Тема 18. Основные проблемы дидактики

(ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ)

Основные положения лекции

Цели, задачи, функции обучения (обучающая, развивающая, воспитывающая). Дидактические принципы. Содержание образования. Образовательный стандарт, учебный план, учебная программа. Организационные системы и формы обучения. Методы и средства обучения. Проблемы контроля и оценки успеваемости учащихся. Основные этапы деятельности преподавателя по подготовке, проведению, анализу учебного занятия.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие целостного педагогического процесса.

2. Информационно–объяснительное (традиционное), проблемное, программированное обучение.

3. Активные методы обучения.

4. Индивидуальный подход в обучении.

Темы рефератов и сообщений

1. Проблемы определения содержания образования.

2. Технические средства обучения.

3. Традиционные и интенсивные методики обучения иностранному языку.

4. Оценка и отметка: за и против.

Задачи

1. Рассудите спор двух учителей. Первый из них сказал: «Нельзя детям подходить с одной меркой. Их миллионы, но нет и двоих одинаковых во всех отношениях. Каждый ребенок нуждается в особом подходе». Второй возразил: «А почему же, собственно, нельзя? Закон один для всех, перед ним все равны. Известно, что сами ученики считают предъявление всем единых требований едва ли не основным признаком справедливости» [1].

О каких аспектах отношения к ученикам говорил каждый из педагогов? Можно ли объединить эти точки зрения?

2. Ниже приводятся два варианта начала рассказа учителя о М.В. Ломоносове ученикам 7-8 классов. Сравните их между собой и скажите, какой вариант и почему более удачен для привлечения внимания учащихся к рассказу. Что в этом варианте используется в качестве дополнительного стимула для возбуждения интереса?

А. «Сын рыбака – помора М.В. Ломоносов первые 19 лет своей жизни провел на далеком Севере, в селе Денисовке, близ берегов Белого Моря. Однажды у одного из своих односельчан мальчику удалось достать учебники по грамматике и арифметике. Эти книги, которые позднее Ломоносов называл «вратами моей учености», он буквально выучил наизусть и страстно захотел продолжить учение. И вот тайком от отца, пристав к одному из обозов, он добрался до Москвы и, преодолев всяческие трудности, поступает в Славяно–греко– латинскую академию…».

Б. «Однажды темной ночью из дома бежал мальчик. Пристал он к одному из обозов и благополучно добрался до Москвы. Там он поступил в школу. Прошло много лет… В Петербурге, в одном из старинных домов Петра Великого, в кабинете, уставленном физическими приборами и заваленном книгами, чертежами и рукописями, стоял у стола человек в белом парике и придворном мундире и объяснял Екатерине II новые опыты по электричеству. Это был Ломоносов, тот самый, который когда – то бежал из дому…» [2].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: