Принципы воспитания, их характеристика

Принципы воспитательного процесса (принципы воспита­ния) — это общие исходные положе­ния, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного про­цесса.

Они отра­жают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов пе­дагогиче­ского процесса, рассмотренных нами выше, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспита­тельных задач. Охарактеризуем требования, предъявляемые к этим принципам.

1. Обязательность. Принципы воспитания требуют обязательного и полного во­площения в прак­тику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требо­ваний не просто сни­жают эффективность воспитательного процесса, но под­рывают его основы.

2. Комплексность. Принципы несут в себе требование ком­плексности, предполагающее их одно­временное, а не пооче­редное, изолированное при­менение на всех этапах воспита­тельного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.

3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фун­даменталь­ные положения равнозначны, среди них нет глав­ных и второстепенных, та­ких, что требуют реализации в пер­вую очередь, и таких, осуществление ко­торых можно отло­жить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предот­вращает возможные нарушения течения воспитатель­ного процесса.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естест­венно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами прин­ципы не могут оставаться в них неизменными. Современная отечественная система воспи­тания руководствуется следующими принципами:

— общественная направленность воспитания;

— связь воспитания с жизнью, трудом;

— опора на положительное в воспитании;

— гуманизация воспитания;

— личностный подход;

— единство воспитательных воздействий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: