(ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ)
Основные положения лекции
Цели, задачи, функции обучения (обучающая, развивающая, воспитывающая). Дидактические принципы. Содержание образования. Образовательный стандарт, учебный план, учебная программа. Организационные системы и формы обучения. Методы и средства обучения. Проблемы контроля и оценки успеваемости учащихся. Основные этапы деятельности преподавателя по подготовке, проведению, анализу учебного занятия.
1. Понятие целостного педагогического процесса.
2. Информационно–объяснительное (традиционное), проблемное, программированное обучение.
4. Индивидуальный подход в обучении.
Темы рефератов и сообщений
1. Проблемы определения содержания образования.
2. Технические средства обучения.
3. Традиционные и интенсивные методики обучения иностранному языку.
4. Оценка и отметка: за и против.
Задачи
1. Рассудите спор двух учителей. Первый из них сказал: «Нельзя детям подходить с одной меркой. Их миллионы, но нет и двоих одинаковых во всех отношениях. Каждый ребенок нуждается в особом подходе». Второй возразил: «А почему же, собственно, нельзя? Закон один для всех, перед ним все равны. Известно, что сами ученики считают предъявление всем единых требований едва ли не основным признаком справедливости» [1].
О каких аспектах отношения к ученикам говорил каждый из педагогов? Можно ли объединить эти точки зрения?
2. Ниже приводятся два варианта начала рассказа учителя о М.В. Ломоносове ученикам 7-8 классов. Сравните их между собой и скажите, какой вариант и почему более удачен для привлечения внимания учащихся к рассказу. Что в этом варианте используется в качестве дополнительного стимула для возбуждения интереса?
А. «Сын рыбака – помора М.В. Ломоносов первые 19 лет своей жизни провел на далеком Севере, в селе Денисовке, близ берегов Белого Моря. Однажды у одного из своих односельчан мальчику удалось достать учебники по грамматике и арифметике. Эти книги, которые позднее Ломоносов называл «вратами моей учености», он буквально выучил наизусть и страстно захотел продолжить учение. И вот тайком от отца, пристав к одному из обозов, он добрался до Москвы и, преодолев всяческие трудности, поступает в Славяно–греко– латинскую академию…».
Б. «Однажды темной ночью из дома бежал мальчик. Пристал он к одному из обозов и благополучно добрался до Москвы. Там он поступил в школу. Прошло много лет… В Петербурге, в одном из старинных домов Петра Великого, в кабинете, уставленном физическими приборами и заваленном книгами, чертежами и рукописями, стоял у стола человек в белом парике и придворном мундире и объяснял Екатерине II новые опыты по электричеству. Это был Ломоносов, тот самый, который когда – то бежал из дому…» [2].






