Что такое процесс чтения?

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ.

Современные методики обучения детей чтению опираются на основополагающие теоретические позиции, которые были сформулированы Д.Б. Элькониным. Основные принципы организации условий для овладения детьми умением читать, кратко могут быть изложены в форме ответов на ряд теоретических вопросов. Знание таких принципов может помочь педагогам, психологам, родителям разобраться во многих проблемах, возникающих между взрослыми и детьми в образовательных взаимодействиях при обучении дошкольника (и младшего школьника) умениям читать.

Какова система задач, которые приходится решать ребенку в дошкольном и младшем школьном возрастах с помощью взрослых, чтобы овладеть умениями и навыками чтения?

Последовательность операций и действий, обеспечивающих процесс чтения и понимания текстов, заключается в восприятии букв и установлении их значения (значения отдельных букв!) путем верного воспроизведения звуков (фонем) при правильном их объединении в слова и словосочетания, и последующем извлечении значений и смыслов из текста по мере его прочтения. Поэтому важнейшими задачами при обучении чтению является установление отношений между тремя основными плоскостями анализа вербальной и письменной речи:

· Плоскость членения речи на составляющие звуковые единицы, несущие функцию смыслоразличения – фонемы.

· Плоскость графического обозначения слов, предложений, текстов с помощью букв и знаков.

· Плоскость значения и смысла слов, предложений, текстов.

Что такое процесс чтения?

Овладение умениями и навыками чтения – сложнейшая система задач, которые приходится решать ребенку в дошкольном и младшем школьном возрастах с помощью взрослых. Последовательность операций и действий, обеспечивающих процесс чтения и понимания текстов предполагает: а) восприятие букв и верное установление их отношений со звуковым (фонематическим) составом речи; б) последующее верное воспроизведение звуков (фонем) при правильном их объединении в слова и предложения; в) извлечение значений и смыслов из слов, предложений и текста по мере их прочтения. Терминологически более точно операции, которыми требуется овладеть ребенку, чтобы научиться читать, могут быть изложены следующим образом:

· Каждой букве должна быть правильно сопоставлена определенная фонема – диапазон звуковых признаков, имеющий определенную смыслоразличительную характеристику. При этом: а) требуется навык правильного выбора фонемы, так как в языке нет полного взаимно однозначного соответствия между буквами и обозначаемыми фонемами (звуками); б) требуется навык правильного воспроизведения и объединения фонем при чтении, которые имеют разные акустические характеристики в зависимости от того, в окружении каких других фонем они произносятся.

· Для фонетически верного воспроизведения отдельных слов должны быть правильно воспроизведены последовательности фонем, обозначенные последовательностями букв. При этом необходим ряд навыков:

а) Навыки опережающей ориентировки в последовательности букв, так как только таким образом становится возможным слитное и правильное произношение слогов и слов.

б) Навыки опережающей ориентировки, направленной на опознавание слов и выделение ударных слогов, без чего невозможно верное произношение слов.

· По мере чтения последовательностей слов необходимо постоянное построение значений и смысла на основе прочитываемого текста. Наиболее эффективно построение значений и смысла осуществляется с того момента, когда операции воспроизведения фонем по буквам автоматизируются и перестают осознаваться. С этого момента ребенок может переходить к овладению интонационно верным чтением предложений, которое требует опережающей ориентировки уже в лексическом составе предложения, которое должно быть интонационно верно произнесено. При этом понимание смысла прочитанного становится возможным при последовательной ориентировке в отношениях лексического и грамматического значения каждого слова не только к более или менее длинному ряду синтагматических связей слов в предложениях, но и к смыслу ранее прочитанного (феномен «вливания смыслов»). В свою очередь, понимание общего смысла прочитанного обеспечивается еще более сложными процессами установления отношений между семантическими (смысловыми) единицами текста.

Последняя группа операций представляет собой овладение не столько «техническими» навыками чтения, сколько умениями мыслительными. Извлечение смысла из прочитанного текста – это уже мыслительная задача. Можно технически эффективно читать слова и предложения, но при этом не справляться с задачами извлечения значений и смыслов из прочитанных текстов. И тот, кто читает «верно» (а не быстро!), тот и хорошо мыслит. Данную группу умений человек совершенствует уже на протяжении всей жизни.

Таковы самые общие и поверхностные характеристики операций, которые обеспечивают овладение умением читать. Следует заметить, что навыки чтения «про себя» у взрослого человека могут быть автоматизированы и сокращены до такой степени, что извлечение смысла из текстов перестает требовать постоянного соотнесения букв с обозначаемыми звуками (фонемами) и складывания из звуков слов. При таком чтении смысл прочитываемого текста извлекается прямо из графических знаков – букв и их сочетаний. Такие навыки чтения не формируются сходу, присутствуют далеко не у всех читающих взрослых и требуют продолжительной практики чтения.

Все изложенное выше позволяет выделить ряд основных этапов, которые полезно соблюдать для повышения эффективности овладения ребенком умениями и навыками чтения. При этом следует иметь в виду, что в настоящее время не существует единственной «правильной» методики обучению чтению. Вместе с тем, следует помнить, что существуют неверные методики обучения чтению, а также методические средства, которые закономерно обеспечивают автоматизацию таких навыков чтения у ребенка, которые в последующем будут отрицательно сказываться на совершенствовании читательской деятельности.

Основные этапы формирования умений и навыков чтения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: