Этап овладения умениями читать слова и предложения

На этом этапе ребенок учится интонационно выразительному чтению вслух целыми предложениями с ориентировкой на понимание их значения.

Поэтому следует научить ребенка при чтении текстов ориентироваться:

· На то, что предложение всегда начинается с заглавной (большой) буквы, а в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак (эти знания могут быть заданы ребенку и на более ранних этапах обучения чтению).

· На то, что в предложении всегда выражается законченная мысль, которую в процессе чтения следует понять и запомнить.

· На то, что произнесение вслух предложений (высказываний) может иметь различные типы интонационной структуры.

Для того чтобы чтение вслух носило интонационно выразительный и осмысленный характер, ребенку необходима опережающая ориентировка в лексическом составе целого предложения. С целью формирования такой ориентировки полезно:

Þ Осуществлять постепенный переход к произнесению после ориентировочного прочтения «про себя» не отдельных слов, а словосочетаний и предложений.

Þ После однократного прочтения двух, трех, четырех и более предложений, осуществлять пересказ их основного содержания. Постепенно переходить к пересказу после прочтения отдельных абзацев и более объемных фрагментов текста.

С этого этапа полезно разделять два разных вида чтения, которые используются для различных целей и предполагают формирование различных операциональных составляющих: а) интонационно выразительное чтение вслух для других людей; б) быстрое чтение для себя и «про себя», направленное на извлечение значений и смысла из прочитываемого текста с его возможным последующим пересказом.

Отметим, что стремление обучить детей в начальной школе сверхбыстрому чтению вслух – это задача, которая часто ведет к множеству негативных и даже абсурдных, с психологической точки зрения, результатов и последствий:

· Прежде всего, нормальное выразительное чтение вслух – это чтение для других людей, которое предполагает скорость от 70 до 90 слов в минуту. Чтение вслух свыше 90 слов в минуту не может быть выразительным, ясным и достаточно понятным другим людям. Такое чтение может косвенно способствовать формированию навыков извращенных и неэффективных форм внешней речи у ребенка.

· При отработке навыков сверхбыстрого чтения вслух у ребенка могут формироваться и автоматизироваться искаженные артикуляции, которые могут длительно сохраняться даже при чтении с оптимальной скоростью. Это, например, «проглатывание» конечных слогов в словах; нечеткое проставление ударений в словах; отсутствие интонационной выразительности при чтении предложений и т.д.

· Сосредоточение детей на отработке сверхбыстрого чтения вслух часто ведет к формированию навыков быстрой артикуляции без извлечения значений и смысла из прочитанного материала. Скорость чтения начинает опережать скорость понимания прочитываемого. Такие навыки быстрой, но бессмысленной артикуляции в последующем могут серьезно мешать ребенку в чтении сложных для понимания текстов. Читая такие тексты, ребенок вместо осмысления содержания, привычно начинает соскальзывать на навыки быстрой артикуляции «про себя», не замечая этого. Возникает быстрое автоматизированное, но бессмысленное чтение «про себя».

· При постоянной и настойчивой отработке навыков сверхбыстрого чтения вслух, у ребенка могут формироваться и автоматизироваться прочные речедвигательные мышечные артикуляции, на которые ребенок продолжает в последующем опираться при овладении навыками чтения «про себя». При этом внутриречевое проговаривание может в последующем значительно замедлять формирование навыков быстрого чтения «про себя». Такие навыки у эффективно читающих людей опираются не столько на внутриречевые, развернутые во времени артикуляции, сколько на движение глаз и целостные одномоментные зрительные образы графически зафиксированных слов и предложений.

Поэтому на данном этапе полезно обучению детей чтению разделять и подчинять двум различным целям: а) научить артикуляционно верно, выразительно и с пониманием читать для других (внешнее чтение); б) учить и совершенствовать навыки быстрого чтения «про себя» с целью понимания и извлечения из текстов важного «для себя» содержания (умственное, «внутреннее» чтение). Решение последней задачи предполагает:

Þ Осуществлять постепенный переход к умственному ориентировочному прочтению «про себя» предложений, абзацев и все более объемных фрагментов текстов с обязательным последующим пересказом их содержания.

Þ Осуществлять чтение «про себя», направленное на решение разных задач: подробный и краткий пересказ, выделение главной мысли (смысла), выделение заранее определенного содержания из прочитываемого текста и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: