Общие закономерности процесса воспитания

Закономерности и принципы воспитания в современной педагогике

Закономерности- устойчивые,повторяющиеся связи между компонентами воспитательного процесса, от которых зависит его результат.

Сфера действия общих закономерностей распространяется на всю сис­тему процесса воспитания. Общие закономерности выражают связи между важнейшими, наиболее крупными компонентами данного процесса. Законо­мерности, которые определяют связи в отдельных компонентах системы, на­зываются частными (конкретными). Воспитательный процесс как часть более общего педагогического процесса под­чиняется закономерностям данного процесса. Кроме того, в нем проявляются и связи, характерные для еще больших сис­тем — развития и формирования.

Для практики воспитания важнее всего связать закономер­ными отно­шениями эффективность (продуктивность) воспи­тательного процесса с теми его компонентами, которые оказывают наибольшее влияние на качество вос­питания. Эф­фективность воспитания зависит:

1. От сложившихся воспитательных отношений. Воздейст­вие на лич­ность осуществляется через ее отношение ко всему окружающему, в том числе и к педагогическим влияниям. В ходе воспитательного процесса по­степенно формируются взгляды воспитанников, их жизненная позиция, мо­тивы пове­дения — весь тот комплекс причин и условий, который и называ­ется отношением к воспитанию.

2. От соответствия цели и организации действий, помогаю­щих эту цель достигнуть. Понятие «организация» включает в себя всю совокупность воз­действий, отношений, условий, форм и методов работы. В воспитательном процессе организуются. Также специальные воздействия, нейтрализующие, а часто и пресекающие негативное поведение воспитанников. Если организа­ция не соответствует цели, воспитательный процесс не достигает успеха. И наоборот, чем целесообразнее органи­зация, чем лучше применяемые формы, средства и методу соответствуют поставленным задачам, тем выше эффек­тивность воспитательного процесса.

3. От соответствия социальной практики и характера (на­правленности, содержания) воспитательного влияния на вос­питанников. Воспитательный процесс сопровождается тем, что человек мыслит и действует, получает зна­ния и приобретает практический опыт, усваивает нормы и правила социаль­ного поведения и тут же проверяет их на практике.

4. От совокупного действия объективных и субъективных факторов. К субъективным факторам, как известно, относят­ся: воспитатели и воспитан­ники, взаимодействие между ними, сложившиеся отношения, психологиче­ский климат и др. Объ­ективные факторы выражаются через условия воспи­тания (материально-технические, социальные, санитарно-гигиенические и др.).

5. От интенсивности воспитания и самовоспитания. Само­воспитание — это деятельность человека, направленная на совершенствование своей лично­сти. В процессе самовоспита­ния личность выступает как субъект воспита­тельного процесса. Самовоспитание непосредственно зависит от содержания жизни школьников, их интересов, отношений, характерных для того или иного возраста. Самовоспитание сопутствует воспитанию и в то, же время становится его результатом.

6. От активности его участников в педагогическом взаимо­действии. Содержание этой закономерности уже частично раскрывалось выше при ана­лизе педагогического взаимодей­ствия.

7. Эффективность воспитания зависит от эффективности сопутствую­щих ему процессов — развития и обучения. Раз­витие личности выражается в качественном изменении психо­логической деятельности человека, в форми­ровании у него новых качеств, черт характера (Н. И. Болдырев). Из общей теории управления известно, что если два процесса осуще­ствляются в нераз­рывном единстве, то снижение или повыше­ние эффективности одного из них немедленно сказывается на втором. Воспитание улучшает развитие, развитие проклады­вает путь более успешному воспитанию. Если эти связи наруша­ются, то возникают серьезные затруднения, которые самым неблагоприят­ным образом отражаются и на развитии, и на обучении, и на воспитании личности.

8. Эффективность воспитания зависит от качества воспита­тельного воздействия. Педагогическое воздействие воспитате­лей на воспитанников предполагает целеустремленную организацию их деятельности, общения, систематического и планомерного развития интеллектуальной, эмоциональ­ной и волевой сфер в соответствии с поставленной целью. При всем том, что социальные роли участников воспитательного Процесса не равнозначны, воспитанник взаимодействует с вос­питателем сознательно, что и придает воспитательным отношениям субъектно-объектный характер.

9. Эффективность воспитания зависит от интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанника (Г. И.Щу­кина). Понятием «внутренняя сфера» обозначается система мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта, личности, рас­сматриваемая как целостное образование. Влияние окружения, преломляясь через опыт, через потребности самой личности, становится ее приобретением. Именно в воспитательном процессе внешние влияния транс­формируются во внутренние достижения школьника.

10. Эффективность воспитания зависит от сочетания педа­гогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов вос­питанников (Г.И.Щукина), в воспитательном процессе дает о себе знать за­кон неравномер­ности развития, рассмотренный нами выше. Практика показывает, что интеллектуальный потенциал воспитанника чаще всего не совпадает с вербальными речевыми или двига­тельными сенсомоторными па­раметрами развития. Вот почему мы и становимся свидетелями того, как ученик, легко и свободно оперирующий теоретическими познаниями, бывает неловок и неуклюж, выполняя элементарные практические действия, про­стейшие трудовые операции, физические упражнения, не ощущает красоты окружающего его мира.

11. От интенсивности и качества взаимоотношений (обще­ния) между самими воспитанниками. Взаимовоспитание влияет на становление личности именно потому, что воспитывают сверстники и друзья. В этом случае цели и содержание воспи­тания не только лучше понимаются, но и принимаются часто некритически и сразу. «С кем поведешься, от того и наберешься», — гласит народная мудрость, подтверждающая эту закономерность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: