Верить в Бога, по Канту, означает не размышлять о его бытии, а просто быть добрым. Учитывая, что Кант отождествлял мораль с религией (нравственный закон внутри нас), третий вид веры надо понимать как религиозную веру.
Заблуждение – это суждение, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Гитлер доходил до исступления веры в истинности своих речей. Судьи – пуритане, твердо верили в свою правоту, посылая на костер ученых.
Заблуждение как нравственно-психологический феномен отличается от лжи.
Ложь – это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман.
Более ясно уловку можно иллюстрировать на примере трагедии У. Шекспира «Макбет». Сцена, в которой призраки, видящие все- и настоящее и будущее,- хотят погубить Макбета, усыпить его бдительность. Они ему говорят:» Пей кровь и пожинай людской закон. Макбет для тех, кто матерью рожден, неуязвим. Будь смел как лев. Да не вселят в смятенье в тебя ни заговор, ни возмущенье. Пока на Дунсинанский холм в поход Бирманский лес деревья не пошлет, Макбет не сокрушим».
Речь духов- это и правда и ложь: она двусмысленна. Конечно на взятие Дунсианского холма лес не сможет пойти, но пойдут войны честного и умного Макдуфа, прикрывшись ветвями, срубленными в Бирманском лесу.
Итак, это пример типичной уловки. Уловкой будет и то, когда оратор начнет говорить непонятными для аудитории словами и не имеющими никакого отношения к предмету спора. Но он будет говорить убедитнльно, с пафосом, чтобы внушить доверие и рассеять сомнения. Как это сделал Остап Бендер в любопытном «диспуте» в книге Ильфа и Петрова «12 стульев».
-Как же вы утверждаете, что Бога нет - Алозий Морошок задушевным голосом.- когда все живое создано им!
-Знаю,знаю,- сказал Остап,- я сам старый католик и латинист. Пуэр, соцер, веспер, генер, либер, лизер, аспер, тенер.
Эти латинские исключения, зазубренные Остапом в третьем классе и до сих пор бессмысленно сидевшие в голове, произвели на собеседника магнетическое действие. (И он, осознав свою слабость перед могущественным Остапом, замолчал.)
С нравственной точки зрения заблуждение – это добросовестная неправда, а обманчивая добросовестная неправда, хотя можно привести немало примеров тому, когда ложь во спасение выступает как нечто нравственно оправданное: разведчик вынужден логикой своего дела жить в атмосфере всевозможных легенд; врач с утешительной целью вынужден, исходя из благородных побуждений, нередко скрывать опасное положение больного.
Знание – большая сила, незнание – тоже сила, а вот невежество – это всегда слабость.
Таким образом: 1. Истина – это совокупность знаний о действительности; 2.Знания – важнейшие средства преобразования действительности, они представляют собой динамическую, быстроразвивающуюся систему. 3. Определенные знания являются истинными при определенных условиях. Поэтому выделяют абсолютную и относительную истину. 4. Вера – внушенная мысль о существовании чего либо. 5. Противоположностью знания является заблуждение. Заблуждение представляет собой не соответствие знаниям его предмету.