Природа компетентности

Поскольку компетентность – это выбор способа деятельности в конкретной ситуации, то условиями ее реализации будут [1]:

(1) Мобильность знаний (постоянное обновление знаний для успешного решения задач в данное время и в данных условиях).

(2) Гибкость метода (применение того или иного метода в зависимости от условий).

(3) Критичность мышления (творческое, нестандартное мышление).

Компетентность является сложным и многоуровневым образованием, поэтому очень сложно выделить единое основание для ее классификации.

Чаще всего проводится классификация по содержанию, в которой выделяются ключевые компетентности. К примеру, Т.В. Иванова выделяет 4 компетенции: социальную, коммуникативную, информационную, учебно-познавательную. Другое основание – по сферам проявления. Так разработчики «Стратегии модернизации содержания общего образования» указывают, что в структуре ключевых компетентностей должны быть представлены компетентности в сферах деятельности: самостоятельной познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, культурно–досуговой [7].

С.Е. Шишов приводит совокупность ключевых компетенций, сформулированных в рамках проекта «Среднее образование в Европе» [10]: изучать, искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

В основу Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) [8] также заложен компетентностный подход, который реализуется через три результата обучения: личностный, метапредметный и предметный (статья 8) (Приложение 1).

Список литературы:

1. Гаибова, В.Е., Чернявская, А.П. Определение общеучебных компетентностей старшеклассников // Ярославский педагогический вестник, 2006. - № 2 (47). - С.57-64.

2. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. UNESCO, 1996.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования// Высшее образование сегодня. – 2003.- N5. - С.34-42.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. // Вестник образования. – 2002. - №6.

5. Кучеряну, М.Г., Чернявская А.П. Особенности оценки профессиональной компетентности будущих педагогов в вузе за рубежом. // Психология обучения. – 2009. - №8. - С.5-21.

6. Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы/ Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2001.

7. Стратегия модернизации содержания общего образования. - М.: ООО «Мир книги», 2001.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897. [Электронный ресурс] - www.edu.ru.

9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования //Народное образование. - 2003. - №2.

10. Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - №2.- С.30-34.

11. Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход к образованию как необходимость // Лучшие страницы педагогической прессы.– 2002. - №3.

12. Шишов, С.Е., Кальней, В.А. Мониторинг качества образования в школе [Текст]. – М., 1998.

13. Чернявская, А.П., Гречин, Б.С. Современные средства оценивания результатов обучения: учебн.-метод. пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ. - 2008. – 98 с.


Приложения

Приложение 1

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.

8. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным, включающим:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,

-сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

-системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,

- социальные компетенции,

- правосознание,

- способность ставить цели и строить жизненные планы,

- способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим:

- освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),

- способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,

- самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,

- построение индивидуальной образовательной траектории;

предметным, включающим:

- освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области,

- виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,

- формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: