Общественная направленность воспитания

В различные времена содержание этого принципа менялось, приобретая то большую обществен­ную, то государственную, то личностную направлен­ность. В отечественной педагогике он также неод­нократно изменялся. От общего принципиаль­ного положения — воспитание должно готовить чело­века к активной общественной и счастливой личной жизни — сохра­нилось мало. Опираясь на этот принцип, большинство воспи­тательных систем ус­пешно проводят в жизнь идеологические установки, политиче­ские доктрины. Воспитание ориентирова­но на поддержку и упрочение государственного строя, его ин­ститутов, органов власти, формирование гражданских и соци­альных качеств на основе принятых и дей­ствующих в государ­стве идеологии, конституции, законов. Этот принцип требует подчинения всей дея­тельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с го­сударственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитате­лей на формирование социально необходи­мого типа личности. Если го­сударственные и общественные инте­ресы при этом совпадают, а также со­гласуются с личными интересами граж­дан, то тре­бования принципа естественно вписываются в струк­туру целей и задач воспитания. При рассогласовании целей государства, общества и лич­ности реализа­ция принципа затрудняется, ста­новится невозможной. У воспи­тателя недостает конкретного фактиче­ского материала для полноценного воспитания. Шко­ла — не госучреждение, а социальный институт, общест­венно-государственная система, призванная удовлетворять образова­тельные запросы государ­ства в той же мере, как общества и личности. Нарушение этого взаимодействия приводит к за­стою школы.

Реализуя принцип общественной направленности воспитания, важно добиваться практически-мо­тивированного взаимодействия с воспитанни­ками.

В процессе выработки социальных качеств необходимо сочетать орга­низацию разнообразной об­щественнополезной деятельности с целенаправ­ленным формированием сознания воспитанников по­средством слова, нравст­венного просвеще­ния. Словесное воздействие обязательно должно подкреп­ляться полезными практическими делами, положительным социальным опы­том в общении и совмест­ной деятельности с другими людьми.

Один из эффективных путей реализации принципа — вве­дение специ­альных школьных предме­тов и наполнение соот­ветствующим содержанием других школьных дисциплин.

Школа жизни — лучшая школа воспитания. Поэтому прин­цип связи воспитания с жизнью стал одним из основополага­ющих, в подавляющем большинстве воспитательных систем. Он требует от вос­питателей активной деятельности в двух главных направлениях: 1) широкого и оперативного озна­ком­ления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; 2) привлечения воспитанников к реаль­ным жизненным отношениям, различ­ным видам общественно по­лезной дея­тельности.

Подростки активно стремятся к взрослости, сама природа дает воспи­тателям возможность дос­тичь необходимого педа­гогического эффекта. Чем меньше возраст ребенка, тем больше возможностей фор­мировать его соци­альные чувства и стойкие привычки поведения; пластичность его нервной сис­темы по­зволяет достигать высоких результатов при решении всех вос­пи­тательных задач. И. П. Павлов указы­вал, что жизнедеятель­ность человече­ского организма обусловлена влиянием ок­ружающей среды, усло­виями его существования. Это влияние он назвал «жизненным воспитанием». Такое воспитание — «школу жизни» — проходят все подрастающие поколения. В результате у них накапливается опыт по­ведения, вырабаты­ваются навыки, необходимые для включения в общественную жизнь.

Правильная реализация принципа связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обес­пе­чить:

— понимание учащимися роли труда в жизни общества и каждого че­ловека, значения экономи­че­ской базы общес­тва для удовлетворения расту­щих запросов его граждан;

— уважение к людям труда, создающим материальные и духовные ценности;

— развитие способности много и успешно трудиться, жела­ния добро­совестно и творчески рабо­тать на пользу об­щества и свою собственную пользу;

— понимание общих основ современного производства, стремление расширять политехнический кругозор, овла­девать общей культурой и осно­вами научной организа­ции труда;

— сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельно­сти, выбор профессии в со­ответствии с задача­ми общества и хозяйственными потребностями;

— бережное отношение к общественному достоянию и при­родным бо­гатствам, стремление при­умножать своим тру­дом общественную собствен­ность;

— нетерпимое отношение к проявлениям бесхозяйствен­ности, безот­ветственности, нарушениям трудовой дис­циплины, иждивенчеству, лодыр­ничеству, тунеядству, расхищению общественной собст­венности и варвар­ско­му отношению к природным богатствам.

Принцип связи воспитания с жизнью, трудом осуществля­ется при со­блюдении правил, раскры­вающих отдельные сто­роны проявления этого принципа:

1. Следует преодолевать абстрактность и догматизм в соци­альном и трудовом воспитании школь­ников, привлекать их к конкретной и посильной деятельности. Нужно иметь прог­рамму осущест­вления требований принципа на уроках и во внеклассной воспитательной работе, соблюдать постепен­ность в его реализации.

2. Воспитатель, согласуя свои действия с семьей, объясняет каждому воспитаннику, что его глав­ный вклад в обществен­ное производство — учеб­ный труд, помощь дома и в школе.

Не надо препятствовать желанию подростков и юношей объединяться в производственные коо­пе­ративы, хозрасчетные бригады, подрабатывать во время каникул.

3. Дети обычно стремятся к деятельности; пассивность, инертность, безделье чужды природе ре­бенка. Воспитатель, не учитывающий это, нару­шает и сдерживает процесс социализа­ции личности.

4. Реализация принципа требует широкого использования на уроках и во внеклассной воспита­тельной работе местного краеведческого материала.

5. Участвуя наравне со взрослыми в решении жизненно важных вопро­сов, школьники приуча­ются нести ответствен­ность за принятые решения, у них быстрее и успешнее форми­руются граждан­ские ка­чества.

6. Успешно осуществлять принцип связи воспитания с жизнью немыс­лимо без постоянного пе­ре­смотра и обновле­ния содержания, организации и методики воспитания в соот­ветствии с преобразова­ниями в социальной сфере и хозяйстве страны.

7. Воспитательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы ребята чувствовали, что их труд нужен людям, обществу, чтобы он приносил удовлетворение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: