Практикум. Для определения особенностей психологического переживания возраста выполните следующие действия

Для определения особенностей психологического переживания возраста выполните следующие действия:

1.Представьте себе мысленно всю свою жизнь - прошлое, настоящее, будущее. До какого возраста вы надеетесь дожить?…(постарайтесь дать реалистическую оценку).

2. В представленной ниже таблице обведите кружком число, соответствующее указанному вами возрасту (с точностью до 5 лет).

Пятилетие жизни Сте Степень насыщенности событиями.
                   
1-5                    
6-10                    
11-15                    
16-20                    
21-25                    
26-30                    
31-35                    
36-40                    
41-45                    
46-50                    
51-55                    
56-60                    
61-65                    
66-70                    
71-75                    
76-80                    
81-85                    
…..                    

3.С помощью таблицы попытайтесь оценить каждое пятилетие вашей жизни по степени насыщенности важными для вас событиями. Событиями могут быть какие-либо изменения в природе и обществе, в вашем внутреннем мире (мыслях, чувствах, переживаниях), в состоянии вашего здоровья; в поведении, в ваших действиях и поступках в семье и на работе, в учебе, общении с друзьями и т. д. Исходя из такого понимания слова «событие», оцените сначала насыщенность первого пятилетия. Свою оценку отметьте знаком «+» в соответствующей клетке таблицы, учитывая что: 10 баллов – максимальная степень насыщенности, 1 балл – минимальная степень насыщенности. Далее оцените степень насыщенности оставшихся пятилетий вплоть до отмеченного вами возраста.

4.Подсчитайте общую сумму баллов по всем пятилетиям – и прошлым и будущим.

5.Подсчитайте, сколько баллов приходится на прошлые пятилетия. Если вам, к примеру, 20 лет, то следует взять сумму баллов до 20 лет включительно. Но если 21 год, то нужна небольшая «поправка» - к имеющейся сумме «прошлого» прибавьте 1/5 балла, стоящего в графе 21-25 лет. Если вам 22 года, прибавьте 2/5 этого балла и т.п.

6.Разделите сумму «баллов прошлого» на общую сумму баллов всех пятилетий. Полученный результат – показатель субъективной «реализованности жизни».

7. Умножьте этот показатель на ожидаемую вами продолжительность жизни. Это и есть ваш психологический возраст [4].

Обсуждение и содержательный анализ полученных результатов будет проведен на практическом занятии.

Литература

Бодалев А.А. Психология зрелого возраста и акмеология. – М., 1998.

Выготский Л.С. Проблемы возраста// Собр. соч.: В 6т. – Т.4– М., 1983. – С. 244-268.

Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.

Кон И.С. Психология старшеклассников. – М., 1988.

Кон И.С. Ребёнок и общество. – М., 1988.

Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблемы периодизации развития личности в психологии. – М., 1981.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1996.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., 1998.

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 1999.

Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. – М., 1994.

Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М., 1989.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.

Эриксон Э. Детство и общество. – М., 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: