В настоящее время цель воспитания определяется как создание условий (содействие) формированию и развитию личности учащихся

Лекция №

Тема: Психология воспитания

Общее понятие о воспитании и его психологическая сущность.

Психологические теории воспитания.

Этапы воспитательного процесса.

Воспитанность: методы ее диагностики, развития, саморазвития, коррекции, проектирования.

Основная литература

Большой психологический словарь /Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб., 2003.

Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979.

Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2003. – С. 341- 393.

Немов Р.С. Психология. В 3 кн. М., 2000. Психология образования. Кн. 2. – С. 377-526.

Педагогическая психология /Под ред. Н.В. Клюевой.- М., 2003. – С. 218-322.

Психология. Словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 2000.

Дополнительная литература

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 1998.

Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников: Учеб. пособие. – Минск, 1999.

Матюхина М.В. Психология воспитания. – Волгоград, 1996.

Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для тех, кто любит детей. – М., 2000.

Шилова М.И. Учителю о воспитании школьников. – М., 1990.

Щуркова Н.Е. Новое воспитание. – М., 2000. – С. 24-67.

Задание на СРС:

Конспектирование Щуркова Н.Е. Новое воспитание. – М., 2000. – С. 24-67.

Общее понятие о воспитании и его психологическая сущность

Вопрос аудитории: - Что значит воспитывать?

(Объяснять, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Рассказывать как поступать правильно. Учить доброте и честности и т.д.).

Известно, что термин «воспитание» в старославянских текстах означал «взращивание», «вскармливание», а с 16 в. – «наставление» (интересно, что в английском языке нет прямого аналога слова «воспитание»).

Проблема воспитания стара как мир, ибо люди во все времена воспитывали своих детей, а задумываться о сути этого процесса, его целях и средствах стали, вероятно, задолго до становления наук. Цели, задачи и идеал воспитания были различными в разные периоды времени. Так, Ветхозаветный идеал воспитания был суровым, он исключал самостоятельность и свободу личности, всецело подчинял детей родительской воле. В литературе допетровской Руси проповедовался и другой идеал воспитания: евангелистский, провозглашавший любовь к детям.

К началу 20 в. функции семьи в основном заключались в воспитании – функции школы – в обучении. С начала 30-х годов 20 в. школа берет на себя функцию воспитания.

До начала 90-х годов 20 в. основная цель образования была сформулирована как воспитания всесторонне развитой личности.

В переломные (переходные) для нашей страны перестроечные и пост- перестроечные годы школа сняла с себя воспитательные функции (так, закон об образовании 1992 года фактически зачеркнул воспитание, а из ГОСТ 2000 г. был практически исключен раздел психологии воспитания)

Сейчас государство вновь признало воспитание необходимым. Государственная политика в области воспитания детей и молодежи нашла отражение в программе развития воспитания в системе образования России, утвержденной приказом Минобразования России.

Приоритет в образовании на современном этапе отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированный в общий процесс обучения и развития.

В настоящее время цель воспитания определяется как создание условий (содействие) формированию и развитию личности учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: