Опора на положительное

Тре­бования принципа опоры на положительное в воспитании просты: педагоги обязаны выяв­лять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сфор­мирован­ные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармони­че­ского сочетания.

Философская основа этого принципа — известное фило­софское поло­жение о «противоречиво­сти» человеческой при­роды. В человеке положи­тельные качества (любовь к живот­ным, природная доб­рота, отзывчивость, щедрость и др.) могут легко уживаться и мирно сосуществовать с отрица­тельными (не­умением держать слово, лживостью, ленью и т. п.). Сплошь «отрицательных», как и стопроцентно «по­ложительных» людей не бывает. Добиваться, чтобы в человеке стало больше поло­жительного и меньше отри­цательного, — задача воспитания, направленного на облагораживание лич­ности.

Чтобы деятельность воспитателя была успешной, приноси­ла быстрые и положительные резуль­таты, нужно соблюдать правила реализации прин­ципа.

В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспи­тателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотруд­ничество, терпение и заинтересо­ванное участие вос­питателя в судьбе воспи­танника дают поло­жительные результаты.

Недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостат­ках в поведении школьни­ков. Мастера воспитания действуют как раз наобо­рот — выявляют и поддерживают положительное. Конечно, отрицательные качества надо осуж­дать и исправлять. Но главное все же — это формирова­ние положительных черт, которые прежде других надо выявлять и развивать.

Педагогически всегда выгоднее опираться на положительные интересы воспитанников (познава­тельные, эстетические, любовь к природе, животным и т. д.), при помощи которых возможно решать многие задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания. Принцип опоры на положительное связан с выбором ведущего звена в воспитательном процессе. Найти это звено в каждом конкретном случае — задача воспитателя.

Опора на положительное имеет еще один аспект, который можно обо­значить как создание поло­жительного воспитатель­ного фона. Сюда отно­сится и жизнедеятельность воспитанни­ков, и стиль вос­питательных отноше­ний.

Воспитанники, которым часто напоминают об их недостат­ках, начи­нают терять веру в себя, свои силы и возможности. Опытные воспитатели не скупятся на комплименты, щедро авансируют будущие положительные сдвиги. Они проектиру­ют хорошее поведение, внушают уверенность в ус­пешном дос­тижении высоких результатов, оказывают доверие вос­питанни­кам, ободряют их при неудачах.




double arrow
Сейчас читают про: