Виды регионов

Одним из результатов территориальной организации становится образование разного рода регионов. Определение, что такое «регион» мы дали в предыдущей лекции (любая территориальная единица, обладающая какими-либо специфическими признаками) – он широк. Если будет необходим более точный смысл, то будет использоваться один из следующих терминов.

Ареал - территория, в пределах которой наблюдается какое-либо явление или процесс. В данном случае речь идёт только о наличии или отсутствии объекта без учёта его количественных и качественных параметров и вне связи с подобными или другими объектами. Например, ареал распространения белого медведя. Ареал расселения студентов «политеха» и т. п.

Зона - территория, в пределах которой наблюдается схожесть показателей по их интенсивности. В данном случае явление или процесс могут быть распространены повсеместно, но отличаться степенью выраженности. Например, зона повышенного увлажнения. Осадки выпадают везде и испаряются тоже, но начиная с каких-то значений этих признаков увлажнение становится избыточным. Именно по соотношению этих значений граница зоны и проводится.

Район - территория, отличающаяся от других по совокупности элементов, обладающая их единством, взаимосвязанностью и целостностью. Район это система, обладающая набором элементов с их связями. Он может длительное время существовать и самовоспроизводиться.

Остаётся дискуссионным вопрос: существуют ли районы объективно, независимо от нас и мы должны только их правильно выделить, или мы сами их конструируем под решаемые задачи. В последнем случае мы из всего многообразия расположенных в какой-то местности элементов выбираем те, что нас интересуют, устанавливаем и описываем те связи, которые важны для достижения поставленной нами же цели.

Аргументы есть с обеих сторон. Кто-то пытается выявить объективно существующие ландшафты или экономические районы, а кто-то отрицает существование и тех и других. Это же касается и региональных систем природопользования.

Среди многочисленных видов районов для нас наиболее важными будут экономические и физико-географические (ландшафтные) районы.

Напомню их определения.

Ландшафт - основная единица физико-географического районирования территории; генетически единый район (неделимый по зональным и азональным признакам) с однотипным рельефом, геологическим строением, климатом, общим характером поверхностных и подземных вод, закономерным сочетанием почв, растительных и животных сообществ[1].

Экономический район - это более или менее обособленные части воспроизводственной системы страны, обладающие территориальным единством[2].

Экономические районы могут быть

· частными; промышленными, сельскохозяйственными и др. Они состоят из элементов, принадлежащих к одной отрасли и тесно связанных с ней;

· интегральными, охватывающими все элементы воспроизводственной системы.

Для нас важное значение имеет ещё одна классификация районов по способу территориального взаимодействия. Районы могут быть:

Узловыми (центральными). У них имеется явно выраженное ядро, влияющее на организацию всей прилегающей территории. Например, город - центр агломерации определяет всю её жизнь. Крупный карьер меняет весь характер природопользования вокруг себя.

Однородными. Все взаимодействующие элементы более или менее равноправны и относительно равномерно размещены в пространстве. Например, сельскохозяйственный район.

Наконец, нам не обойтись без административно-территориальных районов - это элементы территориальной организации государства, на основе которых образуются и функционируют органы государственной власти и управления. Также постоянно ведутся дискуссии о рациональном административно-территориальном устройстве страны с предложениями о подведении под него объективной экономической или иной основы (в т.ч. экологической). Однако процесс остаётся по преимуществу стихийным, зависящим от желаний очередного большого начальника в Москве.

Сейчас основными территориальными единицами являются субъекты РФ. К ним относятся края (7), области (48), республики (22), автономная область (1), автономные округа (10), Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Вначале задумывалось, что в края должны входить национальные (позже автономные) округа и автономные области. Постепенно в результате всяческих преобразований получились края без автономий и области с автономиями. Сейчас автономные округа остались в составе Тюменской и Архангельской областей. Ликвидировать их, в отличие от других, не получается, т. к. это основные нефтегазоносные районы России. Во всех остальных случаях можно было использовать предлог, что с вхождением в более крупный регион «жить станет лучше, жить станет веселее».

Субъекты делятся на муниципальные районы и городские округа (бывшие районы и города, подчинённые непосредственно субъекту РФ). В свою очередь в городских округах и муниципальных районах выделяют городские и сельские поселения (бывшие города и посёлки городского типа районного подчинения). «Городские и сельские поселения» совершенно бестолковое название. Под этими терминами всегда понимался отдельный населённый пункт, а не их группа.

Ситуация осложняется существованием в отдельных субъектах национальных муниципальных районов и тем, что они называются, то волости, то улусы, то наслеги, то ещё как-то.

В 60-е гг. 20 в. существовали территориальные образования, более крупные, чем субъекты - совнархозы. Их основу составляли экономические районы. После ликвидации совнархозов некоторые территориальные отраслевые органы управления в них сохранялись. По экономическим районам публиковалась экономическая, социальная и экологическая статистика. Несмотря на устаревание сетки экономического районирования, какая-то объективная основа такого деления всё же сохранялась.

В нулевые годы были созданы ни с чем не сообразные федеральные округа. Экономически и в природном отношении это совершенно неоднородные образования, внутренне мало связанные. Первоначально они задумывались как инструмент укрепления федеральной «вертикали власти» и отсутствие внутреннего единства было даже выгодно, т. к. не было почвы для сепаратизма. Поэтому их границы в основном совпадали с границами военных округов. Но потом и это соответствие исчезло.

Отсутствие объединяющих начал под федеральными округами, естественно, затрудняет разумную экономическую политику и управление природопользованием. Некоторые последствия такого управления мы с вами обсудим в следующих темах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: