподавание строится с максимальной опорой на самостоятельную работу студента. В этой работе, если вы внимательны к своим способностям, никогда не следует спешить: «многознание уму не научает» (Гераклит). А одной из задач изучения философии и психологии творчества является научить отличать истину от заблуждения. Это есть абсолютно необходимая способность для каждого человека. Поэтому требуется пройти путь теоретического анализа становления и развития философской проблематики и сквозь него увидеть творчество как атрибутивный момент человеческой деятельности, всегда актуализирующий проблемность человеческого бытия. Освоение этого пути, в конечном счете, должно обернуться навыком теоретического движения в любом научном материале.

Целью изучения любого учебного курса является понятие (понимание) соответствующего предмета. Понятие есть свернутая теория, теория же, наоборот, есть развернутое понятие (В.Библер). Чтобы развернуть понятие, т.е. выстроить во внутренней необходимой последовательности содержание предмета, необходима способность умно ставить вопросы.

Всякое высказываемое положение разворачивается умом в бесконечную цепочку причин и в столь же бесконечную цепь следствий. Но причины и следствия разворачиваются в такую бесконечность только потому, что содержат в себе вопросы, т.е. неразрешенные противоречия – и их-то мыслящий ум и должен увидеть. Увидеть не глазами – умом! Опыт ума отрабатывается здесь – в способности обнаруживать в тождестве противоречия (если хотите, это можно назвать анализом). И максимально заострять их – чтобы отчетливее увидеть способ их разрешения. То есть способ синтеза противоположных сторон противоречия. Как в решении математического уравнения, где должны быть выяснены условия равенства неравных величин.

Проблемы и выражающие их вопросы всегда и ведут мысль. И глубина этой мысли, и доказательность ее зависят от глубины самой проблемы. Вопрос есть как бы незавершенная форма суждения. А суждение – это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо в предмете, который мыслится. Человек, задающий вопрос, не обладает достаточным знанием, чтобы полностью определиться с предметом мышления. Поэтому любому суждению предшествует вопрос, любое суждение есть ответ на некоторый вопрос.

Всякий вопрос включает в себя некоторое знание, которое называется предпосылкой вопроса, и, во-вторых, - указание на недостаточность этого знания и необходимость его уточнения, дополнения или углубления.

Но есть вопросы, на которые истинные ответы получить принципиально нельзя. Это случается тогда, когда предпосылки вопроса сами не являются истинными. К такого рода вопросам относятся вопросы софистические и провокационные. Поэтому вопросы делят на логически корректные, т.е. правильно поставленные, иначе говоря, предпосылки которых являются истинными суждениями, и логически некорректные (или неправильно поставленные), предпосылки которых суть ложные или неопределенные суждения.

Корректность в постановке вопроса связана с удержанием полноты смыслового содержания всех входящих в вопрос понятий. Этой же определенностью и полнотой смыслового содержания определяется краткость и ясность формулировки вопроса. Если тот, к кому обращен вопрос, этой полнотой не обладает, ему при любой корректности постановки вопроса вопрос будет непонятен. Разъяснение вопроса идет по линии углубления в предпосылки вопроса, с одной стороны, а с другой – по линии прояснения каждого из входящих в вопрос понятий. Это движение должно осуществляться тоже в форме вопросов, так что возникает погружение все в более и более глубокие основания, пока процесс не выйдет на основания предельные, то бишь философские, они же логические.

«Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмысленен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для вопрошающего он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето» (Кант. Критика чистого разума. М., 1994. С. 74).

Вот почему умное вхождение в предмет должно начинаться с начала, с основного вопроса.

Но к этому вопросу, к этому началу, еще надо прийти. С тем, чтобы из этого начала, из этого основного вопроса, из этого исходного противоречия строго – в рамках необходимости и всеобщности – вывести все определения постигаемого предмета в их внутренней связанности.

Вот этот поиск и должен осуществиться при чтении той литературы, которая предлагается для изучения. Изучение – это соразмышление с автором о тех предметах, которые в этих текстах обсуждаются. Обсуждаются, т.е. автор в той или иной форме высказывает о них суждения, связывает эти суждения в единое целое, т.е. выстраивает теорию этого предмета, иначе говоря, строит его понятие. Которое и есть понимание. А способ такого движения в предмете и есть понимающая способность.

Тестовые вопросы по курсу, которые будут предложены вам, не предполагают готовых ответов, тем более они не содержат выбора из предложенных. Ибо за тестом, предполагающим выбор из набора предложенных ответов, лежит весьма неопределенная способность, имеющая очень сомнительное отношение к способности знать и к способности теоретически мыслить. Эта неопределенность находится в диапазоне от случайности (типа игры в кости) через интуитивное угадывание до отчетливо знающего выбора. Поэтому столь же неопределенными оказываются и результаты тестирования.

В противоположность этому вам предлагаются формирующие тесты, результаты которых позволяют и вам, и преподавателю увидеть приращение в развитии теоретической способности как таковой. Чтобы выстроить свой ответ на предложенный вопрос, вам необходимо войти во внутреннее содержание входящих в вопрос понятий. И дело здесь не сводится к формальному определению их. Задача заключается в необходимости развернуть внутреннюю логику каждого понятия и – насколько хватает знаний и способностей – на их основе понять ту проблемность, которая лежит за вопросом, иначе говоря, представляет предпосылку этого вопроса.

Дальнейшее ваше действие должно заключаться в выстраивании логики (метода, способа), которая могла бы привести к разрешению вопроса.

Могла бы – это значит, что она не обязательно приведет к нему. Наоборот, может породить целый спектр других вопросов – как связанных с содержанием исходных понятий вопроса, так и сугубо логико-методологических.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: