Тема 16. Предмет, задачи, отрасли и методы педагогики

Педагогика как реальная практика воспитания и как наука об основных закономерностях воспитания и обучения человека. Понятия «воспитание» (в широком и узком смысле), «обучение», «образование», «развитие», их соотношение и взаимосвязь. Воспитывающие силы общества. Связь педагогики с другими науками. Педагогика и психология. Основные отрасли и разделы педагогической науки. Методы педагогических исследований.

Система образования в России: проблемы и перспективы. Педагог и его предназначение в обществе. Педагогика и профессиональная деятельность современного специалиста.

Вопросы для обсуждения

1. Педагогика: наука или искусство?

2. Педагогическое мастерство.

3. Основные положения Закона РФ «Об образовании».

4. Социометрия как один из методов исследования отношений в группе учащихся.

Темы рефератов и сообщений

1. Реформы системы образования в России.

2. Система образования в одной из зарубежных стран (по выбору).

3. Институты воспитания, их функции и возможности.

4. Проблемы педагогического взаимодействия и общения.

5. Социальная педагогика и социальная работа.

Задачи

1. Схематически (в виде кругов) изобразите соотношение понятий «воспитание» (в широком и узком смысле), «обучение», «образование».

2. В последнее время некоторые ученые говорят о том, что термин «педагогика» не отвечает современному предмету и содержанию данной науки. Предлагают заменить этот термин на «андрогогику». Объясните, чем вызваны такие высказывания. Как вы относитесь к подобным предложениям? Обоснуйте свою позицию.

Упражнения

1. Проанализируйте взаимосвязь педагогики (в широком смысле) со сферой вашей будущей профессиональной деятельности. Какие педагогические умения и навыки понадобятся в вашей работе (организаторские, коммуникативные, оценочные и т.п.)?

2. Попробуйте представить, какой будет школа в середине XXI века. Что в ней останется от современной организации обучения и воспитания, взаимодействия учеников, учителей, родителей, общества. Какие появятся новые тенденции? Обобщите своё мнение в проекте «Школа будущего», который можно проиллюстрировать рисунками, схемами, таблицами и т.п.

Литература

Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М., 1994.

Гершунский Б.С. Философско–методологические основания образования в России. – М., 1993.

Закон Российской Федерации «Об образовании». – М., 1996.

Кан–Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.

Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. – Л., 1985.

Образование в современном мире: состояние и тенденции развития./Под ред. М.И. Кондакова. – М., 1986.

Основы педагогического мастерства./ Под ред. И.А. Зязюна. – М., 1989

Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. – М., 1996.

Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999.

Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. – М., 1998.

Философия образования для XXI века. – М., 1992.

Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Книга для учителя. – М., 1987.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: