Природные и социальные предпосылки способностей

Способности носят врожденный характер. При­чина их появления не ясна, но если они есть, то не­пременно проявятся. И тем быстрее, чем более благо­приятные условия будут созданы для человека.

Способности обусловлены генетически родословной. Эта гипотеза имеет много подтверждающих примеров. Так, именитых предков имели Л. Толстой, Л. Пушкин, И. Шиллер. В родословной Баха в течение пяти поколений выросло 16 композиторов. Подобное наблюдалось и в родословной математика Бернулли. Однако никто никогда не считал, сколько талантливых родственников у людей обыкновенных, хотя и принадлежащих к тем же слоям общества, что и родственники; Более того, приблизительные расчеты по­казывают, что большинство людей на нашей планете состоят между собой в историческом родстве.

Способности обусловлены и врожденными осо­бенностями индивида (задатками) и связаны с его социальным опытом (наличие авторитетных для ин­дивида талантливых людей, мудрых наставников, пре­бывание в атмосфере творчества, эффективная система обучения и воспитания и др.). Такой гипотезы при­держивается большинство отечественных психологов.

Деятельностный подход на вопрос о том, насле­дуются ли способности, дает такой общий ответ: спо­собными не рождаются, ими становятся. Возникшее в проблеме способностей противоречие между их врожденностью и обусловленностью социальным опытом сторонники подхода пытаются снять вводом по­нятия «задатки». Задатки - это комплекс врожден­ных анатомо-физиологических особенностей организ­ма человека (нервная система, мозг, органы чувств и движений), характеризующий его индивидуальный тип реагирования на воздействия окружающей среды.

Функциональный подход на тот же вопрос о на­следовании способностей отвечает признанием их врожденности и генотипической природы: человек рождается способным. Для опровержения деятельностного базиса как единственной предпосылки фор­мирования и развития способностей приводится ряд доводов. Так, вряд ли можно отрицать факт наличия у живого мира возможностей, которыми не обладает даже активный участник деятельности - человек (пространственная ориентация обитателей океанских глубин - китов - и почтовых голубей, чувствитель­ность комара к теплокровному объекту и др.). А ведь при этом понятие деятельности неприменимо к жи­вотным, насекомым, пресмыкающимся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: