Суть теории состоит в том, что наибольшая эффективность стиля лидерства (руководства) зависит от зрелости исполнителя, которая определяется степенью наличия у людей способностей и желания выполнять поставленную лидером задачу. Зрелость включает две составляющие:
-профессиональная зрелость – знания, умения, навыки. Высокой уровень этой составляющей означает, что последователь не нуждается в директивах и указаниях;
-психологическая зрелость – желание выполнять работу, или мотивированность работника. Высокой ее уровень не требует от лидера больших усилий по воодушевлению их к работе, т.к. они уже внутренне мотивированы на результат.
Авторами были выделены 4 стадии зрелости последователей:
М1. Люди не способны и не желают работать. Они либо не компетентны, либо не уверены в себе.
М2. Люди не способны, но желают работать. У них есть мотивация, но нет навыков и умений.
М3. Люди способны, но не желают работать. Их не привлекает то, что предлагает им руководитель.
М4. Люди способны и желают делать то, что предлагает им лидер.
В зависимости исполнителей можно выбрать по графику наиболее предпочтительный стиль.
S1 – указывающий стиль хорош в случае низкой зрелости последователей. Лидер вынужден проявлять высокую директивность.
S2 – убеждающий стиль является лучшим в условиях умеренно низкой зрелости последователей. Директивность с объяснениями и поддержкой.
Граница S2 и S3: при средней зрелости необходима интенсивная работа с человеком.
S3 – участвующий – при умеренно высокой зрелости. Партнерство со стороны руководителя.
S4 – делегирующий – лучший при руководстве зрелыми последователями. Незначительная директивность и поддержка работников, способствующая развитию творчества в работе.
+ - гибкость и простота.
- не объясняет, что делать, если зрелость последователей разная.