Иерархия регионов

В любой сложной системе существует иерархия, то есть соподчинение. Соподчинение может выглядеть по-разному. Это может быть и действительно управленческая иерархия по типу «начальник - подчинённый», и «иерархия включения» - когда подсистема входит частью в более крупную систему как органы в организме и «функциональная иерархия», как в системе «центральных мест» Кристаллера с распределением функций обслуживания между населенными пунктами разного ранга.

В территориальных системах кроме общесистемных причин появления иерархии есть и специфическая, о которой говорилось выше, - территориальность. Связи, если для их осуществления нужны существенные затраты на преодоление пространства, имеют ограниченный радиус проявления. Объекты, соединяемые такими связями, образуют соответствующую систему. Если радиус небольшой, то и система будет невелика по площади и наоборот. Возникает функциональная иерархия, частным случаем которой и является система «центральных мест».

Если говорить об экономических районах как части воспроизводственной системы общества, то можно выделить районообразующие связи разного радиуса. Система воспроизводства включает воспроизводство населения, материальных благ и услуг, окружающей среды и общественных отношений. Экономический район каждого ранга должен включать все названные подсистемы, но не целиком, а в той части, связи которой замыкаются на данном уровне иерархии.

Теоретически территориальные связи настолько разнообразны, что можно представить очень много иерархических уровней. Тем более, что если не брать в расчёт издержки самого управления, иерархия становится эффективной, если в системе содержится хотя бы две подсистемы, а верхний предел определяется законом необходимого разнообразия управляющей подсистемы. Но в реальном мире при выделении экономических районов приходится учитывать управленческую иерархию. Хотя в России, как говорилось выше, в территориальном плане она выражена не на всех уровнях. Кроме того, управленческая иерархия наиболее эффективна в кратности на семь подчинённых один начальник. Таким образом, при построении административной территориальной системы управления нет смысла создавать, например, область, состоящую из 3-4 муниципальных образований.

Количество иерархических уровней экономических районов страны будет зависеть от численности населения района низового уровня. Если в этом районе должно быть, например 50 тыс. жителей, то на следующем уровне иерархии 7 раз по 50, т.е. 350 тыс, далее 350*7 = 2450 тыс. и т.д.

Для России, как показывает изучение статистики, минимальная численность населения низового экономического района, располагающего относительно территориально замкнутой подсистемой воспроизводства составляет 20 тыс. человек.

На этом уровне обеспечивается простое воспроизводство населения и рабочей силы с получением общего образования и социализацией, ежедневный и преобладающая часть еженедельного отдыха, здесь реализуется основная часть инфраструктурных услуг, в т.ч. по очистке и утилизации отходов, формируется относительно замкнутый цикл в агропромышленном комплексе от выращивания до переработки. Низовой экономический район соответствует в густонаселенных частях страны муниципальным районам и городским округам, а в малонаселённых - группе районов. Недаром сейчас обсуждаются проекты укрупнения районов там, где они слишком малы.

Следующий уровень - район областного ранга, объединяющий теоретически 7 низовых районов, а на самом деле в среднем больше (в РМЭ 14 районов + 4 города?). На этом уровне замыкаются основные связи по циклу строительной индустрии, воспроизводству рабочей силы средней квалификации и наиболее массовых профессий высшего образования, оптовая торговля.

Уровень крупного экономического района имеет в своей основе не менее одного полного энергопроизводственного цикла, здесь практически полностью могут быть удовлетворены потребности в кадрах высшей квалификации.

Экономическая зона обеспечивает связи по воспроизводству окружающей среды.

Уровень страны определяет воспроизводство общественных отношений.

Наконец, любая система, в которой действуют люди, целенаправленная. И закономерностью функционирования целенаправленных систем является несовпадение и противоречивость целей её подсистем. Это важное обстоятельство имеет существенное значение как к управлению территориальными системами в целом, так и к управлению природопользованием. Например, жители одного из поселений Горномарийского района протестуют против создания на их территории полигона ТБО. Понятно, что такое соседство противоречит их интересам, но зато соответствует интересам района в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: