Структурные элементы межличностного взаимодействия

Интерактивная сторона общения

Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы управлять.

И. Кант

Интерактивная сторона общения – это характеристика компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей и с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Интеракция - взаимодействие людей в процессе общения, организация совместной деятельности.

Структурные элементы межличностного взаимодействия

1. Социальная ситуация:

- деловые переговоры

- празднование дня рождения

- свадьба

- разговоры в очереди

- отдых в кругу семьи

2. Пространственное взаимодействие:

1) выбор позиции по отношению к другому;

Возможные позиции в общении:

Ø Пристройка к партнеру сверху. Тот, кто стремится доминировать, занимает или стремится занять позицию сверху.

Может выглядеть как:

- поучения, осуждения, советы, порицание, замечания, обращение на «ты», высокомерные или покровительствующие интонации, похлопывание по плечу, подача руки ладонью вниз, взгляды сверху вниз.

Ø Пристройка к партнеру снизу. Это позиция подчиненной стороны. Оказавшись в ней человек демонстрирует свою зависимость, требует защиты, лишен инициативы, власти.

Проявляется как:

- просьба, извинение, поиск самооправдания, виноватые или заискивающие интонации, наклоны корпуса, опускание головы.

Ø Отстраненная от партнера позиция .Игнорирование доводов, аргументов, чувств, настроения партнера по общению.

Ø Пристройка к партнеру наравне .Позиция равенства сторон.

Отражена:

- спокойный взгляд в глаза собеседника, открытое выражение чувств и желаний, обоснованные высказывания, готовность выслушать критические замечания в свой адрес с последующим их обсуждением.

2) четкое определение пространственных и временных границ ситуации взаимодействия, за пределами которых выбранная позиция становится неуместной;

Пространственные характеристики межличностного взаимодействия:

Ø обозначение индивидом территории, которую он считает своей:

- кабинет;

- рабочее место;

Ø использование или отказ от использования физических барьеров (как эквивалент психологических преград)

- стол, стул;

- скрещенные руки на груди;

- нога на ногу;

- паузы, остановки;

- перевод разговора на другие темы.

Ø дистанцию, оптимальную для достижения целей конкретного взаимодействия

Американский антрополог Эдвард Холл в результате экспериментов установил, что в зависимости от цели взаимодействия мы держимся на разном расстоянии друг от друга.

Он предложил выделять четыре зоны, характеризующих межличностную дистанцию:

1. интимная зона. от 15 до 45 см, взаимодействие в которой возможно только с близкими: любимыми, родителями, детьми, друзьями

2. личная зона. – от 46 до 1,22 м, расстояние, на котором мы держимся по отношению друг другу в повседневном общении.

3. зона социального общения.от1,22 до 3,60 расстояние, на котором мы общаемся с незнакомыми людьми или в ситуации делового взаимодействия.

4. публичная зона. – это общедоступная зона, которая определяется тем расстоянием, с которого нам приятно обращаться к большой группе людей.

В ходе общения для участников важно не только обмени­ваться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую стратегию.

Взаимодействуя с окружающи­ми по разным поводам, мы выбираем, как правило, стратегии по­ведения, соответствующие ситуации.

Американский социальный психолог Роберт Бейлз, занимающийся исследованием социальных отношений объединил различные образцы взаимодействия в целостную систему и получил основные стратегии поведения в процессе взаимодействия.

Основные стратегии поведения в процессе взаимодействия (Схема)

I. Если при взаимодействии с другими людьми человек ориен­тируется только на свои цели без учета целей партнеров по об­щению, то он вступает в противодействие или конкуренцию.

II. Компромисс реализуется в достижении целей партнеров ради условного равенства.

III. Сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребно­стей (кооперация).

IV. Уступчивость предполагает принесение в жертву собственных целей для достижения целей партнера (аль­труизм).

V. Избегание представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого (индиви­дуализм).

Роберт Бейлз считает, что любое взаимодействие может быть опи­сано с помощью четырех феноменов:

- позитивные эмоции,

- реше­ние проблем,

- постановка проблем,

- негативные эмоции.

В каждом из них он выделял три типа поведения (таблица).

Таблица Основные области взаимодействия и соответствующие поведенческие проявления

Области взаимодействия Основные поведенческие проявления
Позитивные эмоции Выражение солидарности. Снятие напряжения. Выражение согласия.
 
 
Решение проблем Предложения, указания. Выражение мнений. Выдача ориентаций.
 
 
Постановка проблем Просьба об информации. Просьба высказать мнение. Просьба об указаниях.
 
 
Негативные эмоции Выражение несогласия. Создание напряженности. Демонстрация антогонизма.
 
 

Несмотря на целостность, система не лишена недостатков, так как фиксирует лишь форму взаимодействия.

Ещё один подход к описанию взаимодействия представлен в трансактном анализе.

Теория трансактного анализа была разработана американским психотерапевтом Эриком Берном в 60 –х годах 20 века.

Понятие трансактный анализ означает анализ взаимодействий.

Центральным понятием этой теории является «трансакция»единица взаимодействия партнёров по общению, сопровождающаяся заданием их позиций.

Берн заметил, что мы в различных ситуациях занимаем различные позиции по отношению друг к другу.

При этом основными позициями являются три, которые условно были названы Берном: Родитель, Взрослый и Ребёнок (Дитя).

Поведенческие характеристики основных позиций:

Ø Ребёнокпроявляет чувства (обиды, страха, вины), подчиняется, шалит, проявляет беспомощьность, задаёт вопросы: «Почему?», «За что меня наказали?», извиняется в ответ на замечания.

Ø Родительтребует, оценивает (осуждает и одобряет), учит, руководит.

Ø Взрослыйработает с информацией, рассуждает, анализирует, уточняет ситуацию, разгованивает на равных, апеллирует к разуму и логике.

Итак, Позиция

Ø Ребёнка может быть определена как позиция «Хочу»;

Ø Позиция Родителя как – «Надо»;

Ø Позиция Взрослого – объединение «Хочу» и «Надо»!

Взаимодействие эффективно, если партнёр обращается к другому как Взрослый к Взрослому и тот отвечает с такой же позиции.

В других случаях взаимодействие может нарушиться и прекратиться.

Например: жена говорит мужу: «Я порезала палец» (обращение к Взрослому с позиции Взрослого).

Он может ответить:

Ø «Сейчас перевяжем» – это ответ Взрослого;

Ø «Вечно у тебя что-то случается» – это ответ с позиции Родителя;

Ø «Что же я теперь должен делать?» – ответ Ребёнка.

В двух последних случаях эффективность невелика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: