Характеристика образования в Украине

Правильный отбор содержания образования определяет качество обучения и его влияние на личность. В процессе усвоения содержа­ния образования осуществляется всестороннее развитие умственных и физических сил, формируется активная жизненная позиция, кото­рая помогает будущему специалисту освоить совокупность наук, тех­ники, искусства, культуры общественной жизни.

На разных этапах развития общества содержание образования качественно меняется в зависимости от разных факторов. Оно зави­сит от социально-экономических условий, уровня развития произ­водства, науки, техники и культуры, развития в стране образования и педагогической теории, от тех целей и актуальных задач, которые ставит общество перед учебно-воспитательными учреждениями раз­ного типа, а также от перспективы развития самого общества.

В 1991 году Украина стала независимым государством. Измене­ния в социально-экономическом развитии страны выдвинули новые требования и подходы к содержанию образования, которые нашли свое отражение в Государственной национальной программе ”Обра­зование (Украина XXI столетия), а именно: выработка государ­ственных стандартов и соответствующих систем знаний, умений и навыков, творческой деятельности и других качеств личности на раз­ных уровнях развития; выбор структур учебно-воспитательного ма­териала на основе дифференциации, интеграции, гуманитаризации, обеспечение альтернативных возможностей для получения образования в соответствии с индивидуальными особенностями; изучение украинского языка во всех учебно-воспитательных учреждениях; оп­тимальное сочетание гуманитарных и естественно-математических дисциплин, теории и практики.

В Законе Украины Об образовании от 23 марта 1996 года отме­чается, что система образования в нашей стране является основой интеллектуального, культурного, духовного, социального, экономического развития общества и государства. Она состоит из учрежде­ний образования, научно-методических и методических учреждений, научно-производственных предприятий, государственных и региональных (местных) органов, а также самоуправления в области обра­зования.

Главной целью образования является всестороннее развитие лич­ности как наивысшей ценности общества, развитие ее умственных и физических способностей, таланта, воспитание высоких нравст­венных качеств, формирование активного гражданина, способного к сознательному общественному выбору, и обогащение на этой основе интеллектуального и культурного потенциала народа, повышение его образовательного уровня, обеспечение народного хозяйства квали­фицированными кадрами.

Выделяют следую­щие принципы построения образования в Украине:

• научный и светский характер системы образования;

• доступность для каждого гражданина всех форм и типов образова­тельных услуг, предоставляемых государством;

• равенство условий каждого человека для полной реализации его способностей, таланта, всестороннего развития;

• гуманизм, демократизм, приоритетность общечеловеческих духов­ных ценностей;

• независимость образования от политических партий, обществен­ных и религиозных организаций;

• органическая связь с мировой и национальной культурой, традициями;

• взаимосвязь с образованием других стран;

• интеграция с наукой и производством;

• гибкость, прогностичность, единство и непрерывность, разнообразие образования;

• объединение государственного управления и самоуправления в обра­зовании;

• приоритетность бесплатного образования в Украине;

• обязательность полного общего среднего образования.

Требования, предъявляемые к содержанию образования

Содержание образования рассматривается как модель социального заказа, в соответствии с которым разработана следующая система научных требований к содержанию образования:

1. Содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания – формирование развитой, активной личности.

Из этого тре­бования следует, чтобы содержание образовательной ра­боты в учебном заведении обеспечивало умственное развитие учащих­ся, профессиональную и специальную подготовку, физическое, нравственное и эстетическое воспитание.

Эта задача мо­жет успешно решаться только при условии, если по каж­дой из названных сторон развития учащихся будут изу­чаться соответствующие учебные предметы и будет отводиться достаточное количество времени на их усвое­ние и практическую подготовку. Поэтому содержание обучения включает в себя цикл есте­ственно - математических, гуманитарных, общественно-по­литических и эстетических предметов, а также предметов профессиональной и специальной подготовки.

2. Содержание образования должно строиться на строго научной основе.

Требование научности образо­вания имеет ряд аспектов.

Оно, во-первых, касается от­бора образовательного материала для изучения. B соответствии с этим требованием в каждый учебный предмет должны включаться только твердо устоявшиеся в науке факты и теоретические положения. Во-вторых, содержание учебного материала по каждому предмету должно соответствовать современному состоянию науки.

Для этого необходимо периодически обнов­лять содержание образования в соот­ветствие с новейшими научными достижениями.

3. Содержание образования по учебному предмету должно соответствовать логике науки.

Это значит, что обра­зовательный материал необходимо располагать так, чтобы он отвечал логической системе соответствующей науки.

4. Необходима взаимосвязь между отдельными учебны­ми предметами.

Это требование обусловлено двумя основными факторами. Один из них состоит в том, что изу­чение некоторых учебных предметов невозможно без предварительной подготовки по другим предметам. Второй фактор за­ключается в том, чтобы дать учащимся представление о взаимосвязи наук, о том, что каждая из них занима­ется изучением лишь каких-то отдельных сторон разви­тия природы и общества, и поэтому они находятся в тесной связи между собой, а идеи одной науки исполь­зуются в других науках. Вот почему установление и рас­крытие межпредметных связей является важнейшим требованием при определении содержания обра­зования.

5. В содержании образования должны находить от­ражение связь теории с практикой.

В чем же конкретно должна выражаться связь теории с практикой? В содержании образования должна предусматриваться необходимость практической подготовки учащихся по применению теоретических знаний, выполнение практических работ и проведение трудовых практик.

6. Содержание образования должно соответствовать возрастным возможностям учащихся.

Осуществление этого требования связано с решением воп­роса об объеме и степени сложности учеб­ного материала, отбираемого для изучения различными возрастными группами учащихся.

Часто качество обучения снижается, если учащимся приходится изучать перегруженный по объему или усложненный учебный материал.

Для выполнения этого требования применяются следующие методы:

— диагностирующие контрольные работы;

— анализ результатов всту­пительных экзаменов в вузы,

— лабораторный эксперимент, дока­зывающий отсутствие повышенной утомляемости учеников при усвоении темы за отведенное время.

7. Соответствие объема содержания имеющему­ся времени на изучение данного предмета.

Для выполнения данного требования применяются: лабораторный эксперимент с учетом затрат времени на усвоение материала; контрольные работы с фиксированием затрачиваемого времени на выполнение задания.

8. Соответствие содержания имеющейся учебно-методической, материальной базе учебного заведения.

9. Учет международного опыта построения со­держания образования.

Структура, виды и уровни образования

Структура образования в Украине включает: дошкольное образование; общее среднее образование; внешкольное; профессионально-техническое; высшее; последипломное образование; аспирантура; докторантура; самообразование.

В зависимости от характера подготовки учащихся к жизни или к труду различают следующие виды образования – общее и профессиональное образование.

Общее образование — имеет своей целью овладение обучающимися основами важнейших наук о природе и обществе, расширение их интеллектуального кругозора. Общее образование является основой для профессионального образования. Основными путями получения общего образования являются: обучение в средних общеобразо­вательных школах, средних специальных учебных заведениях, средних профтехучилищах, самообразо­вание. Уровни общего образования: начальное, неполное среднее, среднее.

Профессиональное образование — это совокупность знаний, практических умений и навыков, дающих возможность заниматься определенной профессией в качестве рабочего или специалиста средней или высшей квалификации Начальное профессиональное образование дается в профес­сионально-технических училищах. Среднее профессиональное образование осуществляется в средних специальных учебных заведениях (техникумах, учи­лищах) на базе восьмилетней или средней общеобразовательной школы. Подготовка специалистов высшей квалификации проводится в высших учебных заведениях (университетах, институтах, училищах, академиях).

Образовательно-квалификационные уровни: квалифицированный рабочий; младший специалист; бакалавр; специалист; магистр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: