В торговле некоторыми видами товаров предусматривается, что непроданные товары возвращаются при выполнении условий, устанавливаемых по договоренности с производителем или дистрибьютором. В сущности, это стимул для последующих участников цепи поставок содержать больше запасов товаров, поскольку риск за непроданный товар фактически берут на себя их поставщики.
Например, фирма Warner/Elektra/Atlantic управляет национальным центром возврата в Чикаго, в котором занимаются видео- и аудиокассетами, а также компакт-дисками, распространяемыми записывающими фирмами Time-Warner и Warner Ноmе Video... Продукт возвращается, если розничный торговец обнаруживает у себя его избыток. В обычный день этот центр получает примерно 150 тысяч компакт-дисков, видео- и аудиокассет! После обработки примерно половина возвращается обратно в один из четырех региональных центров распределения.
Все случаи возможных возвратов должны быть заранее оговорены и разрешены. Перед возвратом все ярлыки с указанием цены удаляются, а старые целлофановые оболочки заменяются новыми. Переупакованные элементы накапливаются по наименованиям и штрих-кодам, а затем помещаются в картонные коробки и возвращаются в центры распределения для перераспределения.
Пример.
Товары «Лучшего Дома» большей частью потребительские, то есть обладают ограниченной возможностью возврата продукта в конце его жизненного цикла. Тем не менее, предоставляя услуги заказа по каталогу, «Лучший Дом» сталкивается с проблемой возврата товаров, не удовлетворивших клиента по тем или иным причинам. Компания пришла к выводу, что не может принять обратно все товары. Когда клиенты звонят с жалобой на какой-то определенный товар, сотрудники отдела по работе с клиентами используют детальные инструкции, позволяющие определить, какие продукты подлежат приему, а какие не подлежат.
Инструкции были разработаны с учетом сравнения стоимости возвращаемого товара и его переработки со стоимостью производства товара этой категории. Товар, который не «проходит» по цене, не принимается обратно. Тогда потребителю предлагают оставить его себе и получить в качестве компенсации чек на сумму, равную стоимости товара, который клиент может обналичить при следующем посещении магазина. Эта процедура уже сэкономила предприятию значительную сумму за счет уменьшения объемов работ и транспортировки.
Был продуман процесс авторизации возврата товаров (АВТ), охватывающий каналы, по которым потребители связываются с компанией, желая вернуть товар. Таким образом, «Лучший Дом» усовершенствовал логистические процессы и повысил прибыль благодаря четко разработанной схеме принятия решения о приеме или отказе от товаров. Объем возвратных материальных потоков значительно уменьшился. Кроме того, торговое предприятие смогло добиться большей лояльности от клиентов и увеличить срок сотрудничества с каждым из них.