Особый вид монополии –международные монополии. Экономической основой возникновения и развития международных монополий является высокая степень обобществления капиталистического производства и интернационализация хозяйственной жизни. Существуют две разновидности международных монополий.
Первая – транснациональные монополии. Они национальны по капиталу и контролю, но международны по сфере своей деятельности. Например: американский концерн «Стандарт ойл оф Нью-Джерси», имеющие предприятия более чем в 40 странах, активы за рубежом составляют 56% общей их суммы, объем продаж 68%, прибыли 52%. Подавляющая часть производительных мощностей и сбытовых организаций швейцарского пищевого концерна «Нестле» размещена в других странах. Только 2-3% всего оборота приходится на Швейцарию.
Вторая разновидность – собственно международные монополии. Особенность международных трестов и концернов – международное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна. Например: англо-голландский химико-пищевой концерн «Юнилевер». Их число значительно не велико, поскольку объединение капитала разной национальной принадлежности сопряжено с большими сложностями: различие в законодательстве стран, двойное налогообложение, противодействие какого-либо правительства и т.д. Основные формы объединения: учреждение монополиями разных стран совместной компании в форме самостоятельно существующего треста или концерна; приобретение одной монополией доли контрольного пакета акций иностранной монополии; непосредственное слияние активов фирм разных стран (слияние де-юре); объединение компаний различных национальностей посредством «квазислияний». Последнее осуществляется путем обмена акциями между фирмами, сохраняющими юридическую независимость, либо посредством взаимного назначения администраторов, либо через коллективное владение акциями совместный компаний. Слияние такого типа – наиболее распространенная форма образования международных трестов и концернов. Они помогают разно-национальным фирмам, объединяющим оперативную деятельность, не только избежав двойного налогообложения, но и сохранить формальную самостоятельность, корпоративную структуру, индивидуальные особенности производства и сбыта, собственные торговые знаки, прежнее место расположения штаб-квартир материнских компаний и принадлежность к национальному законодательству своей страны.
Система государственного регулирования
естественных монополий в России
Товарные рынки, где присутствует лишь один хозяйствующий субъект-поставщик товаров (услуг), в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к естественным монополиям и подлежат государственному регулированию. Оно необходимо для защиты интересов потребителей товаров и услуг субъектов естественных монополий, а также для повышения экономической эффективности их деятельности. В настоящее время в нашей стране прослеживается тенденция усиления регулирующей функции государства в рассматриваемой сфере. Это породило ряд экономических и правовых проблем.
Мировая практика знает несколько подходов к их решению: 1) использование института государственной собственности в соответствующих сферах; 2) приватизация; 3) государственное регулирование. Федеральным Закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» основан на концепции государственного регулирования в интересах общества. Исходя из принципиальных положений этой экономической теории, базирующейся на необходимости обеспечить потребителей качественной продукцией в достаточном объеме и по доступным ценам, Закон о естественных монополиях предусматривает исчерпывающий перечень методов воздействия:
а) ценовое регулирование;
б) определение потребителем подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения.
Эти методы (каждый в отдельности или оба одновременно) применяются не автоматически, а в зависимости от конкретной ситуации на товарном рынке и на основании решений государственных органов регулирования.
Каковы же причины разработки Закона РФ «О естественных монополиях»?
Анализ дел, которые рассматривались в связи с нарушением антимонопольного законодательства, показывал, что 30-40, а то и все 50 процентов дел в разные периоды и в разных регионах приходилось именно на те субъекты, подразделения которых сейчас отнесены к сфере естественных монополий: транспорт, связь, энергетика.
Эти нарушения сводились к двум: злоупотребление своим монопольным положением в виде установления высоких цен на свою продукцию или услуги и нарушения, связанные с заключением и исполнением договоров. Есть много других вариантов нарушения антимонопольного законодательства, но значительная часть их приходилась именно на вышеназванные отрасли.
Начиная с 1992 года, когда произошла либерализация цен, в этом секторе цены стали расти быстрее, чем в других. Правительство озаботилось проблемой регулирования этих секторов и начало вводить такие меры, как ограничение уровня рентабельности, установление неких предельных цен, то есть меры государственного регулирования. Но в том виде, в каком это регулирование осуществлялось, как показала практика, оно было малоэффективным.
Что значит «установить предельный уровень рентабельности», что значит «предприятие не может получать более 25% прибыли от затрат»? Всё просто: предприятие, чтобы получить большую прибыль, будет увеличивать затраты. Так все и поступали, то есть включали в себестоимость продукции всё, что действующее законодательство позволяло и не позволяло, и уже к этому объему затрат добавляли 25%.
Это и стало причиной того, что Антимонопольным комитетом был разработан проект Федерального Закона "О естественных монополиях". Он достаточно тяжело проходил в Правительстве и Государственной Думе. Столкнулись интересы тех отраслей, которые, в соответствии с этим Законом, должны контролироваться и самим государством. И все-таки в результате сложных подготовительных работ в 1995 году ФЗ «О естественных монополиях» был принят.
Федеральным Законом монополия определена как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции. То есть это те сферы, где само государство признало, что конкуренция не может быть основной для развития этих секторов в силу технологических особенностей производства. И второе: межотраслевая конкуренция не может быть в той сфере, где нет товарозаменителей, а спрос неэластичен. Например, предприятию нужна электроэнергия, оно не может её заменить транспортными услугами или продуктами питания. Получить элек5троэнергию можно только у естественного монополиста.
К сфере естественных монополий отнесен достаточно узкий перечень видов деятельности. Здесь нужно избегать таких ошибок, как утверждение: «Газпром» – естественная монополия. Естественной монополией является только транспортировка газа по трубопроводам. Не является естественной монополией добыча газа, оптовая и розничная его реализация. Является естественной монополией не нефтяной комплекс, а только транспортировка нефти и нефтепродуктов по трубопроводам.
Созданы органы, которые контролируют монополии. Это, в частности, Федеральная Энергетическая Комиссия. За ней закреплено всё, что касается транспортировки нефти и газа. Федеральные службы в области связи и транспорта.
Методы регулирования естественных монополий установлены законом. Например, ценообразование. В статье 6 Закона написано, что для данного вида деятельности может быть установлена фиксированная цена либо предельный уровень цен. Сейчас в разных секторах это делается по-разному. По электроэнергии есть предельный уровень, в других отраслях устанавливают достаточно жесткие тарифы.
В соответствии с Законом эти нормы могут применяться к тем организациям, которые включены в реестры субъектов естественных монополий.
То есть, каждый из органов естественных монополий ведет реестр, включает в него те организации, которые действительно являются естественными монополиями в соответствии с тем определением, которое дано в Законе, и именно к ним он имеет право применять меры по контролю и регулированию. Положение о реестре утверждается Правительством, а сами реестры ведут эти органы.
Не решены еще некоторые вопросы естественных монополий. Например, очень сложно отделить конкурентный сектор от монопольного. Возьмем то же РАО “Газпром”. Там большой конкурентный сектор – добыча газа, реализация, ремонт, обслуживание, восстановление скважин, производство отдельных видов оборудования для добычи, транспортировки и реализации газа. Но внутри этой группы существует тот вид деятельности, который называется транспортировкой газа по газопроводу, а это – естественная монополия.
В средствах массовой информации было много выступлений о том, как поступать с “Газпромом”. Одна сторона считала, что нужно оставить всё как есть, что он со всем справится сам, другая говорила, что его необходимо организационно разделить, создать несколько юридических лиц, в том числе самостоятельную компанию, которая будет заниматься транспортировкой газа, и вот эту компанию контролировать со стороны государства. Но истина лежит уже где-то посередине. И это подтверждается теми указами Президента и решениями Правительства, которые сейчас приняты по регулированию естественных монополий. Это Указ Президента №426 от 28 апреля 1997 года “Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий”. Он представляет собой программу мер по реформированию естественных монополий до 2000 года. В нём четко расписано по секторам: электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный транспорт и связь.
Отдельные отрасли в этот Указ не попали. Например, такой монопольный вид деятельности, как транспортировка нефти; ничего не сказано и про аэропорты. Транспортировка нефти организационно отделена от добычи нефти и от её реализации, и поэтому контролировать эту сферу гораздо удобнее, чем в электроэнергетике или газовой промышленности.
После выхода Указа Президента Правительство Российской Федерации 7 августа 1997 года приняло постановление №987 “Об утверждении программы мер по структурной перестройке, приватизации и усилению контроля в сферах естественных монополий”. Оно утвердило программу мер по структурной перестройке, конкретизировало те положения, которые содержатся в Указе Президента.
Вторая, очень важная проблема. Каждая из сфер естественных монополий имеет сетевую природу, то есть определенный объект, которым кто-то со стороны пользуется. При транспортировке газа газодобывающая организация закачивает в газопровод свой газ, чтобы кто-то его получил за несколько тысяч километров. В электроэнергетике то же самое. В связи точно та же ситуация – есть те, кто закачивает в канал связи информацию, и те, кто эту информацию получает. Нефть и железные дороги – то же самое. Поэтому в этих секторах очень важная проблема так называемого не дискриминационного доступа к сети. Надо сделать так, чтобы связисты, газотранспортники и железнодорожники не говорили: “этот клиент наш, мы его обслуживаем в первую очередь, а ты – чужой, вставай в очередь и жди, когда у нас до тебя руки дойдут”. Это – самая главная задача. Как она сейчас решается? Если брать электроэнергетику, то решается она тем, что формируется федеральный оптовый рынок электрической энергии. В идеале очень хорошо, когда существует единый рынок за счет перетоков в рамках единой сети.
В отрасли электроэнергетики ФОРЭН – Федеральный оптовый рынок электроэнергии. Туда производители электроэнергии поставляют энергию по определенной цене, которая на этом рынке формируется. Потребители электроэнергии её покупают. Цена поставки происходит от нормальной биржевой котировки. Если брать транспортировку нефти и газа, то там ситуация решается путем создания социальных комиссий.
30 сентября 1997 года принято постановление Правительства РФ №1269 “О межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с доступом независимых организаций к газотранспортной системе РАО “Газпром” (в нефтяной отрасли такая комиссия работает уже давно). В состав комиссии входят представители Минтопэнерго РФ, Федеральной энергетической комиссии, Министерства экономики РФ и Антимонопольного комитета. Её задачи – на межведомственной основе рассматривать те спорные вопросы, которые возникают у независимых производителей газа.
Газ производит не только “Газпром”, и надо сделать так, чтобы любой производитель газа имел возможность пользоваться сетями, которыми владеет “Газпром”, на недискриминационной основе, по четко установленным и контролируемым тарифам, по единой процедуре доступа, потому что сеть имеет определенный ресурс, может, придется и в очереди постоять. Но чтобы производитель знал, когда его очередь подойдет, почему его поставили на это место, а не на четыре места вперед. Чтобы он узнал, почему ему отказали: потому что мало заплатил или потому что его газ не подходит для транспортировки по этому газопроводу своим качеством – не очищен, много примесей в нем. Вот для этого создается такая комиссия.
Любая организация может апеллировать к этой комиссии, а она принимает решение. Участие Федеральной Энергетической Комиссии в составе этой межведомственной комиссии говорит о том, что по отношению к “Газпрому” могут быть применены все те санкции, которые предусмотрены законом о естественных монополиях: его могут оштрафовать, наказать другим способом.
Третий вопрос, – какой уровень концентрации производства и капитала допустим. Это старый спор между сторонниками государственного вмешательства в экономику и сторонниками свободного рынка. В разных исторических условиях, в разных отраслях, с разными технологическими укладами, с разным состоянием на мировом рынке ответы могли быть прямо противоположными.
Позиция Антимонополистического комитета заключается в том, что концентрация сама по себе не может признаваться вредной или полезной. Она существует объективно. Если рынок формируется так, что на нем существует крупная компания, значит так должно быть. Если только в этих условиях можно обеспечивать нормальное экономическое развитие, нормальный технический и научный прогресс и нормальную международную конкуренцию, значит концентрация нужна.
К сожалению, вне регулирования рынка осталась одна очень важная сфера. Это - сфера естественных монополий, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством: водоснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, канализация, некоторые услуги связи и т.д.
Но Конституцией они отнесены к компетенции органов Федерации или местного самоуправления.