Существуют ли реальные шансы создать новое общество?

Сила корпораций, апатия и бессилие значительной массы населения, несостоятельность политических лидеров почти во всех странах мира, угроза ядерной войны и экологической катастрофы, а также такие явления, как климатические изменения, которые сами по себе способны вызвать голод во многих странах,– зная все это, можем ли мы считать, что есть реальные шансы на спасение? С. точки зрения бизнеса такого шанса просто нет; если вероятность выигрыша составляет всего 2%, ни один здравомыслящий человек не станет рисковать своим состоянием и вкладывать свой капитал в какое-нибудь предприятие со столь малой вероятностью на успех. Но если речь идет о жизни и смерти, то каким бы ни был "разумный шанс", он должен быть использован и превращен в "реальную возможность".

Но жизнь – не азартная игра и не деловое предприятие, и поэтому везде, где только возможно, мы должны искать хотя бы намек на реальную возможность спасения: например в исцеляющем искусстве медицины. Так, если больной имеет хотя бы ничтожный шанс на жизнь, ни один сознающий свою ответственность врач не предложит оставить все попытки использовать этот шанс и прибегнуть только к паллиативам – он сделает все возможное, чтобы спасти жизнь больного. Очевидно, когда речь идет о больном обществе, следует ожидать того же.

Для духа современного делового общества весьма характерно то, что шансы на его спасение обесцениваются с точки зрения азартной игры или бизнеса, а не с точки зрения человеческой жизни. Немного здравого смысла в сегодняшнем столь модном технократическом мировоззрении, согласно которому в том, что мы поглощены работой или развлечениями, не испытываем никаких чувств и т.д., нет ничего опасного и что даже если это и есть технократический фашизм, то в конце концов он не так уж и плох. Но мы просто принимаем желаемое за действительное. Технократический фашизм неминуемо приведет к катастрофе. Дегуманизированный человек, в конечном счете, окажется не в состоянии поддерживать существование жизнеспособного общества и в скором времени не сможет удержаться от применения ядерного или биологического оружия.

И все-таки некоторые имеющиеся факторы обнадеживают. Так, все больше и больше людей приходят к осознанию истины, сформулированной Месаровичем и Пестелем, Эрлихами и другими специалистами, а именно: если западный мир не хочет исчезнуть навсегда из жизни, необходимо на чисто экономической основе создать новую этику, новое отношение к природе, человеческую солидарность и сотрудничество между людьми. Этот призыв к разуму, даже если оставить в стороне всякие эмоциональные и этические соображения, способен мобилизовать умы довольно большого числа людей. К этому не следует относиться легкомысленно, несмотря на то что, как известно, в ходе исторического развития многие народы не один раз поступали вопреки своим жизненным интересам и даже вопреки инстинкту самосохранения. Они могли действовать так потому, что их лидеры убеждали их в том, что они не стоят перед выбором "быть или не быть". Но если бы они знали всю правду, то имела бы место нормальная нейрофизиологическая реакция: осознание угрозы своим жизненно важным интересам вызвало бы соответствующую защитную реакцию.

Еще один обнадеживающий фактор – усиление неудовлетворенности современной социальной системой. Все больше и больше людей страдают la malaise du siecle[36]: они испытывают депрессию и осознают ее, несмотря на все усилия ее подавить. Они ощущают себя несчастными от собственной изолированности, чувствуют пустоту своего уединения, бессилие, бессмысленность своей жизни. Многие осознают все это очень отчетливо, другие – менее четко, но когда кто-нибудь раскроет им истину, они полностью осознают ее.

Жизнь, состоящая из пустых удовольствий, на протяжении всей мировой истории и до сего времени была доступна лишь немногочисленной элите, которая, в общем-то, сохраняла благоразумие, понимая, что коль скоро власть находится в ее руках, то думать и действовать следует таким образом, чтобы эту власть не потерять. Сегодня весь средний класс, представители которого не обладают ни экономической, ни политической властью и личную ответственность за что-либо ощущают лишь в очень слабой степени, влачит никчемную, ограниченную потреблением жизнь. Большая часть населения западного мира изведала радости и счастье потребления, и ширятся ряды тех, кто вкусил этих благ и не получил удовлетворения. Люди приходят к пониманию, что обладать многим – еще не значит быть счастливым; традиционное этическое учение было подвергнуто испытанию – и получило подтверждение на практике.

Старая иллюзия остается привлекательной лишь для тех людей, чья жизнь лишена буржуазной роскоши,– это мелкая западная буржуазия и большая часть населения "социалистических" стран. Действительно, буржуазная надежда на "счастье через потребление" сохраняет свою живучесть главным образом в тех странах, которые все еще далеки от осуществления этой буржуазной мечты.

Одно из наиболее серьезных возражений против возможности преодоления алчности и зависти, согласно которому они глубоко укоренились в человеческой природе, при ближайшем рассмотрении теряет силу. Эти пороки столь живучи вовсе не потому, что они являются врожденными, а из-за того, что человеку трудно противостоять давлению со стороны общества, трудно не стать волком среди волков. Изменение социального климата, переориентация самой системы ценностей – как хороших, так и плохих,– сделает переход от эгоизма к альтруизму не таким уж трудным.

Итак, мы вновь приходим к тому, что ориентация на бытие – это огромная потенциальная сила человеческой природы. Только меньшинство людей руководствуются принципом обладания, но и принципом бытия руководствуются немногие. Доминирующей может стать каждая из этих тенденций, а какая именно – зависит от социальной структуры. Если общество в основном ориентировано на бытие, то подавляются тенденции к обладанию и, напротив, создаются условия для усиления тенденций к бытию. А в таком обществе, как наше, ориентированном в основном на обладание, все происходит как раз наоборот. И все же, сколько бы ни подавлялась обществом ориентация на бытие, всегда находится кто-то, кто существует именно по такому способу. Никакой Савл не станет Павлом, если до своего обращения он уже не был им.

Поскольку в связи с происходящими переменами поощряется все новое, а не старое, то переход от обладания к бытию – это фактически вопрос о том, какая чаша весов перевесит. И, кроме того, дело не в том, чтобы будущий человек отличался от прежнего, как небо от земли, а в том, чтобы изменилось направление развития человека. Сначала в новом направлении делается один шаг, потом другой, и если выбрано правильное направление, то эти шаги решают все.

Еще один обнадеживающий момент – как это ни парадоксально – связан со степенью отчуждения, характерной для большинства населения, в том числе для тех, кто управляет обществом. Выше, при обсуждении "рыночного характера", уже отмечалось, что страстная тяга к обладанию и наживе претерпела определенные изменения под влиянием проявившегося в поведении людей желания просто хорошо функционировать, обменивать самого себя как товар и при этом оставаться ничем. Отчужденный, рыночный характер способен легче меняться, чем характер накопительский, который фанатично держится за свою собственность и особенно за свое "я".

В прошлом веке, когда большая часть населения состояла из "независимых" граждан, страх лишиться своей собственности и экономической независимости были самыми серьезными препятствиями на пути к изменению. Маркс жил в то время, когда, по его мнению, самым отчужденным классом был только многочисленный рабочий класс. Сегодня подавляющее большинство населения является зависимым – фактически все, кто работает по найму (по данным переписи населения США 1970 г., лишь 7,82% всего занятого населения страны старше 16 лет работает не по найму, т.е. "независимы"); и, по крайней мере, в Соединенных Штатах именно "синие воротнички" – рабочие – все еще продолжают оставаться носителями традиционного накопительского характера и, значит, менее склонны меняться, чем современный, в большей мере отчужденный средний класс.

Все это имеет чрезвычайно важные политические последствия: социалистические деятели, провозглашая освобождение всех классов и стремясь создать бесклассовое общество, непосредственно обращались к "рабочему классу", т.е. к людям, занятым физическим трудом; сегодня же рабочий класс малочисленнее, чем сто лет назад. Для того чтобы прийти к власти, социал-демократические партии должны завоевать голоса многих представителей среднего класса, а социалистическим партиям для достижения этой цели пришлось урезать свои программы и вернуться от социалистических идей к либеральным реформам. Вместе с тем социализм, назвав рабочий класс рычагом гуманистических изменений, вызвал неизбежное противодействие со стороны всех других классов общества, представители которых почувствовали, что рабочие могут лишить их собственности и привилегий.

В наши дни призыв к созданию нового общества доходит до всех, кто страдает от отчуждения, кто работает по найму и чьей собственности ничто не угрожает. Другими словами, он затрагивает интересы не меньшинства населения, а большинства. Этот призыв не угрожает собственности; что касается доходов населения, то в новом обществе жизненный уровень бедных поднимается, а высокая заработная плата руководящих работников не должна снизиться, но, как можно предположить, при новой системе они сами не захотят быть символом прошлых времен.

Более того, для идеалов нового общества все партийные барьеры становятся преодолимыми: нравственные и религиозные идеалы не утратили своей ценности как для многих консерваторов (Эпплер называет их "консерваторами ценностей"), так и для многих либералов и левых. Каждая политическая партия эксплуатирует избирателей, убеждая их в том, что именно она является истинным представителем гуманистических ценностей. И все же, все политические партии составляют лишь два лагеря: те, кому все небезразлично, и те, кому на все наплевать. Если бы все, кто входит в первый лагерь, отказались от лозунгов своих партий и осознали, что у них всех одни и те же цели, то вероятность изменений в обществе намного увеличилась бы, тем более, что приверженность большинства граждан своим партиям все больше ослабевает. Сегодня людям очень нужны те, кто обладают мудростью и убеждениями и у кого достаточно смелости, чтобы действовать в соответствии с этими убеждениями.

Однако шансы на то, что в человеке и обществе произойдут необходимые изменения, весьма малы даже при наличии перечисленных выше обнадеживающих факторов. Наша единственная надежда – в притягательной силе новых идей. Нет смысла предлагать ту или иную реформу, лишенную побудительной силы мотивации, так как она, в конечном счете, ничего не изменит в самой системе. "Утопическая" цель более реалистична, чем "реализм" сегодняшних руководителей. Новое общество и новый Человек могут быть созданы только в том случае, если старые мотивации извлечения прибыли и завоевания власти заменит новая цель – быть, отдавать, понимать; если на смену рыночному характеру придет характер продуктивный, любящий, а на смену кибернетической религии – новый, радикально-гуманистический дух.

Действительно, для тех, кто не является глубоко верующим человеком, решающий момент – это приобщение к гуманистической "религиозности" без религии, без догм и институтов церкви, к той "религиозности", которую долго подготавливало движение нетеистической религиозности от Будды до Маркса. Мы не стоим перед выбором между эгоистическим материализмом и принятием христианской концепции бога. Сама социальная жизнь во всех своих аспектах – в работе, в досуге, в межличностных отношениях – станет выражением "религиозного" духа, и человек перестанет нуждаться в какой-то особой религии. Но эта необходимость новой, нетеистической, неинституциональной "религиозности" ни в коей мере не является наступлением на существующие религии. Однако она предполагает, что римско-католическая церковь, и прежде всего ее бюрократия, сама должна обратиться к духу Евангелия. Что касается "социалистических стран", то и здесь нет нужды требовать, чтобы они перестали быть социалистическими, но на смену их так называемому социализму должен прийти подлинно гуманистический социализм.

Образ Града Божьего вдохновлял людей позднего средневековья, что и дало толчок расцвету культуры того времени. Расцвет современного общества связан с тем, что людей вдохновлял образ Земного Града Прогресса. Однако в наш век этот образ превратился в образ Вавилонской башни, которая уже начинает рушиться, и под руинами которой, в конце концов погибнет весь мир. И если Град Божий и Град Земной – это тезис и антитезис, то единственной альтернативой хаосу является новый синтез: синтез духовных устремлений позднего средневековья с достижениями постренессансной рациональной мысли и науки. Имя этому синтезу – Град Бытия.


Список литературы

Aquinas Thomas Summa Theologica. – Heidelberg. Gemein-schaftsverlage, 1953.

Arieti S (Ed.) American Handbook of Psychiatry Vol.2, – New York, Basic Books.

Aristotle. Nicomachean Ethics. – Cambridge, Harvard University Press, Loeb Classical Library.

Artz F. В. The Mind of the Middle Ages: An Historical Survey; A D. 200 – 1500. 3rd rev. ed. – New York, Alfred'A.Knopf, 1959

Auer A. Die Autonomie des Sittlichen nach Thomas von Aqum.

– 1st die Stinde eine Beleidigung Gottes? – In: Theol Quar-talschrift. – Munchen, Freiburg, Erich Wewel Verlag, 1975

– Utopie, Technologic, Lebensqualitat. – Zurich, Benziger Verlag, 1976.

Bachofen J.J. Myth, Religion and the Mother Right: Selected Writings of Johann Jakob Bachofen.– Princeton, Princeton University Press, 1967.

Bacon F. Novum Organum. 1620.

Becker C.L The Heavenly City of the Eighteenth Century Philosophers. – New Haven, Yale University Press, 1932.

Benveniste E. Problemes de Linguistique General. – Pans, Gallimard, 1966.

Benz E. – CM.:Eckhart Meister.

Blakney R.B. –CM.:Eckhart Meister.

В loch E Philosophy of the Future. – New York, Seabury Press, 1970.

– On Karl Marx. – New York, Seabury Press, 1971.

– Atheism in Christianity. – New York, Seabury Press, 1972.

– Cloud of Unknowing. – См.: Underhill E.

Darwin Ch. The Autobiography of Charles Darwin 1309 – 1882. – New York, W.W.Norton, 1969.

Delgado J.M.R. Aggression and Defense Under Cerebral Radio Control. – In: Aggression and Defense: Neural Mechanisms and Social Patterns. Brain Function. Vol. 5. Ed. by Clemente C.D and Lindsley D.B. Berkeley. – University of California Press, 1967.

De Lubac H. -Katholizismus als Gemeinschaft. – Ein-siedeln/Cologne, Verlag Benziger & Co., 1943.. De Mause l. (Ed.) The History of Childhood. New York, The Psychohistory Press, Atcom Inc., 1974.

Diogenes Laertius. – In: Lives of Eminent Philosophers Cambridge, Harvard University Press, 1966.

Du Marais C.Ch. Les Veritables Principes de la Grammaire, 1769

Dumoulm H. Ostliche Meditation und Christliche Mystik Freiburg/Munchen, Verlag Karl Alber, 1966.

Eckhart Meister. Meister Eckhart: A Modern Translation. Transl. by R.B.BIakney. New York, Harper & Row, Torchbooks, 1941.

– Ed. by F.Pfeifen London, John M.Watkins,1950.

– Deutsche Predigten und Traktate. Hrsg. u Ubers. v. J.L.Quint. Munchen, Carl Hanser Verlag, 1955.

– Die deutschen Werke. Hrsg. v. J.L.Quint. – In: Gesamtausgabe der deutschen und lateinischen Werke. Stuttgart, Kohlhammer Verlag, 1958.

– Die lateinischen Werke, Expositio Exodi 16. Hrsg. v. Benz u a. – In: Gesamtausgabe der deutschen ind lateinischen Werke. Stuttgart, Kohthammer Verlag, 1956.

Ehrlich P.R., Ehrhch A.H. Population, Resources, Environment: Essays in Human Ecology. San Francisco, W.H.Freeman, 1970.

Eppler E. Ende oder Wende. Stuttgart, W.Kohlhammer Verlag, 1975

Farner K. Christentum und Eigentum bis Thomas von Aquin. – In Mensch und Gesellschaft. Vol. 12. Ed. by K.Farner. Bern, Francke Verlag, 1947

Fmkelstem L. The Pharisees: The Sociological Background or Their Faith. Vols. 1,2. Philadelphia, The Jewish Publication Society of America, 1946.

Fro mm E. Die psychoanalytische Charakterologie und ihre Be-deutung fur die Sozialforschung. – Ztsch, f. Sozialforschung, 1932 N1; p.253-277; Psychoanalytic Characterology and Its Relevance for Social Psychology. – In: Fro mm E. The Crisis Psychoanalysis.

– Escape from Freedom. New York, Holt, Rinehart and Winston, 1941.

– Faith as a Character Trait. – Psychiatry, 1942 N5.

– Sex and Character. – Psychiatry, 1943, N5, p.21-31.

– Man for Himself: An Inquiry into the Psychology of Ethics. New York, Holt, Rinehart and Winston, 1947

– Psychoanalysis and Religion. New Haven, Yale University Press, 1950.

– The Forgotten Language. An Introduction to'the Understanding of Dreams, Fairy Tales, and Myths. New York, Holt, Rinehart and Winston, 1951

– The Sane Society. New York, Holt, Rinehart and Winston, 1955.

– The Art of Loving. New York, Harper & Row, 1956.

– On the Limitations and Dangers of Psychology. – In: Lei-brecht W. (Ed.) Religion and Culture: Essays in Honor of Paul Til-lich, 1959.

– Marx's Concept of Man. New York Frederick Ungar, 1961

– The Dogma of Christ and Other Essays on Religion, Psychology and Culture. New York, Holt, Rinehart and Winston, 1963

– The Heart of Man. New York, Harper & Row, 1964 (Ed.) Socialist Humanism. Garden City, New York, Doubleday & Co, 1965.

– The Concept of Sin and Repentance. In: E Fro mm You Shall Be as Gods, 1966.

– You Shall Be as Gods. New York, Holt, Rinehart and Winston, 1966.

– The Revolution of Hope. New York, Harper & Row, 1968

– The Crisis of Psychoanalysis: Essays on Freud, Marx, and Social Psychology, New York, Holt, Rinehart and Winston, 1970

– The Anatomy of Human Destructiveness. New York, Holt, Rinehart and Winston, 1973.

– and Maccoby M Social Character in Mexican Village Englewood Cliffs, N.J., Prentice-Hall, 1970.

– Suzuki D.T., Martino R. de. Zen Buddhism and Psychoanalysis. New York, Harper & Row, 1960.

Galbraith J.K. The Affluent Society. 2nd ed. Boston, Hough-ton, Mifflin, 1969.

– The New Industrial Society. 2nd rev. ed. Boston, Houghton, Mifflin, 1971.

– Economics and the Public Purpose. Boston, Houghton, Mifflin, 1974.

Habermas J Toward a Rational Society, Boston, Beacon Press, 1971

– Theory and Practice. Ed. by Viertel J. Boston, Beacon Press, 1973.

Harich W Kommumsmus ohne Wachstum. Hamburg, Rowohlt Verlag, 1975.

Hebb D.O. Drives and the CNS [Conceptual Nervous System]., – Psych. Rev., 62, 4, p.244.

Hess M. Philosophie der Tat. – In: Einundzwanzig Bogen aus der Schweiz. Ed. by Herwegh G. Zurich, Literarischer Comptoir, 1843.

Illich I. Deschoolrng Society. World Perspectives. Vol. 44. New York, Harper & Row, 1970.

– Medical Nemesis: The Expropriation of Health. New York, Pantheon, 1976.

Кропоткин П.А. Взаимная помощь как фактор эволюции. СПб, 1907

Lange W 1969 Gluckseligkeitsstreben und uneigennutzige Lebensgestaltung bei Thomas von Aquin Diss Freiburg im Breisgau

Leibrecht W (Ed.), Religion and Culture Essays in Honor of Paul Tillich New York, Harper & Row, 1959

Lobkowicz N Theory and Practice The History of a Concept from Aristotle to Marx International Studies Series Notre Dame, Ind University of Notre Dame Press, 1967

Maccoby M The Gamesmen The New Corporate Leaders New York, Simon and Schuster, 1976

Maimonides M The Code of Maimonides New Haven, Yale University Press, 1963

Marcel G Being and Having. An Existentialist Diary. New York, Harper & Row Torchbooks, 1965

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года – Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 42. М., 1974.

Маркс К. Капитал. – Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 25, ч. 1. М., 1961.

Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 года – Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 46, ч. 1. М., 1968.

Маркс К. и Энгельс ф. Святое семейство, или критика критической критики. – Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 2 М, 1955.

Mayo E The Human Problems of an Industrial Civilisation New York, Macmillan, 1933

Meadows D H et al The Limits to Growth New York, Universe Books, 1972

Mesarovic M D and Pestel E Mankind at the Turning Point New York, E P Dutton, 1974

Mieth D Die Emheit von Vita Activa and Vita Contemplative Regensburg Verlag Fnedench Pustet, 1969

– Chnstus – Das Soziale im Menschen Dusseldorf, Topos Taschenbucher, Patmos Verlag, 1971

Mill j S Principles of Political Economy 7th ed., reprint of 1871 ed Toronto, University of Toronto/Routledge and Kegan Paul, 1965

Morgan L H Systems of Sangumity and Affinity of the Human Family Publication 218 Washington, DC. Smithsonian Institution 1870

Mumfora L The Pentagon of Power New York, Harcourt Brace Jovanovicr- 1970

Nyanaponika Mahatera. The Heart of Buddhist Meditation London, Rider & Co.,1962, New York, Samuel Weiser, 1970

– (Ed.) Pathways of Buddhist Thought: Essays from the Wheel London, George Alien & Unwin,1971. New York, Barnes & Noble, Harper & Row, 1972.

Phelps E.S. (Ed.) Altruism, Morality and Economic Theory. New York, Russell Sage Foundation, 1975.

Piaget J. The Moral Judgment of the Child New York, The Free Press, Macmillan, 1932.

Quint J.L. См.: Eckhart Meister.

R u m i London, George Alien & Unwin, 1950

Schecter D E Infant Development. – In: Arieti S (Ed) American Handbook of Psychiatry. Vol. 2. 1959.

Schilling O. Reichtum und Eigentum in der Altkirchhchen Lit-eratur Freiburg in Breisgau. Herderische Verlagsbuchhandlung, 1908

Schulz S Q. Die Spruchquele der Evangelisten Zurich, Theolo-gischer Verlag, 1972.

Schumacher E.F. Small is Beautiful: Economics as if People Mattered. New York, Harper & Row. Torchbooks, 1973.

Schumpeter J.A. Capitalism, Socialism and Democracy New York, Harper & Row. Torchbooks, 1962.

Schweitzer A. Die Schuld der Philosophic an dem Niedergang der Kultur. Gesammelte Werke. Vol. 2. Zurich, Buchclub Ex Libns, 1923

– Verfall und Wiederaufbau der Kultur Gesammelte Werke Vol 2 Zurich, Buchclub Ex Libris, 1923

– Civilisation and Ethics. Rev. ed. Reprint of 1923 ed. New York, Seabury Press, 1973.

Simmel G. Hauptrobleme der Philosophie. Berlin, Walter de Gruyter, 1950.

Sommerlad T. Das Wirtschaj'tsprogramm der Kirche des Mitte-lalters Leipzig, 1903.

Spinoza В de Ethics. New York, Oxford University Press, 1927

Staehelm В Haben und Sem. Zurich, Editio Academica, 1969

Stirner M. The Ego and His Own: The Case of the Individual Against Authority/New York, Dover, 1973.

Suzuki D.T. Lectures on Zen Buddhism. – In: Fromm E et al. Zen Buddhism and Psychoanalysis, 1960.

Swoboda H. Die Qualitat des Lebens. Stuttgart, Deutsche Verlagsanstalt, 1973.

Tawney R.H. The Acquisitive Society. New York, Harcourt Brace, 1920.

Technologie und Politik. Aktuell Magazm. July 1975 Rheinbeck bei Hamburg, Rowohlt Taschenbuch Verlag.

Theobald R (Ed.) The Guaranteed Income: Next Step in Economic Evolution. New York, Doubleday, 1966.

Thomas Aquinas. См.: Aquinas, Thomas.

Titmuss R The Gift Relationship: From Human Blood to Social Policy London, George Alien & Unwin, 1971.

Underhill E (Ed.)A Book of Contemplation the Which Is Called The Cloud of Unknowing. 6th ed. London, John M.Watkins, 1956/

Utz A F Recht und Gerechtigkeit. – In- Thomas Aquinas Summa Theologica. Vol. 18., 1953.

Yerkes R M, Yerkes A.V The Great Apes: A. Study of An thropoid Life New Haven, Yale University Press., 1929


[1] Анализ действительности (нем.). (Прим.перев.)

[2] Хокку – жанр японской поэзии, нерифмованное лирическое трехстишие, основное содержание которого – пейзажная лирика. Отличается необычной изысканностью и лаконизмом. (Прим. перев.)

[3] Перевод с японского В.Марковой. Цит. по кн.-. Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии. М. /'Художественная литература", 1977, с.743.

[4] Перевод с немецкого Н.Миримского. Цит. по кн.-. Гёте И.– В. Избранные произведения: В 2-х томах. Т.1; М„"Правда", 1985, с.158.

[5] Следует хотя бы вкратце отметить, что и к своему телу можно относиться по принципу бытия, воспринимая его как живое; ведь обычно говорят: "Я – это мое тело", а не "У меня есть тело", именно о таком отношении к телу свидетельствует весь опыт чувственного восприятия.

[6] Здесь и далее я использую примеры из работ Э.Бенвениста.

[7] Один из самых выдающихся, хотя и малоизвестных чешских философов, З.Фишер связал буддийское понятие процесса с марксистской философией. К сожалению, эта работа недоступна для большинства западных читателей, потому что она опубликована только на чешском языке. (Для меня в частном порядке был сделан перевод на английский.)

[8] Эту информацию мне сообщил д-р Моше Будмор.

[9] Концепция мессианских времен проанализирована мною в книге "Вы будете как боги". Установление Субботы обсуждается и в этой книге, и в главе "Ритуал Субботы" в книге "Забытый язык".

[10] Я выражаю признательность Райнеру Функу за исчерпывающую информацию по данной проблеме и его ценные советы.

[11] См. А.Ф.Утца, О.Шиллинга, Г.Шумахера и др.

[12] Приведенные отрывки взяты из работы О.Шиллинга; см. также приводимые им цитаты из К. Фарнера и Т.Зоммерлада.

[13] Для более глубокого понимания буддизма см. Nyanaponica Mahatera. The Heart of Buddhist Meditation; Pathways of Buddhist Thought: Essays from the Wheel.

[14] Блекни пишет слово "бог" с прописной буквы, когда Экхарт говорит о божественном, и со строчной, когда Экхарт упоминает библейского бога – создателя.

[15] Книга Р.Тауни "The Acquisitive Society" [1920] остается непревзойденной по глубине понимания современного капитализма и возможных перспектив социального и человеческого развития. Важные и глубокие мысли о влиянии индустриального общества на человека содержат также работы М.Вебера, Брентамо, Шапиро, Паскаля, Зомбарта и Крауса.

[16] Подобная ограниченность характерна даже для самой лучшей психологии. Подробно этот вопрос рассмотрен в моей статье "Об ограничениях и опасностях психологии" [1959], где сравниваются "негативная психология" и "негативная теология".

[17] В книге "Бегство от свободы" я ввел термин "спонтанная активность", а в последующих работах используется понятие "продуктивная активность".

[18] Глубже проникнуть в суть проблемы созерцательной и активной жизни можно при помощи работ В.Ланге (1969), Н.Лобковича (1967) и Д.Мита

[19] Некоторые из этих данных уже рассмотрены мною в книге "Анатомия человеческой деструктивности".

[20] Майкл Маккоби в своей книге "The Gamesmen; The New Corporate Leaders", которую я имел возможность прочесть еще в рукописи, упоминает некоторые последние демократические проекты участия, в особенности свои собственные исследования по "Проекту Боливара".

[21] Классическая работа П.А.Кропоткина "Взаимная помощь как фактор эволюции" (1902) – один из наиболее важных трудов на эту тему, способствующий пониманию естественной для человека потребности отдавать и делиться с другими. Эти же вопросы рассматриваются в книге Ричарда Титмаса "The Gift Relationship: From Human Blood to Social Policy", в которой он повествует о проявлениях человеческой самоотверженности и подчеркивает, что наша экономическая система не дает возможности людям осуществить это свое право; а также в книге под редакцией Эдмунда С. Фелпса "Altruism, Moratity and Economic Theory".

[22] Данная тема является основной в моей книге "Бегство от свободы".

[23] Эти псалмы проанализированы мной в книге "Вы будете как боги".

[24] Пользуюсь случаем, чтобы выразить свою признательность проф. Ауэру за представленную мне возможность ознакомиться с его неопубликованной работой об автономности этики у Фомы Аквинского, способствующей лучшему пониманию этической концепции этого мыслителя. То же можно сказать и о статье Ауэра на эту тему "Is sin an insult to God?" (см. Список литературы).

[25] Я обсуждаю здесь лишь страх смерти как таковой, не затрагивая неразрешимой проблемы боли, которую причиняет сама мысль о том, как наша смерть отразится на тех, кто нас любит.

[26] Эта глава во многом основывается на моих предыдущих работах, особенно на книгах "Бегство от свободы" (1941) и "Психоанализ и религия" (1950), в которых я ссылаюсь на наиболее выдающиеся труды из всей богатой литературы по этому вопросу.

[27] Тему атеистического религиозного опыта глубже других рассмотрел Эрнст Блох (1972 г.).

[28] Обераммергау – местность в Баварии, жители которой каждый год во исполнение старинного обета разыгрывают своими силами Страсти Христовы (Прим. перев.),

[29] Ср. с параллельным исследованием Игнацио Миллана (Millan I. The Character of Mexican Executives).

[30] Со взглядами социальных гуманистов можно ознакомиться в книге под редакцией Э.Фромма "Социалистический гуманизм".

[31] Этот и последующий отрывки взяты из книги А.Швейцера "Культура и этика", над которой он работал в 1900–1917 гг. и которая была опубликована в 1923 г.

[32] В своем письме к Э.Р.Якоби Швейцер писал, что "религия любви может существовать и без личности, управляющей миром" [Divine Light, 1967, 2, 1].

[33] Чтобы не усложнять чтение, я старался избегать цитирования многих и многих авторов, в работах которых содержатся аналогичные предложения. Ряд источников приводится в Списке литературы.

[34] Я выдвигал данную идею в книге "Здоровое общество" в 1955 г., она рассматривалась также на симпозиуме в середине 60-х гг. [см.: Theobald, 1966].

[35] Вопросы раннего "матриархата" и соответствующая литература, рассматривались мной в книге "Анатомия человеческой деструктивности".

[36] Болезнь века (фр.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: