На этом этапе самым важным является обеспечение условий для того, чтобы ребенок как можно раньше мог познакомиться с процессом чтения, у него сформировался интерес к чтению и желание научиться самостоятельно читать. С этой целью полезно:
Þ Как можно больше читать ребенку разнообразную детскую литературу, учитывая его просьбы, интересы и желания.
Þ Прежде чем включаться вместе с ребенком в процесс совместного чтения, добиться того, чтобы и у взрослого и у ребенка было ровное и хорошее настроение. В противном случае, лучше отложить занятия. В процессе занятий настроение не должно портиться ни у взрослого, ни у ребенка.
Þ Знакомить (сталкивать) дошкольника с различными ситуациями и задачами, где необходимо самостоятельное умение читать – совместное рисование, написание и чтение различных текстов, объявлений, надписей, привлекающих ребенка.
Þ Вовлекать дошкольника в процесс припоминания ранее прочитанного, в разнообразные формы его обсуждения, а также в совместный пересказ прочитанного.
|
|
В такой комплекс указанных взаимодействий полезно включать ребенка уже с возраста раннего детства.
Если такой подготовительный этап отсутствует, то занятия чтением могут становиться скучными и не имеющими для ребенка личностного смысла. Более того, если ребенка взрослые включают в занятия чтением против его воли и занятия реализуются в эмоционально негативном контексте взаимодействий, то у ребенка может сформироваться стойкое негативное отношение ко всему, что связано с чтением, книгой и умением читать.
2. Этап формирования умений осуществлять слого-звуковой анализ речи.
Такие умения часто начинают формировать только с момента знакомства дошкольника с буквами. Между тем, умение «на слух» выделять различные слова в составе предложений, а также слоги и звуки речи (фонемы) в составе слов, полезно формировать задолго до овладения ребенком алфавитом.
Поток устной (разговорной) речи по многим параметрам членится иначе, чем речь письменная. Единицами оперирования в чтении являются буквы; смыслоразличительными единицами разговорной речи являются фонемы. Между буквами и фонемами нет взаимно однозначных соответствий. Вместе с тем, если ребенок начинает одновременно овладевать звуковым анализом речи и анализом их графического обозначения (знакомство с буквами), то часто происходит смешение формирующихся у ребенка представлений и понятий о звуках и буквах, а также о том, что и как произносится, называется, обозначается. Формирование умений осуществлять звуковой анализ речи до знакомства с буквами, позволяет избежать такого смешения. Звуковой анализ речевых высказываний включает:
|
|
· Умение выделять из звукового потока отдельные словосочетания (синтагмы) и слова, разбивать звучащие слова на слоги, а также выделять в словах фонемы (звуки, выполняющие в речи смыслоразличительную функцию).
· Умение слышать в потоке звуковой речи разные варианты звучания и произношения одной и той же фонемы, которые зависят от сочетания данной фонемы с другими фонемами в составе различных слов.
С целью развития исходных умений анализировать лексико-синтаксический и слого-звуковой состав устной речи полезно включать во взаимодействия с дошкольником задачи и игры:
Þ «В слова и предложения»: сколько слов в предложении?; придумай предложение, где столько же слов...; придумай предложение с данным словом…; закончи предложение...; составление предложений путем добавления слов и так далее. При этом полезно научить ребенка различать, что разные слова могут обозначать: предметы и действия, признаки предметов и действий, различные межпредметные отношения и связи.
Þ «В слова и слоги»: разложение слов на слоги с последующим нахождением слов с определенным слогом в начале, середине, конце слова; разложение слов на слоги с акцентированием ударного слога и последующем нахождении слов с таким же количеством слогов и расположением ударного слога. Полезно также научиться выделять слогообразующий гласный звук в выделяемых слогах.
Þ «В слова и звуки (фонемы)»: нахождение слов начинающихся с определенной фонемы, оканчивающихся на определенную фонему, содержащих определенную фонему в середине слова в ударных и безударных слогах.
Þ «В слоги и звуки»: изменение определенного слога или односложных слов путем замены согласных и гласных фонем; составление разных слогов с определенной фонемой (звуком).
Þ Задачи на выделение гласных и согласных звуков; твердых и мягких, звонких и глухих.
На этом этапе полезно детей научить ориентироваться в основных признаках и характеристиках звуков. Познакомить детей с тем, что гласные звуки:
· Произносятся голосом, и выдыхаемый при произношении воздух не встречает преград.
· Образуют слоги.
В отличие от гласных, согласные звуки:
· Произносятся с шумом, а выдыхаемый при произношении воздух встречает преграды в виде языка, зубов, губ.
· Не образуют слог. При этом в одном слоге может быть несколько согласных звуков.
· Могут быть твердыми и мягкими.
· Могут быть звонкими и глухими. Звонкие согласные произносятся с участием голоса, а глухие без участия голоса.
Важнейшими средствами отработки навыков звукового анализа речи у детей являются начерченные под картинками звуковые схемы (модели) предложений и слов, в которых с помощью условных знаков фиксируется лексический состав предложений и слоговый и фонемный состав слов. Такие модели дети учатся самостоятельно заполнять, а затем и самостоятельно строить. С помощью простых графических средств детей учат фиксировать и противопоставлять: различные лексические единицы в составе предложений; ударные и безударные слоги в составе слов; гласные – согласные, звонкие – глухие, твердые – мягкие фонемы в составе слов. Такое моделирование служит промежуточным звеном как в овладении умениями воспроизводить фонемы по буквам (чтение), так и в овладении способами фиксирования слов с помощью букв (овладение письмом).
Таким образом, на этом этапе формируется общая схема фонетического разбора слов («звукового анализа»), которая обеспечивает: установление количества звуков, слогов, выделение согласных и гласных звуков, выявление характеристик согласных звуков – звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные.
При отсутствии такой ориентировки, ребенку становится сложно понять основные принципы использования букв для графического фиксирования различных звуков (фонем). В результате обучение чтению затрудняется и может формироваться большой диапазон навыков ошибочного чтения (см. ниже).